г. Тула |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А62-5160/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Стахановой В.Н., Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Починковский рынок" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2012 (судья Борисова Л.В.) по делу N А62-5160/2012, при участии от МУП: Адонка Ю.Н. - представитель по доверенности от 31.07.2012, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Починковский рынок" Администрации Починковского городского поселения Починковского района Смоленской области (далее - МУП "Починковский рынок", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) о признании недействительными решения от 04.07.2012 N 2490/04 и предписания от 04.07.2012 N 04-01/10-2012.
Решением суда от 13.12.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что Муниципальным образованием "Починковский район" (арендодатель) заключены с МУП "Починковский рынок" (арендатор) договоры аренды от 01.12.2004 N 123, 124, 125, от 20.10.2005 N 112 земельных участков с кадастровыми номерами 67:14:0320114:0019, 67:14:0320112:0001, 67:14:0320142:0022, 67:14:0320142:0024, согласно которым арендодатель предоставил в аренду на 49 лет арендатору четыре земельных участка в г. Починок Смоленской области для организации рынков.
МУП "Починковский рынок" по договорам субаренды от 29.03.2005 N 1, 2, 3 предоставлены три земельных участка с кадастровыми номерами 67:14:0320114:0019, 67:14:0320112:0001, N 67:14:0320142:0022 в субаренду ЗАО "Починковский рынок" на 48 лет с целевым назначением: под продовольственный рынок, под сельскохозяйственный рынок, под промтоварный рынок.
Решением управления от 04.07.2012 N 2490/04 действия МУП "Починковский рынок", связанные с установлением цен субарендной платы за сдаваемые ЗАО "Починковский рынок" земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам субаренды, признаны совершенными с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми.
На основании решения N 2490/04 предприятию выдано предписание от 04.07.2012 N 04-01/10-2012 с указанием произвести расчет размера субарендной платы в соответствии с нормативными актами и в дальнейшем не применять расчет арендной платы, не предусмотренный специальным нормативным актом.
Полагая, что решения и предписание управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права МУП "Починковский рынок", последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение или во временное пользование.
В соответствии со статьями 607, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендные отношения носят возмездный характер. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Согласно абзацу 3 пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
По смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Как следует из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Это положение распространяется и на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку ставки арендной платы в отношении находящихся в государственной собственности земельных участков являются регулируемыми ценами, стороны договора аренды обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области (далее - Положение N 118).
Размеры ставок арендной платы определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п. 2.2 Положения N 118).
Размеры ставок арендной платы в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске определяются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
В нормативных правовых актах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев. При этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Следовательно, за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, размер арендной платы устанавливается действующим законодательством.
Судом установлено, что согласно п. 3.2 договоров субаренды от 29.03.2005 N 1, 2, 3 арендная плата устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Однако в нарушение указанных норм в размер субарендной платы для ЗАО "Починковский рынок" предприятием включены расходы МУП "Починковский рынок", заработная плата его работников, налоги на вывоз ТБО, электроэнергия, общехозяйственные расходы и прочее.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае стороны вправе изменить размер арендной платы, основан на неверном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер госпошлины по апелляционной жалобе для юридических лиц составляет 1000 рублей, поэтому государственная пошлина, уплаченная предприятием при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 14.01.2013 N 4, подлежит возврату из федерального бюджета в размере 1000 руб. как излишне уплаченная.
Согласно статьям 41, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решения. Если из их содержания вытекает, что хозяйствующие субъекты обязаны совершить какие-либо действия (воздержаться от действий), им направляется предписание, содержание которого соответствует резолютивной части решения. В этой связи требования о признании недействительными предписания и решения, на основании которого оно выдано, не являются самостоятельными и оплачиваются госпошлиной как единое требование, о чем разъяснено в Информационном письме ВАС РФ от 30.03.1998 N 32). Несмотря на то, что Закон о конкуренции в настоящее время действует в новой редакции, норма о порядке рассмотрения дел не претерпела в рассматриваемой части изменений, поэтому правовая позиция ВАС РФ остается актуальной. Учитывая изложенное, госпошлина в сумме 2000 рублей является излишне уплаченной и также подлежит возврату. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2012 по делу N А62-5160/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Починковский рынок" (г. Починок Смоленской области, ул. Кирова, 18, ОГРН 1026700632936) из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины по делу, излишне уплаченной по платежным поручениям от 10.08.2012 N 87, от 14.01.2013 N 4. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
| ||
|
Судьи |
В.Н.Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5160/2012
Истец: МУП "Починковский рынок" Администрации Починковского городского поселения Починковского района Смоленской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
Третье лицо: ЗАО "Муниципальное унитарное предприятие Починковский рынок"