г. Киров |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А82-8556/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пуртовой Т.Е.,
судей Дьяконовой Т.М., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Русиновой А.И., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Малкова В.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2013,
представителя третьего лица - Малкова В.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2013,
представителя УФНС по Ярославской области (заявителя жалобы) - Скупновой И.А., действующей на основании доверенности от 04.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика муниципального унитарного предприятия "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН: 1027601459764, Ярославская область г.Данилов), Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области (ОГРН: 1047707030513, г.Ярославль)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013 по делу N А82-8556/2012, принятое судом в составе судьи Чистяковой О.Н.,
по иску/заявлению Управления муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН:,ОГРН: )
к муниципальному унитарному предприятию "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН: 1027601459764, Ярославская область г.Данилов),
третье лицо: открытое акционерное общество "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство"
об исключении имущества из состава конкурсной массы,
установил:
Управление муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (далее - УМИ, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к муниципальному унитарному предприятию "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие ДЖКХ, должник, ответчик) об исключении из конкурсной массы объектов системы водоотведения города Данилова: очистных сооружений (лит. А,Б,В,Д), кадастровый номер объекта: 76:05:010003:0081:002952\00, расположенных по адресу: Ярославская область, г.Данилов, ул.Володарского, д. 86а, и канализационно-насосной станции (лит. А), общей площадью 131,6 кв.м., кадастровый номер объекта: 76:05:010003:0080:002954\01, расположенной по адресу: Ярославская область, г.Данилов, ул.Набережная, д. 62а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее-Общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013 исковые требования Управления муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области удовлетворены.
Муниципальное унитарное предприятие "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" и Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - УФНС по Ярославской области, налоговый орган) с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых, с учетом уточнения апелляционной жалобы истцом от 08.02.2013, просят отменить решение суда от 09.01.2013 и оставить исковые требования без рассмотрения.
По мнению заявителей жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска о безвозмездном изъятии спорного имущества из конкурсной массы, поскольку действующим законодательством определен особый порядок реализации социально значимых объектов, а не запрет на продажу такого имуществе вообще. Заявители жалоб считают, что решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле и иск рассмотрен судом в незаконном составе, с нарушением норм специальной подведомственности, в порядке гражданского судопроизводства вне рамок дела о банкротстве Предприятия ЖКХ. Заявители жалоб полагают, что право хозяйственного ведения на спорные объекты было зарегистрировано в надлежащем порядке и имущество включено в конкурсную массу должника по итогам инвентаризации основных средств должника, а собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться им. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) социально значимые объекты продаются путем торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы с их доводами не согласен, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Третье лицо в заседании апелляционного суда поддержало позицию истца.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы жалобы.
Открытое акционерное общество "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей должника.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании апелляционного суда 05.03.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12.03.2013 - 13 час. 15 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Второго арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Даниловскому муниципальному району Ярославской области на праве собственности принадлежат очистные сооружения (лит. А,Б,В,Д), кадастровый номер объекта: 76:05:010003:0081:002952\00, расположенные по адресу: Ярославская область, г.Данилов, ул.Володарского, д. 86а, и канализационно-насосная станция, (лит. А) общей площадью 131,6 кв.м. кадастровый номер объекта: 76:05:010003:0080:002954\01, расположенная по адресу: Ярославская область, г.Данилов, ул.Набережная, д. 62а. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее-ЕГРП) 13.05.2002.
Истцом спорные объекты переданы ответчику на праве хозяйственного ведения, данное право зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается представленными суду выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (т.1 л.д. 52,53).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2011 по делу N А82-14242/2010 Предприятие ДЖКХ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
При формировании конкурсной массы спорные объекты включены в конкурсную массу Предприятия ДЖКХ.
Полагая, что очистные сооружения и канализационно-насосная станция в силу статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) являются объектами системы водоотведения города Данилова и не подлежат отчуждению в частную собственность и в силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации данные объекты являются объектами, изъятыми из оборота, УМИ обратилось в суд с иском об исключении спорного имущества из конкурсной массы предприятия ДЖКХ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные объекты, являющиеся муниципальным имуществом, фактически выбыли из хозяйственного ведения Предприятия ДЖКХ, а запись в ЕГРП о государственной регистрации данного права не отражает реального положения вещей и противоречит принятым собственником имущества решениям по распоряжению его имуществом. Применительно к статье 9 Закона о водоснабжении включение очистных сооружений и канализационно-насосной станции, входящих в единственную систему водоотведения города Данилова, создает угрозу отчуждения указанных объектов в частную собственность, что законом не допускается.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 01.01.2012, установлен запрет на отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.
В силу пункта 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
При этом согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьей 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Согласно статье 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее, чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
Таким образом, поскольку здания очистных сооружений и канализационно-насосной станции изъяты из гражданского оборота, они подлежат безвозмездной передаче собственнику и не могут быть включены в конкурсную массу Предприятия ДЖКХ и являться предметом сделок купли-продажи.
При этом наличие государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия ДЖКХ на спорные объекты не является препятствием для применения положений статьи 132 Закона о банкротстве, которая является специальной по отношению к общим нормам права и носит императивный характер.
Вопреки доводам заявителей апелляционных жалоб статья 132 Закона о банкротстве не предусматривает какого-либо иного порядка передачи изъятого из оборота имущества, кроме как передача его соответствующим муниципальным образованиям.
Толкование указанной нормы права основано на особенностях правового режима данных объектов водоснабжения, их функционального назначения.
Пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве должен применяться с исключениями, указанными в Законе о банкротстве, которым защищены публичные интересы, имеющие приоритет над интересами конкурсных кредиторов, свободно распоряжаться имуществом несостоятельного должника.
Таким образом, конкурсный управляющий Предприятия ДЖКХ не вправе был включать спорные объекты в конкурсную массу, а должен был передать объекты недвижимости Даниловскому муниципальному району - собственнику очистных сооружений и канализационно-насосной станции.
Исковые требования УМИ удовлетворены правомерно.
Довод заявителей апелляционных жалоб о рассмотрении заявления об исключении имущества из конкурсной массы должника в незаконном составе суда является ошибочным, поскольку в силу статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело рассмотрено судьей единолично.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для оставления иска без рассмотрения применительно к статье 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы должника и налогового органа не нашли своего правового и документального обоснования при исследовании материалов дела в суде апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции и установленных обстоятельств по делу не опровергли.
Таким образом, обжалуемое решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального права, с учетом конкретных обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе ответчика относятся на него. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе с налогового органа не рассматривается, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации данный заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2013 по делу N А82-8556/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчика муниципального унитарного предприятия "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН: 1027601459764, Ярославская область г.Данилов) и Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области (ОГРН: 1047707030513, г.Ярославль) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8556/2012
Истец: Управление муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области
Ответчик: МУП Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство, МУП Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство в лице конкурсного управляющего Никитиной Анны Владиславовны
Третье лицо: ОАО "Даниловское жилищно-коммунальное хозяйство"