г. Пермь |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А50-20783/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей: Полевщиковой С. Н., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от истца Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю (ОГРН 1045901758022, ИНН 5919001391) - не явились
от ответчика Федерального казенного учреждения "Объединение исправительных колоний N 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025901972480, ИНН 5919001345) - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 января 2013 года
по делу N А50-20783/2012,
принятое судьей Е.В. Васильевой
по иску Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
к Федеральному казенному учреждению "Объединение исправительных колоний N 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю"
о взыскании пени в сумме 123 468 руб. 28 коп.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Пермскому краю обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с государственного казенного учреждения Пермского края "Пермская краевая служба спасения" пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 123 468,28 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края заявленные требования удовлетворены частично, в доход федерального бюджета пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 80 468 рублей 82 коп., в удовлетворении остальной части требований - отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с должника пени по налогу на добавленную стоимость, начисленной с 01.11.11 по 22.12.11 в размере 49 999 руб. 46 коп., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что начисление пеней осуществляется непрерывно, пени в сумме 123 468 руб. 28 коп. начислены за единый период с 01.11.11 по 18.03.11, после чего налоговым органом выставлено одно требование N 64 от 26.03.12, в связи с чем деление судом расчета пени на два периода является необоснованным.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должник по своей организационно-правовой форме и способу финансирования является казенным учреждением.
Декларациями учреждения за 1-4 кварталы 2011 г. (л.д.15-24) подтверждается и им не оспаривается обязанность по уплате НДС за 1 квартал 2011 г. в сумме 925 566 руб. (к каждому из 3 сроков по 308 522 руб.),
за 2 квартал 2011 г. в сумме 1 471 024 руб. (не позднее 20.07.2011 и 22.08.2011 по 490 341 руб., 20.09.2011 - 490 342 руб.), за 3 квартал 2011 г. в сумме 1 915 319 руб. (не позднее 20.10.2011 и 21.11.2011 по 638 439 руб., 20.12.2011 - 638 441 руб.), за 4 квартал 2011 г. в сумме 1 368 672 руб. (в том числе не позднее 20.01.2011 и 20.02.2011 по 456 224 руб.).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2011 по делу N А50-12086/2011 с учреждения взыскана недоимка по НДС за 2009 год в сумме 152 462 руб., начисленному по результатам выездной налоговой проверки решением инспекции от 11.02.2011 N 03.14. Недоимка в сумме 152 462 руб. погашена налогоплательщиком 06.12.2011, что подтверждается как его данными (л.д.55), так и расчетом налогового органа (л.д.13-14).
За неисполнение в установленный срок обязанности по уплате НДС налогоплательщику с 01.11.2011 по 18.03.2012 начислены пени в сумме 123 468,28 руб. Расчет указанной суммы представлен в материалы дела (л.д.12-14) и учреждением не оспорен.
На уплату данных пени налогоплательщику выставлено требование от 26.03.2012 N 64. Требование направлено учреждению заказной почтой, что подтверждается соответствующим реестром от 26.03.2012 (л.д.8-11).
Поскольку добровольно пени не уплачены, налоговый орган обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что налоговый орган обратился в суд с пропуском сроков на принудительное взыскание пени.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что начисление пеней осуществляется непрерывно, пени в сумме 123 468 руб. 28 коп. начислены за единый период с 01.11.11 по 18.03.11, после чего налоговым органом выставлено одно требование N 64 от 26.03.12, в связи с чем деление судом расчета пени на два периода является необоснованным.
Исследовав указанные доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим кодексом. Следовательно, в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) взыскание с должника налога, пени и штрафов производится в судебном порядке.
В соответствии со ст.45, 52, 143, 166 НК РФ должник является плательщиком налога на добавленную стоимость и обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Согласно ст.163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал.
В соответствии с п.1 ст.174 Кодекса уплата налога производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно п.2 ст.57 Кодекса при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3 ст.75 НК РФ). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75).
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 16933/07, проверка соблюдения срока давности взыскания пеней осуществляется в отношении каждого дня просрочки. При этом данный срок включает 3-месячный срок на предъявление требования об уплате пени, срок на его добровольное исполнение и 6-месячный срок для обращения в арбитражный суд.
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 ст.70 Кодекса). Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 ст.70).
Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации суммы налога, либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога.
Требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет, направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу пункта 3 ст.70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней.
Пеня в размере, указанном в решении о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, включается в требование, направляемое в соответствии с пунктом 2 ст.70 НК РФ.
Требование об уплате пеней, начисленных за период с момента вынесения упомянутого решения до даты вступления этого решения в силу, направляется в соответствии с пунктом 1 ст.70 НК РФ в течение трех месяцев с момента вступления данного решения в силу (по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику - пункт 9 ст.101 НК РФ).
В требованиях об уплате пеней, начисляемых за период после вступления в силу решения по ст.101 НК РФ, а также пеней, начисляемых в связи с неуплатой указанной в декларации суммы налога, с учетом положений пункта 1 ст.70 НК РФ могут включаться только те суммы пеней, которые были начислены за период, не превышающий три месяца, предшествовавших направлению требования.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 ст.46 Кодекса предельный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов, пени, штрафов, составляет шесть месяцев после срока исполнения требования об уплате налога. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункт 9 ст.46 НК РФ).
Поскольку пени в сумме 42 999,46 руб. начислены за период с 01.11.2011 по 22.12.2011 (как по налогу, заявленному в декларациях, так и по налогу, доначисленному решением на основании ст.101 НК РФ после вступления его в силу), требование на их уплату подлежало выставлению и направлению налогоплательщику не позднее 22.03.2012. Фактически требование на уплату пени выставлено и направлено учреждению 26.03.2012, то есть с пропуском установленного срока.
Исходя из указанного выше срока на выставление требования (22.03.2012) срока на его исполнения - 11.04.2012 (с 27.03.2012 по 13.04.2012 - 14 рабочих дней) и 6-месячного срока на обращение в суд после срока исполнения требования, налоговый орган мог обратиться в суд за взысканием пени в сумме 42999,46 руб. не позднее 11.10.2012.
Налоговый орган обратился в суд 12.10.2012 (л.д.50), в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу, что инспекция обратилась пропуском установленных Кодексом сроков на принудительное взыскание пени.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пени в сумме 123 468 руб. 28 коп. начислены за единый период с 01.11.11 по 18.03.11, после чего налоговым органом выставлено одно требование N 64 от 26.03.12, в связи с чем деление судом расчета пени на два периода является необоснованным, как противоречащий позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.05.2008 N16933/07, в котором указано, что проверка соблюдения срока давности взыскания пени осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 января 2013 года по делу N А50-20783/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20783/2012
Истец: Межрайонная ИФНС России N 11 по Пермскому краю
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединение исправительных колоний N 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы испоолнения наказания по Пермскому краю", ФКУ ОИК N2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН по ПК