г. Самара |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А55-31805/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по делу N А55-31805/2012 (судья Коршикова Е.В.), принятое по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" (ИНН 6312030548, ОГРН 1026300765402), г.Самара, о привлечении к административной ответственности,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Мегакомплекс на Московском" Щукиной М.И. (доверенность от 01.02.2013 N 64),
представителей Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Буркиной Е.А. (доверенность от 09.01.2013 N ГИСН-01-34/11) и Январевой С.С. (доверенность от 09.01.2013 N ГИСН-01-34/5),
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного приостановления деятельности за административное правонарушение в области строительства, выразившееся в строительстве объекта капитального строительства - "Пристрой к зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити", расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, 160-М, в отсутствии положительного заключения государственной экспертизы, а также с нарушением требований нормативных документов, строительстве указанного объекта с отступлением от проектных значений параметров здания, что затрагивает конструктивные и другие характеристика надежности и безопасности этого объекта и (или) иных его частей и безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Решением от 14.01.2013 по делу N А55-31805/2012 Арбитражный суд Самарской области привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта - "Пристрой к зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити", расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, 160-М - на срок шестьдесят суток с момента вступления этого судебного решения в законную силу.
В апелляционной жалобе общество просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления инспекции о привлечении к административной ответственности. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Общество также представило дополнение к жалобе.
Инспекция представила письменные возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в дополнении к жалобе.
Представители инспекции апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Как видно из материалов дела, общество является застройщиком объекта капитального строительства - "Пристрой к зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити", расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, 160-М.
В период с 17.10.2012 по 19.10.2012 на основании распоряжения руководителя инспекции о проведении внеплановой проверки от 09.10.2012 N 660-пр была проведена внеплановая проверка общества, согласованная решением прокуратуры Самарской области от 10.10.2012 N 7Л-334-12.
В ходе проведения проверки было установлено, что к существующему и эксплуатируемому зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити", расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, 160-М, возводится пристрой.
На момент проведения проверки установлено значительное увеличение объема выполненных работ по сравнению с объемом выполненных работ, засвидетельствованным актом проверки от 14.08.2012 N 02-444.
Актом проверки от 19.10.2012 N 02-565 (т.1, л.д.120-130) установлено, что выполнены следующие работы: завершен монтаж каркаса металлоконструкций (три этажа), завершены работы по перекрытию сборными железобетонными плитами 1-го и 2-го этажа, выполнены конструкции покрытия здания; произведен монтаж сенвич-панелей на 50%, выполнена на 70% кладка перегородок и внутренних стен, выполнены лестнично-лифтовые узлы из монолитного железобетона. Кроме этого, в данных лестничных узлах выполнены работы по устройству наружных стен, внутренние отделочные работы (кроме заполнения оконных проемов), а именно: штукатурка, шпаклевка стен, покраска, укладка плитки, выполнены работы по перекладке теплотрассы.
В акте проверке зафиксированы следующие нарушения, допущенные при строительстве:
- отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство (нарушены статья 48, часть 1 статьи 49, часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ));
- при осуществлении строительства, застройщик передал лицу, осуществляющему строительство, неутвержденную проектную документацию (нарушен пункт 5.4 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- при строительстве не осуществляется строительный контроль (нарушены статьи 2, 3 и 4 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468);
- отсутствуют распорядительные документы (приказы) о назначении персонально ответственных за строительство должностных лиц (нарушены пункты 4.10, 5.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- не представлены документы, выданные саморегулируемой организацией, свидетельствующие о наличии допуска к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность возводимого здания или сооружения (нарушены часть 2 статьи 52 ГрК РФ, пункт 5.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- строительство ведется в отсутствии контроля органов местного самоуправления и государственного строительного надзора (нарушен пункт 4.8 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- отсутствует проект организации строительства (нарушены пункты 5.7.1-5.7.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- не выгорожена территория строительной площадки и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов, при въезде на площадку отсутствуют информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, сроков начала и окончания работ, схемы объекта (нарушен пункт 6.2.8 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- не представлены результаты входного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); в процессе строительства не выполняется оценка выполненных работ, результаты которых влияют на безопасность объекта, но в соответствии с принятой технологией становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ (нарушены пункты 7.1, 7.1.3, 7.1.6, 7.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительства";
