г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А26-7939/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Косаревым В.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25156/2012) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2012 по делу N А26-7939/2012 (судья Шалапоева И.В.), принятое
по иску (заявлению) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова"
о взыскании 552 982,46 руб.
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия (место нахождения: 185011, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Торнева, д. 5-а, ОГРН 1031000012614) (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (место нахождения: 185019, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 3, ОГРН 1021000530066) (далее - Учреждение, ответчик), из них 499 216,82 руб. суммы нецелевого использования средстве обязательного медицинского страхования, 49 921,68 руб. штрафа за нецелевое использование средств, 3843,96 руб. пени за несвоевременный возврат сумм нецелевого использования по состоянию на 05.09.2012.
В последующем размер иска уменьшен Фондом в части суммы нецелевого использования средств на 27 917,17 руб. (из расчета исключены надбавки за апрель, май 2011 года врачу Маркеловой О.А., и за июнь 2011 года врачу Зебиной Е.Н.); соответственно сумма штрафа уменьшена на 2 791,72 руб., сумма пени - до 3 594,05 руб. Уменьшение размера иска судом принято.
Решением суда от 02.11.2012 исковые требования удовлетворены частично - с Учреждения в пользу Фонда взыскано 44 040,59 руб. штрафа.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта подтвердил факт нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования, однако вместе с этим пришел к необоснованному выводу об отсутствии у Фонда права на судебное взыскание спорных сумм, что противоречит статье 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и пункту 20 Правил финансирования обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85.
При рассмотрении дела после его отложения в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформирован иной состав суда. В связи с заменой судьи Сомовой Е.А., находящейся в очередном отпуске, на судью Дмитриеву И.А., рассмотрение апелляционной жалобы 14.03.2013 начато сначала.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу в их отсутствии.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена Тринадцатым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте в сети Интернет - 15.02.2013.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Фондом в июне-июле 2012 года проверки использования средств обязательного медицинского страхования выявлено нецелевое использование Учреждением в период с 1 марта 2011 по 31 марта 2012 года средств обязательного медицинского страхования в сумме 499 216,82 руб., выразившееся в нарушение статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, а именно за счет средств обязательного медицинского страхования, выделенных в рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия, Учреждение произвело выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, не имеющим действующих сертификатов специалистов.
Указанные нарушения отражены Фондом в акте от 03.07.12 (л.д.13-26).
Согласно требованию N 20 от 11.07.12 (л.д.27-28) Учреждению было предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования перечислить на расчетные счета Фонда сумму нецелевого использования:
по внедрению стандартов медицинской помощи в сумме 272 967,15 руб., в том числе 2011 год - 146 731,43 руб., 2012 год - 126 235,72 руб.;
по повышению доступности амбулаторной помощи в сумме 226 249,67 руб., в том числе 2011 год - 181 049,42 руб., 2012 год - 42 200,25 руб.;
уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Требование получено представителем Учреждения - 12.07.2012.
Поскольку в установленный срок требование Учреждением исполнено не было, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из того, что у Фонда отсутствует право на взыскание спорной суммы на основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении требований о взыскании с Учреждения денежных средств, использованных не по целевому назначению и неустойки за несвоевременный возврат суммы нецелевого использования.
Вместе с тем суд первой инстанции, исходя из того, что Учреждением не представлены доказательства, опровергающие изложенные в акте проверки от 03.07.12 факты оказания медицинской помощи специалистами, не имеющими сертификатов, или имеющими сертификаты, пятилетний срок действия которых истек, взыскал с Учреждения сумму штрафа в размере 44 040,59 руб.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон N 326-ФЗ, определяя в статьях 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определен порядок контроля за использованием страховых средств. В частности, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медицинской организации по представлению отчетности об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, и иной отчетности в порядке, установленной Федеральным фондом.
Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора медицинская организация несет в соответствии со статьями 39, 41 Закона N 326-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений, что прямо следует и из пункта 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Фонд участником заключенных Учреждением договоров со страховыми медицинскими организациями не является.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Указом предусмотрено (пункт 4), что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ни Законом N 326-ФЗ, ни Указом N 1095 территориальным фондам обязательного медицинского страхования не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Территориальные фонды ОМС имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права территориальных фондов ОМС на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами ОМС, утв. Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчета размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Соответственно, указанным Положением также не предусмотрено право территориальных фондов ОМС при выявлении нецелевого использования средств ОМС на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций. Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и пени.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскания штрафа за нецелевое использование средств, также удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования Фонда о взыскании штрафа за нецелевое использование средств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2012 по делу N А26-7939/2012 отменить в части взыскания с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия 44 040,59 руб. штрафа.
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2012 по делу N А26-7939/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7939/2012
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В. А. Баранова"