г. Москва |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А40-87057/12-120-843 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2012 по делу N А40-87057/12-120-843, судьи Блинниковой И.А.,
по заявлению ОАО "Энергосбытовая компания Московской области" (ОГРН 1075027005723; 140005, Московская обл., г.Люберцы, ул. Смирновская, д. 3)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (119017, г.Москва, Старомонетный пер., д. 3, стр. 1)
о признании незаконным предписания N 1888/КБ от 30.12.2011,
при участии:
от заявителя: |
Валов А.В. по доверенности 28.12.2012 N 97; Салахетдинов Р.Т. по доверенности от 30.11.2012 N 91; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2012, принятым по данному делу, удовлетворены требования открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания Московской области" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе N 1888/КБ от 30.12.2011 об устранении нарушений законодательства РФ.
При этом суд исходил из того, что предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 14.12.2010 заявителем приобретено 87,18% обыкновенных акций ОАО "Королевская электросеть СК". Обязательное предложение о приобретении у акционеров ОАО "Королевская электросеть СК" принадлежащих им акций 30.12.2010 направлено в указанное общество, с приложением банковских гарантий и копии отчета независимого оценщика.
В соответствии с абз.2 п.1 ст. 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в общество.
Обязательное предложение поступило в ОАО "Королевская электросеть СК" 30.12.2010.
Комплект документов направлен им в ФСФР России заказным письмом и получен последним 17.01.2011.
Указанный комплект документов письмом от 21.01.2011 (исх. N 11-СХ-03/772) возвращен заявителю без рассмотрения.
ОАО "ЭСКМО" 01.04.2011 направило отчет об итогах принятия обязательного предложения о приобретении у акционеров ОАО "Королевская электросеть СК" принадлежащих им акций в общество и в РО ФСФР России по ЦФО с приложением отчета об итогах принятия обязательного предложения о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества "Королевская электросеть СК" (далее - Отчет) от 01.04.2011; обязательного предложения о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества "Королевская электросеть СК" от 30.12.2010 (далее - Обязательное предложение).
В РО ФСФР России по ЦФО вместе с отчетом об итогах принятия обязательного предложения 01.04.2011 направлено и обязательное предложение о приобретении у акционеров ОАО "Королевская электросеть СК" принадлежащих им акций с приложением банковских гарантий и копии отчета независимого оценщика. В этот же день, 01.04.2011, указанные документы поступили в РО ФСФР России по ЦФО, о чем свидетельствует сделанная экспедицией РО ФСФР России по ЦФО отметка.
Ответчиком сделан вывод о нарушении открытым акционерным обществом "Энергосбытовая компания Московской области" (далее - ОАО "ЭСКМО") порядка действий лица при приобретении более 30 % акций открытого акционерного общества.
В соответствии с информацией, изложенной в п. 2.13.1 Обязательного предложения, количество акций открытого акционерного общества "Королевская электросеть СК" (далее - Общество), принадлежащих ОАО "ЭСКМО" - 93979 обыкновенных именных акций, что составляет 87,18% размещенных акций Общества.
Согласно п. 5.2.1 Обязательного предложения количество приобретаемых ценных бумаг данного вида, категории (типа) - 13826, что составляет 12,83% размещенных акций Общества.
Согласно списку аффилированных лиц общества по состоянию на 31.12.2010, размещенному на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации (http://www.kensbyt.ru) ОАО "ЭСКМО" является владельцем 87,18 % размещенных акций общества, что составляет 93979 обыкновенных именных акций ОАО "Королевская электросеть СК".
Из представленных документов следует, что ОАО "ЭСКМО" письмом от 30.12.2010 (исх. N 1986/10-Ю) направило в ФСФР России обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Королевская электросеть СК".
ФСФР России письмом от 21.01.2011 (исх. N 11-СХ-03/772), направленным в адрес общества и полученным 31.01.2011 (вх. N 90/11-ОДО), сообщило о том, что обязательное предложение ОАО "ЭСКМО" о приобретении ценных бумаг ОАО "Королевская электросеть СК" оставлено без рассмотрения в связи с тем, что ОАО "Королевская электросеть СК" не включено в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР России, утвержденный приказом ФСФР России от 28.10.2008 N 08-42/пз-н.
Также ФСФР России сообщило о том, что территориальные органы ФСФР России осуществляют в установленной сфере государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, не отнесенных Приказом ФСФР России от 21.11.2006 N 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынка и ее территориальными органами" к компетенции ФСФР России. Территориальные органы ФСФР России осуществляют государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность соответствующие территориальные органы ФСФР России согласно приказу ФСФР России от 22.06.2006 N 06-69/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам".
