г. Самара |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А72-10614/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2012 по делу N А72-10614/2012 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания" (ИНН 7328501307, ОГРН 1057328000322), г.Ульяновск, к Управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве заинтересованных лиц государственного инспектора г.Ульяновска по пожарному надзору Гулого Евгения Викторовича, г.Ульяновск, директора общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания" Немчака Льва Вячеславовича, г.Ульяновск, об оспаривании предписания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания" (далее - ООО "Производственная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании предписания от 14.09.2012 N 127/4, выданного государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Гулым Е.В., незаконным в части пунктов 1, 2, 3 и возложения на общество следующих обязанностей:
- по подготовке паспорта безопасности опасного производственного объекта предприятия: участок механизации (peг. номер А52-03281-001, дата регистрации - 26.02.2002), цех организации (peг. номер А52-03281-002, дата регистрации - 21.02.2007), цех механической обработки древесины, мебельных и строительных деталей (peг. номер А52-03281-003, дата регистрации - 21.02.2007);
- по проведению подготовки руководителя организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ;
- по проведению подготовки работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Решением от 18.12.2012 по делу N А72-10614/2012 Арбитражный суд Ульяновской области оставил заявление общества без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "Производственная компания" просило отменить указанное судебное решение в части отказа в признании пункта 1 оспариваемого предписания незаконным и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, в указанной части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, установленными частью 5 статьи 268 АПК РФ, исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Как видно из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Производственная компания", Главное управление МЧС России по Ульяновской области установило нарушение обществом обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе не разработан паспорт безопасности опасного производственного объекта предприятия (участок механизации (peг. номер А52-03281-001, дата регистрации - 26.02.2002), цех организации (peг. номер А52-03281-002, дата регистрации - 21.02.2007), цех механической обработки древесины, мебельных и строительных деталей (peг. номер А52-03281-003, дата регистрации - 21.02.2007), что является нарушением пунктов 2, 3, 4, 5 приложения к Приказу МЧС РФ от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" (далее - Приказ N 506).
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 14.09.2012 N 127.
В предписании от 14.09.2012 N 127/4 Главное управление МЧС России по Ульяновской области обязало общество в срок до 10.01.2013 устранить указанное нарушение.
Материалами дела подтверждается, что общество использует в своей деятельности производственные объекты, внесенные в государственный реестр опасных производственных объектов Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области (А52-03281), - участок механизации, цех организации, цех механической обработки древесины, мебельных и строительных деталей.
Наличие у ООО "Производственная компания" указанных объектов подтверждается свидетельством о регистрации от 21.02.2007 N А52-03281 и лицензией от 02.10.2009 N ВП-52-000737 (ЗК), выданными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
Из пункта 1 приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ следует, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые и токсичные вещества.
В пункте 2 приложения к Приказу N 506 указано, что типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 приложения к Приказу N 506 паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.
Согласно пункту 4 приложения к Приказу N 506 разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
В 5 приложения к Приказу N 506 указано, что паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.
Приказ N 506 издан МЧС РФ в соответствии с поручением, содержащемся в решении совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13.11.2003 N 4, подпункт 5а).
Судом первой инстанции установлено, что довод общества о том, что типовой паспорт должен быть разработан исключительно для критически важных для национальной безопасности объектов, противоречит как тексту протокола от 13.11.2003 N 4, так и пункту 2 приложения к Приказу N 506.
Приказ N 506 зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2004, не признан недействующим в установленном законом порядке и, следовательно, является обязательным для исполнения для органов, осуществляющих государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций, и для указанных в нем лиц.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (в редакции Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ) определено, что к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, в том числе опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды) (подпункт "а" пункта 1).
Таким образом, содержащееся в оспариваемом предписании требование о разработке обществом паспорта безопасности опасного производственного объекта является правомерным.
Следовательно, в обжалованной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 11.01.2013 N 46 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2012 года по делу N А72-10614/2012 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10614/2012
Истец: ООО "Производственная компания"
Ответчик: Управление надзорной деятельности ГУ МЧС по Ульяновской области
Третье лицо: Государственный инспектор г. Ульяновска по пожарному надзору Гулый Евгений Викторович, Директор ООО "Производственная компания" Немчак Лев Вячеславович, госинспектор г. Ульяновска по пожарному надзору Гулый Евгений Викторович, Директор Ооо Производственная компания Немчак Лев Вячеславович