г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А56-58714/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Никитина А.М. по дов.от 17.10.2012
от заинтересованного лица: Васильевой Н.А. по дов.N 08-2013 от 10.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2627/2013) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2012 по делу N А56-58714/2012 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги": 107144, г.Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОГРН 1037739877295 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания от 27.06.2012 N 07-44-05/281 об устранении выявленных нарушений Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: 190068, г. Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, 39, ОГРН 1097847327709 (далее - управление).
Решением от 12.12.2012 заявленное требование удовлетворено.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2012 по делу N А56-58714/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что обязанность по проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС возложена на субъект транспортной инфраструктуры, в данном случае на ОАО "РЖД", а не на органы государственного надзора; функция по категорированию ОТИ и ТС возложена на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, а не на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; вывод суда об отсутствии сведений о дате получения ОАО "РЖД" уведомления о включении станции Кондопога в Реестр категорированных объектов опровергается уведомлением о присвоении категории, полученное обществом 12.03.2012 г.; в нарушение п. 5.12 приказа Минтранса РФ N 43 от 08.02.2011 начальник железнодорожной станции не прошел специальную, профессиональную подготовку, повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством; кроме того, суд неправомерно взыскал с управления расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления апелляционную жалобу поддержал; представитель общества против удовлетворения возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 04.06.2012 по 27.06.2012 на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.05.2012 N 397-р (л.д.23) в отношении железнодорожной станции Кондопога - Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", сокращенное наименование: станция Кондопога; место нахождения станции: Привокзальная пл., г. Кондопога, Республика Карелия, 186225 (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) проведена плановая выездная проверка соблюдения на станции Кондопога обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица N 07-46-05/342 от 27.06.2012 (л.д.32).
В ходе проведения проверки управлением выявлены нарушения пунктов 5.7, 5.10, 5.11 и 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации N 43 от 08.02.2011.
По результатам проверки управление выдало ОАО "РЖД" предписание N 07-44-05/281 от 27.06.2012 (л.д.13-15), согласно которому на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения, а именно:
1. Назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Кондопога в соответствии с п.п. 5.10, 5.11, 5.12 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43;
2. Обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ, утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ, на основании которых разработать и утвердить план транспортной безопасности ОТИ и приступить к его реализации.
Указанные нарушения необходимо устранить в срок до 22.01.2013 и представить в управление информацию об их устранении до 25.01.2013.
ОАО "Российские железные дороги" считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что отсутствие присвоенной категории уровня безопасности влечет невозможность проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренные ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "Транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), что как следствие влечет невозможность исполнения установленных требований, а среди официально опубликованных нормативных актов федеральных органов государственной власти отсутствуют акты, регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 обжалуемого Предписания со ссылкой на нарушение пунктов 5.10, 5.11. и 5.12. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ N 43 от 08.02.2011 (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), на ОАО "РЖД" возложена обязанность назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Кондопога, поскольку ответственный за проведение мероприятий по транспортной безопасности на ст. Кондопога начальник станции Бурмистров А.В., не прошел специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, как сотрудник сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством РФ.
Статьей 10 Закона N 16-ФЗ установлены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, и установлено, что перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 N 1653-р. Из перечня работ следует, что к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, относятся: аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Пунктом 5.11 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
Приказом Управления движением Петрозаводский центр организации работы железнодорожных станций Центральной дирекции Управления движением ОАО "РЖД" от 02.04.2012 N 55/А (л.д.38) утверждена номенклатура (перечень) должностей работников персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, согласно которой к таким должностям относится начальник железнодорожных станций.
Приказом начальника центра организации работы железнодорожных станций N ДЦСк-4/62 от 11.05.2012 (л.д.42) начальник станции Кондопога Бурмистров А.В. назначен ответственным лицом за проведение мероприятий по транспортной безопасности.
Согласно пункту 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени законодательством Российской Федерации не утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным вменение обществу данного нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным пункт 1 предписания управления N 07-44-05/281 от 27.06.2012.
Пунктом 2 оспариваемого Предписания со ссылкой на нарушение п. 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности на ОАО "РЖД" возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, утверждения в установленном порядке её результатов, на основании которых необходимо разработать и утвердить план транспортной безопасности, приступить к его реализации.
Под объектом транспортной инфраструктуры согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно пункту 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Названные Требования по обеспечению транспортной безопасности распространяют свое действие только на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, прошедшие процедуру категорирования, оценку уязвимости и разработку плана обеспечения транспортной безопасность каждого объекта транспортной инфраструктуры в отдельности.
Исполнение Требований ставится в зависимость от присвоенных категорий и уровней безопасности для каждого конкретного объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства в отдельности и распространяют свое действие только на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, прошедшие процедуру категорирования.
Проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрено положениями статьи 6 Закона N 16-ФЗ, согласно которой категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности и включает в себя внесение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъект транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории (пункт 8 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.02.2011 г. N 62).
Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.02.2007 N 397, возложена на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Суд первой инстанции правильно указал, что ОАО "РЖД" как субъект транспортной инфраструктуры не принимает участия в категорировании объектов транспортной инфраструктуры, результаты проведения такового носят для субъекта транспортной инфраструктуры уведомительный характер.
Суд первой инстанции, не проверив доводы управления о присвоении железнодорожной станции Кондопога 2 категории, внесении в Реестр под ЖСТ 113276 и получении ОАО "РЖД" уведомления о присвоении категории 12.03.2012, пришел к ошибочному выводу об отсутствии присвоенной категории уровня безопасности и невозможности в связи с данным обстоятельством проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренных статьями 5 и 9 Закона N 16-ФЗ.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции управлением в материалы дела представлено письмо начальника Департамента безопасности ОАО "РЖД" от 26.12.2012 N 6885/ЦБЗ из которого, следует, что Управление транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта информировало ОАО "РЖД" о присвоении 2 категории и внесении в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за номером ЖСТ 113276 железнодорожной станции Кондопога (уведомление N УТБ-7/1/13276). Уведомление поступило в Департамент безопасности 21 февраля 2012 года.
Согласно пункту 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение проверки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории ОТИ.
Таким образом, у общества имелась обязанность в течение трех месяцев, то есть до 21.05.2012, после получения указанного уведомления провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, утвердить в установленном порядке её результаты, на основании которых разработать и утвердить план транспортной безопасности, что как показала плановая выездная проверка, проводимая управлением в период с 04.06.2012 по 27.06.2012 ОАО "РЖД" сделано не было, доказательств обратного обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части признания незаконным пункта 2 (2.2) предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 07-44-05/281 от 27.06.2012.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности взыскания судом первой инстанции с управления расходов по оплате государственной пошлины противоречит положениям статьи 110 АПК РФ.
Довод общества об отсутствии у управления законных оснований для проведения проверки в связи с отсутствием в сводном плане проверок, опубликованном на сайте Генпрокуратуры, проверки железнодорожной станции Кондопога, не подтвержден надлежащими доказательствами и противоречит представленному в материалы дела Плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год, согласованному с Северо-Западным транспортным прокурором 01.12.2011 (л.д.77-78).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2012 года по делу N А56-58714/20122 отменить в части признания недействительным пункта 2 (2.2) предписания Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 07-44-05/281 от 27.06.2012.
В удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" в данной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2012 года по делу N А56-58714/2012 оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58714/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4133/13
22.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2627/13
12.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-58714/12