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
В соответствии с пунктом 7 статьи 84.2 Федерального закона правила статьи 30 Федерального закона распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 статьи 30 Федерального закона ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое акционерное общество.
В соответствии с п. 2 ст. 84.9 Федерального закона обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
В соответствии с п. 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ", утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н (далее - Положение) добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты его направления в общество.
Согласно списку аффилированных лиц общества по состоянию на 31.09.2011, размещенному на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации (http://www.kensbyt.ru). ОАО "ЭСКМО" является владельцем 98,36 % размещенных акций Общества.
Вместе с тем по состоянию на 23.12.2011 публичная оферта ОАО "ЭСКМО" в отношении ценных бумаг Общества, предусмотренная главой XI. 1 Федерального закона, в РО ФСФР России в ЦФО не поступала.
Посчитав, что заявителем нарушены требования п.п. 1, 7 статьи 84.2, п. 2 статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", РО ФСФР России в ЦФО вынесено предписание N 1888/КБ об устранении нарушений законодательства РФ.
В указанном предписании РО ФСФР России по ЦФО предписывает ОАО "ЭСКМО" устранить нарушения требований п.п.1, 7 статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в части направления обязательного предложения о приобретении у акционеров ОАО "Королевская электросеть СК" принадлежащих им акций в РО ФСФР России по ЦФО (а не в ФСФР, как это сделал заявитель).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Положением о РО ФСФР России в ЦФО, последнее является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"вправе направлять эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения. Таким образом, РО ФСФР наделено правом выносить предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания органа власти выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для вынесения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг оспариваемого предписания явилось нарушение заявителем правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи-84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
Согласно пункту 2 статьи 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения Отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты его направления в общество.
В п.п. 3 и 4 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" указаны сведения и документы, которые должны быть отражены в обязательном предложении и приложены к нему лицом, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества.
Из содержания указанных норм следует, что доказательства направления обязательного предложения в адрес федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким сведениям и документам Федеральным законом "Об акционерных обществах" не отнесены.
С учетом изложенного, вопрос действительности обязательного предложения напрямую не связан с фактом его направления в адрес уполномоченного органа исполнительной власти.
В случае неисполнения лицом, приобретшим более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, соответствующих требований закона по направлению обязательного предложения в государственный орган, в отношении нарушителя действующим законодательством предусмотрены меры ответственности (ст. 15.28 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств несоответствия обязательного предложения требованиям действующего законодательства государственным органом не представлено, предписаний о его предоставлении заявителю не выдавалось, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у государственного органа отсутствовали основания для вынесения обжалуемого предписания.
Как верно указал суд первой инстанции, оспариваемым предписанием нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку оно препятствует совершению операции по выкупу обыкновенных акций ОАО "Королевская электросеть СК".
Кроме того, обязательное предложение было направлено заявителем в ФСФР России, однако возвращено последним без рассмотрения, ввиду того, что направлено не в тот орган - в ФСФР России вместо РО ФСФР в ЦФО. При этом сроки направления соблюдены.
Вместе с тем, ни Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в Федеральную службу по финансовым рынкам, утв. приказом ФСФР России от 01.07.2008 г. N 08-102/пз, ни вышеуказанное Положение о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ не предусматривают возможности оставления данного предложения без рассмотрения по указанным государственным органом основаниям.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что ФСФР России не лишено возможности направить поданное обязательное предложение для его рассмотрения своему региональному отделению, и не считает данное нарушение порядка основанием для внесения оспоренного предписания.
На вопрос суда как оно должно исполняться, представитель ответчика пояснил, что предложение должно быть направлено в РО ФСФР по ЦФО, а не в ФСФР.
Коллегия считает данный подход формальным, поскольку органы ФСФР располагали данным предложением в установленные законом сроки и не имел ФСФР основания возвращать его без рассмотрения.
Поскольку обжалуемое предписание блокирует возможность по исполнению заявителем возложенных на него обязанностей по выкупу акций общества, оно непосредственно нарушает его права и законные интересы.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемое предписание вынесено в нарушение Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Гражданского Кодекса Российской Федерации и нарушает права и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем является незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2012 по делу N А40-87057/12-120-843 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87057/2012
Истец: ОАО "Энергосбытовая компания Московской области"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (РО ФСФР РОССИИ В ЦФО)