Налоговая инспекция... заставляет сдавать отчетность электронно.
Что делать?
Практически каждый бухгалтер знает, что при хорошем отношении инспектор может дать дельный совет, как в налоговой декларации "привести слагаемые к общему знаменателю". Однако порой вместо разъяснений и помощи бухгалтеры наталкиваются на беспредел и давление со стороны налоговиков. Так, например, произошло в самый разгар отчетного марафона во многих регионах нашей страны.
В редакцию журнала "Актуальная бухгалтерия" пришло письмо от предпринимателя из Орла, в котором она с возмущением отзывается о бесчинствах налоговых инспекторов. В частности, бурю негодования вызвала "отчетная кампания" за 9 месяцев 2007 года. Контролеры попросту отказывались принимать декларации, которые налогоплательщики представляли на бумаге или дискетах.
Инспекторы требовали, чтобы и компании, и индивидуальные предприниматели устанавливали программу для передачи отчетных сведений через Интернет. Причем контролеров совершенно не смущало, что по Налоговому кодексу только ограниченный круг лиц обязан сдавать отчетность таким образом. Если же кто-то из бухгалтеров об этом напоминал, инспекторы тут же грозили ему проверкой.
Естественно, бухгалтеры спорили с налоговиками, требовали показать приказ или распоряжение, которое запрещает чиновникам принимать бумажные декларации. На что те отмалчивались или ссылались на некий "тайный" приказ. Бухгалтерам же они советовали все-таки переслать им отчетность. Для этого надо было лишь обратиться в фирму, которая специализировалась на "переводе" отчета с бумажного носителя в электронный формат и отправляла готовый файл налоговикам по электронной почте. За такую услугу надо было заплатить. Причем за каждую декларацию отдельно.
Интересно, что в этой ситуации ни коим образом не пострадали те фирмы, которые отправили свои декларации по почте. Их не принять инспекторы не могли...
"Электронку" в массы!
К сожалению, с такой проблемой при сдаче отчетности столкнулись не только бухгалтеры Орла. Инспекторы чуть ли нив каждом регионе стремятся как можно скорее перевести фирмы на представление деклараций через Интернет. Для чего им это надо? На то может быть несколько причин, однако основная, скорее всего,- спущенные сверху нормативы. Несмотря на то, что от плановой экономики мы вроде как давно уже отошли, получается, что методы работы, по сути, не изменились.
В итоге, в погоне за "производственными" показателями инспекторы пренебрегли нормами Налогового кодекса. Между тем, в нем четко сказано, что фирма сама вправе выбрать способ представления отчетности: на бумаге, дискете или через Интернет.
Налоговый кодекс Российской Федерации
3. Налоговая декларация (расчет) представляется... по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде...
Исключение составляют лишь те компании, среднесписочная численность сотрудников которых в предыдущем году превысила 250 человек. Эти фирмы уже в течение всего 2007 года отчитывались перед налоговой по электронным каналам связи. С 1 января 2008 года возрастет количество компаний, которые будут сдавать декларации в электронном виде. На такую отчетность перейдут фирмы, у которых среднесписочная численность сотрудников за 2007 год превысила 100 человек.
Способы представления налоговой отчетности
/--------------------------------------------------\
| Фирма, среднесписочная численность сотрудников |
| которой за предыдущий год составила |
\--------------------------------------------------/
/------------------\/---------------------------\/---------------------\
| до 100 человек || от 100 до 250 человек || свыше 250 человек |
\------------------/\---------------------------/\---------------------/
/------------------\/---------------------------\/---------------------\
|Представляет от-||В 2007 году представляет||Представляет отчет-|
|четность по своему||отчетность по своему усмот-||ность только по элек-|
|усмотрению (на бу-||рению. С 2008 года - только||тронным каналам свя-|
|маге, на диске,||по электронным каналам свя-||зи |
|через интернет) ||зи || |
\------------------/\---------------------------/\---------------------/
Если фирма вовремя отправила декларацию по электронным каналам, а инспекция ее не получила, то вины фирмы в этом нет.
Если фирма не попадает под вышеуказанные законодательные нормы, она сама вправе решать, каким именно образом представлять отчетность в инспекцию. И давление со стороны контролеров по этому вопросу совершенно недопустимо.
Почему фирмы против?
Что ни говори, а большинство компаний не очень торопится переходить на электронный способ сдачи отчетности. Основная причина для многих небольших фирм - довольно высокая цена как на установку спецпрограммы, так и на ее обслуживание. И даже если бухгалтер заинтересован поставить специальный софт, то этого мало. Любое решение в компании принимают только с визы директора, который стоит на страже доходов фирмы и к лишним расходам чаще всего относится с особым пристрастием.
Кроме того, многие бухгалтеры просто-напросто не очень доверяют Интернет-связи. Вдруг электричество отключат, сервер "полетит"? И что тогда? При подготовке отчетности любое промедление смерти подобно.
Кстати, бухгалтеры фирм, которые в числе первых перешли на электронную сдачу отчетности, столкнулись с такой проблемой. Отправив, например, декларацию по НДС в последний день сдачи, 20 апреля, они получили от провайдера уведомление об отправке. Между тем, в налоговую декларация дошла с опозданием в несколько дней, о чем инспекторы незамедлительно сообщили фирме. В придачу и штраф начислили - за несвоевременное представление отчетности. Кто же прав в такой ситуации?
Конечно, фирма. В Порядке представления электронной отчетности черным по белому написано, что при сдаче отчетности таким способом датой представления считают дату отправки*(1). Таким образом, оштрафовать фирму за то, что налоговики по ошибке провайдера или какой-либо иной причине вовремя не получили отчет, нельзя. Неверный формат передачи данных или неточности при формировании декларации, из-за которых налоговая не смогла своевременно принять отправленную отчетность, также не повод для штрафа. Только вот доказывать это фирмам, к сожалению, приходилось в суде*(2).
Интернет-отчетность в Великобритании
Проблема "подвисания" сервера при сдаче отчетности по электронным каналам связи - не только российская беда. Нашей сестрой по несчастью в данном случае стала старая добрая Англия. Там, правда, система электронной сдачи пользуется настолько огромной популярностью, что в вечерние часы последнего дня отчетного периода британские бухгалтеры попросту не могут получить доступ к серверу. Электронную отчетность в Великобритании принимает единый центр обработки данных - Центральный налоговый офис, серверные которого просто "кипят" от перегрузок. Кстати, широкое распространение электронной отчетности на просторах туманного альбиона весьма объяснимо. Мало того, что Соединенное королевство старается упростить систему передачи данных, так оно еще оказывает финансовую поддержку представителям малого бизнеса, которые подключили программы для сдачи отчетности через Интернет. Британская госказна ежегодно выплачивает им специальное поощрение.
Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
В 2007 году отчитываться по каналам связи должны крупнейшие налогоплательщики (независимо от численности работников), а также организации, у которых среднесписочная численность работников за 2006 год превысила 250 человек (Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ). С 2008 года критерий численности уменьшится до 100 человек - по итогам 2007 года.
Если фирма или предприниматель не отвечают установленным нормам, то они имеют право представлять декларации и расчеты на бумаге. На это уже неоднократно указывали и Минфин России, и ФНС России. Таким образом, требования налоговых инспекторов сдавать дискеты и тем более их отказ принимать бумажную отчетность незаконны.
Сократим ошибки!
Еще одна причина, по которой налоговики настаивают на переходе к отчету через Интернет, - им не придется "вбивать" сведения из деклараций в программу. При электронной передаче данных вся информация автоматически поступает в программу в том виде, в котором ее представил бухгалтер. В этом есть, конечно, и плюс. До минимума сократится количество ошибок, которые возникают при переносе сведений.
Предположим, инспектор неверно занес данные из декларации в программу, в результате чего у фирмы образовалась переплата по налогу. Бухгалтер, пытаясь объяснить инспектору, что тот неверно внес сведения, зачастую наталкивается на непонимание. В большинстве случаев контролеры видят только один выход из ситуации - по другому заполнить декларацию, пусть даже неправильно. Хотя такой подход к решению проблемы говорит лишь о некомпетентности инспекторов. Ведь одна из их прямых обязанностей - консультировать бухгалтера о правильном расчете налогов*(3).
Представители ФНС России даже разработали специальный регламент о правилах приема налогоплательщиков в стенах инспекций*(4). Для бухгалтера самый оптимальный вариант получения разъяснений - личная беседа с инспектором. Ведь любой вопрос можно тут же на месте уточнить во всех деталях, вместе рассчитать налоговую базу и т.д. Даже обсуждение налоговой проблемы по телефону уже не дает того эффекта: кто-то что-то недослышал, не так понял, а в результате - ошибка при расчете суммы налогов к уплате в бюджет.
Между тем, сдача отчетности через Интернет напрочь исключает непосредственное общение бухгалтера с инспектором. Что же остается? Вооружиться Налоговым кодексом и искать там ответы на все вопросы? А если что-то не ясно, то изучать письма Минфина России? Правда, в результате прочтения этих разъяснений ситуация зачастую понятней не становится. Да и от ответственности большинство из них компанию не избавит*(5). В результате фирма вновь оказывается перед дилеммой: считать налоги на свой страх и риск или спросить инспектора? Замкнутый круг?
В атаку за свои права!
Если вопрос в том, как правильно рассчитать налоговую базу, обратитесь с официальным запросом в Минфин России. Его представители должны в течение двух месяцев с момента поступления вопроса ответить на него.
Налоговый кодекс Российской Федерации
1. Налогоплательщики имеют право:
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах
Помните: чем подробнее сформулирован вопрос, чем больше деталей в нем указано, тем выше вероятность получить развернутый ответ по существу проблемы. Финансисты сами не раз подчеркивали в письмах, что у каждой фирмы могут быть свои нюансы в хозяйственной деятельности, а, посему, каждая ситуация индивидуальна. К разъяснениям Минфина, в которых рассмотрены аналогичные, на первый взгляд, проблемы, нужно относиться осторожно. Ведь только "собственный" запрос спасет фирму от штрафов*(6).
А что же все-таки делать, если налоговики отказываются принимать бумажную декларацию? Прежде всего, надо показать инспекторам свой расчет среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год. Форму для отчета в начале этого года утвердила ФНС России*(7). На его основании определяют, должна ли фирма отчитываться по электронным каналам связи.
Кстати, такой расчет должен быть и в налоговой. Ведь все фирмы ежегодно обязаны представить его в инспекцию*(8).
Если сведения о среднесписочной численности, подкрепленные положениями Налогового кодекса, не помогут, то тут остается уповать только на ФНС России. Хочется верить, что главное налоговое ведомство усмирит рьяных сторонников электронного способа сдачи отчетности в своих рядах.
Н. Горшенина,
эксперт журнала
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) П. 4 Порядка, утв. приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169
*(2) Пост. ЗСО от 24.01.2007 N Ф04-8916/2006(30071-А45-41)
*(3) Подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ
*(4) Регламент, утв. приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444
*(5) Письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@
*(6) Подробнее об этом читайте в журнале "Актуальная бухгалтерия" N 11, 2007, на стр. 34
*(7) Приказ ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@
*(8) П. З ст. 80 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.