- отсутствуют результаты входного, операционного и приемочного контроля, отсутствует входной контроль материалов и комплектующих изделий (нарушены пункты 4.10.5,4.14.1,4.14.3, 4.14.8, 5.6.1 международного стандарта ГОСТ 23118-99 "Building steel structures. General specifications" ("Конструкции стальные строительные, общие технические условия"));
- места прохода людей в пределах опасных зон не имеют защитных ограждений, входы в строящиеся здания (сооружения) не защищены сверху козырьком (нарушены пункт 6.2.3 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", пункт 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- в местах прохода людей в пределах опасных зонах защитные ограждения отсутствуют (нарушены пункт 6.2.3 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", пункт 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, не оборудованы защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2-м - сигнальными ограждениями в соответствии с требованиями государственных стандартов (нарушены пункт 6.2,3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", пункт 6.2.16 СНиП "Безопасность труда в строительстве);
- разводка временных электросетей не имеет опор, отвечающих требованиям пункта 6.4.3. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве"; кабели валяются на земле, в лужах с водой (нарушены СНиП 3.05.06-85, ГОСТ 12.3.032-84*);
- опасные зоны, где проводятся электромантажные работы, не ограждены по ГОСТ 12.4.059-89 и ГОСТ 23407-79;
- отсутствует информация о выполнении пункта 5.8 СП 48.13330.2011 "Организация строительства";
- исполнительная документация на выполненные работы по входному контролю, операционному контролю, приемочному контролю не предъявлена в инспекцию; не предъявлен контроль за набором прочности бетона (нарушены ГОСТ Р 3231-2008 "Бетоны" и пункт 4.2 СП 48.13330.2011 "Организация строительства");
- не представлены результаты входного, операционного, приемочного контроля необходимые при производстве земляных работ и требуемые СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 50-101-2004 "Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений", пунктом 3.29 СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты";
-не представлены результаты геотехнического мониторинга в соответствии с требованиями пунктов 12.1- 12.3 СП 22.13330.2011 "Основания зданий и сооружений" (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*).
Доказательств, опровергающих совершение указанных нарушений, общество при рассмотрении настоящего дела не представило.
Частью 5 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что извещение о начале строительства указанного объекта с приложением соответствующих документов общество в инспекцию не представило.
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Материалами дела полностью подтверждаются событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, и вина общества в его совершении.
Утверждения общества о грубом нарушении порядка его привлечения к административной ответственности и о недоказанности того факта, что оно является застройщиком указанного объекта, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Инспекцией было вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки от 09.10.2012 N 660-РП (т.1, л.д.102-104).
В распоряжении указаны место (объект капитального строительства "Пристрой к зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити", расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, 160-М), время проведения проверки (с 17.10.2012 по 19.10.2012 включительно); лицо, в отношении которого она проводится (ООО "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском"); должностное лицо, уполномоченное осуществлять проверку (главный специалист Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Буркина Е.А.); цель проверки (соблюдение требований градостроительного законодательства при строительстве указанного объекта); задачи проверки (предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации); предмет проверки и перечень надзорных мероприятий (в том числе составление акта проверки и протокола об административном правонарушении при выявлении нарушений законодательства).
10.10.2012 Прокуратура Самарской области по заявлению инспекции приняла решение N 7К-334-12 о согласовании проведения внеплановой проверки общества с 17.10.2012 по 19.10.2012.
О проведении указанной проверки общество также было извещено уведомлением от 11.10.2012 N 1043, в котором описан предмет проверки (т.1, л.д. 106, 107).
В уведомлении указано, что законному представителю общества необходимо прибыть лично на объект или обеспечить явку представителя по доверенности для участия в проверке 17.10.2012 к 10-00 час. и 19.10.2012 к 14-00 час. и представить проверяющему лицу определенные документы, необходимые для проверки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Данные основания проведения проверки перечислены также в подпункте "б" пункта 2 части 5 статьи 54 ГрК РФ.
В обращении гр. Пирогова В.Н. к Губернатору Самарской области говорится, в частности, о строительстве указанного объекта, который будет посещаться большим количеством людей, без проектной и иной разрешительной документации. Отсутствие в этом обращении прямого указания на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде при строительстве указанного объекта не могло послужить основанием для отказа в проведении внеплановой проверки.
Таким образом, распоряжение и уведомление по форме и содержанию соответствуют формам, утвержденным в приложении N 1 и в приложении N 6 к приказу Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11 -04-2006)".
Распоряжение и уведомление получены обществом 13.10.2012, что подтверждается почтовой квитанцией и почтовым уведомлением с отметкой о вручении (т.1, л.д.107, 108).
Представитель общества для участия в проверке по месту нахождения объекта капительного строительства и для составления протокола об административном правонарушении не явился; запрошенные документы общество не представило.
Акт проверки от 14.08.2012 N 02-444 составлен в присутствии граждан Скородумова Д.Л. и Иванова Р.Р., участвовавших в осмотре указанного объекта.
Фотосъемка при проведении проверки осуществлялась на основании части 3 статьи 27.8 КоАП РФ.
19.10.2012 инспекция составила протокол об административном правонарушении в области строительства, в котором зафиксировано, что при строительстве указанного объекта капитального строительства, вплотную примыкающего к эксплуатируемому зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити" (реконструкции существующего здания торгово-развлекательного центра "Мега-Сити") общество допустило вышеперечисленные нарушения, имеющие характер длящихся, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ (т.1, л.д. 133-144).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
24.10.2012 инспекция вынесла определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Процедура проведения в отношении общества надзорных мероприятий и его извещения соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) только при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Несвоевременное направление протокола об административном правонарушении не может быть признано существенным нарушением процессуальных прав общества при производстве по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения.
Данный вывод подтверждается письмом Министерства строительства Самарской области от 23.04.2012 N МС-3/1111 о том, что 21.09.2010 общество обратилось в к нему с заявлением N 20100541 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения пристроя к торгово-развлекательному центру, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 160 М; распоряжениями Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.05.2012 N РД-282 и N РД-281 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице Ново-Садовой, дом N160М в Октябрьском районе города Самары для строительства пристроя к торгово-развлекательному центру со встроенным помещением аптеки и кинотеатра; распоряжением Правительства Самарской области от 18.05.2012 N 126-п "Об утверждении акта выбора земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства "Пристрой к торгово-развлекательному центру со встроенными помещениями аптеки и кинотеатра по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, 160-М"; приказом Министерства строительства Самарской области от 21.06.2012 N 153-р "Об утверждении ООО "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" акта о выборе земельного участка для строительства пристроя к торгово-развлекательному центру со встроенным помещением аптеки и кинотеатра по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Ново-Садовая, 160-М"; договором купли-продажи земельного участка от 08.07.2008 N 329-2008/к, заключенным между обществом и Министерством имущественных отношений Самарской области (с графическими материалами), из которого следует, что часть земельного участка, на котором расположен в настоящее время указанный объект строительства, принадлежит обществу; кадастровым паспортом от 05.06.2008 N 63-00-102/08-186299 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0635001:7, из которого следует, что часть земельного участка, а именно: земельный участок от стены существующего здания шириной 12 метров находится в собственности общества; письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 13.08.2012 N Д05-01-01/10097-0-1 об отсутствии разрешения на строительство объекта, расположенного по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Ново-Садовая, 160-М.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания суд первой инстанции учел, что указанный объект капитального строительства, вплотную примыкающий к эксплуатируемому зданию торгово-развлекательного центра "Мега-Сити", является социально значимым объектом с потенциально большим потоком посетителей и его возведение без соответствующей разрешительной документации и в отсутствие документов, предусмотренных нормативными актами, создает существенную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде, в том числе при эксплуатации действующего торгово-развлекательного центра "Мега-Сити".
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно назначил обществу административное наказание по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности по строительству на шестьдесят суток.
Ссылка общества на судебные акты по некоторым другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти судебные акты принимались в отношении иной совокупности конкретных обстоятельств и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и сделал выводы, соответствующие этим обстоятельствам.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в связи с этим не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2013 года по делу N А55-31805/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31805/2012
Истец: Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Ответчик: ООО "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском"