город Ростов-на-Дону |
|
21 марта 2013 г. |
дело N А32-7282/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Мисника Н.Н., Попова А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Задорожней Е.Ю.,
при участии: от истца: Самсонова Ю.С. (доверенность N 52-469/13-42-10 от 16.01.2013), Гурская Л.В. (доверенность N 52-126/13-43.17),
от ответчиков: от КФХ "Кубань-Юг": Костанов С.С. (доверенность от 06.03.2012), от остальных не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 по делу N А32-7282/2011
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к администрации муниципального образования Лабинский район, крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кубань-Юг" в лице главы индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича, обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань", Управлению имущественных отношений муниципального образования Лабинский район
при участии третьих лиц: государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Лабинское", государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании недействительным договора аренды, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Лабинский район (далее - администрация), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кубань-Юг" (далее - КФХ) в лице главы КФХ индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича, управлению имущественных отношений муниципального образования Лабинский район, обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 сельскохозяйственного назначения N 4600006669 от 06.08.2008, заключенного между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и КФХ "Кубань-Юг"; истребовании из чужого незаконного владения КФХ "Кубань-Юг" и ООО "Агрофирма "Кубань" земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, отделение N 2 и N 3, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 площадью 52613894 кв.м, путем освобождения их КФХ "Кубань-Юг" и ООО "Агрофирма "Кубань" и передачи по акту приема-передачи истцу (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 3 л.д. 152-153,178)).
Заявленные требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 на момент предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству был незаконно сформирован из земель, являвшихся собственностью Краснодарского края согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в силу нахождения в бессрочном пользовании краевого учреждения. В связи с чем муниципальное образование не обладало полномочиями на заключение оспариваемого договора, соответственно у КФХ и общества отсутствуют правовые основания для использования спорных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Лабинское", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум" (далее - техникум), Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано отсутствием доказательств, подтверждающих возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:0105, 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 в силу закона. Суд пришел к выводу о безосновательности регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224. Суд отметил, что поскольку совхоз-техникум как юридическое лицо возник не в результате его создания Краснодарским краем, а в результате реорганизации, а буквальное толкование положения абзаца 3 пункта 2 статьи 3.1 указанного Закона означает, что оно применяется лишь к вновь возникшим юридическим лицам, а не по иным основаниям, то спорные земельные участки не могут быть отнесены к собственности субъекта федерации. Также дополнительно суд указал на отсутствие передаточных актов и баланса, из которых у правопредшественника учреждения могло возникнуть право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. При этом суд отметил, что из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Однако указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Не согласившись с решением суда, департамент обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, удовлетворив исковые требования. Полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, настаивает на возникновении права краевой собственности на спорные участки в силу разграничения права государственной собственности вне зависимости от государственной регистрации такового. Отмечает универсальный характер правопреемства при реорганизации совхоза-техникума как основание безусловного сохранения права постоянного (бессрочного) пользования у правопреемников данного лица. Указывает на отсутствие предусмотренных законом оснований для прекращения соответствующего права. Также полагает земельный участок перешедшим в составе имущественного комплекса.
В отзыве на апелляционную жалобу техникум поддерживает требования департамента
Глава КФХ в отзыве на жалобу просит отказать в ее удовлетворении, оставив решение без изменения.
В судебное заседание не явились представители ООО "Агрофирма "Кубань", Управления имущественных отношений Лабинского района, администрации Лабинского района и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.02.1975 N 153 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия" на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района создан совхоз-техникум.
Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 18.03.1975 N 98 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия" принятым во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 28.02.1975 N 153 управлению сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома предписано обеспечить передачу организуемому на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района совхозу-техникуму 8250 га земли, в том числе 6707 га пашни (пункт 1 приложения к приказу).
Приказом Краснодарского краевого управления сельского хозяйства N 109 от 27.03.1975 организован Лабинский совхоз-техникум на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района с общей земельной площадью 8250 га земли, в том числе 6707 га пашни (п. 2) посредством преобразования (п.3).
Решением исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 14.06.1975 г. N 300 утверждено решение общего собрания колхозников колхоза имени Ленина о преобразовании в совхоз-техникум, директору совхоза-техникума предписано принять земли, ранее закрепленные за колхозом.
Решением исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 18.03.1977 N 105/10 "О выдаче государственного акта на право пользования землей Лабинскому совхозу-техникуму" предписано выдать государственный акт А-I N 178932 в отношении земель площадью 8131 га (со ссылкой на решение крайисполкома от 23.04.1975 N 333). Представленные в материалы дела копии решения и государственного акта заверены Лабинским отделом управления Росреестра по Краснодарскому краю с указанием на наличие оригиналов в архиве отдела.
По состоянию на 13.09.1983 право бессрочного пользования совхоза -техникума на 6994,44 га земель сельскохозяйственного использования подтверждено государственным актом А-I N 247081. Дата выдачи акта отражена на последней странице акта.
По состоянию на 01.07.1994 право бессрочного пользования совхоза -техникума на 6755 га земель, в том числе 6019 га сельхозугодий подтверждено свидетельством о праве пользования землей N 15 от 01.07.1994. Свидетельство выдано во исполнение постановления администрации г. Лабинска от 09.10.1992 N 1061, предписывавшего произвести переоформление прав на землю в рамках земельной реформы.
Фактическое землепользование, осуществляемое совхозом-техникумом в период с 1983 по 1994 гг., подтверждено письмом Лабинского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю от 24.09.2011 на основании сведений государственного фонда данных (земельных балансов Лабинского района, в том числе за соответствующий период).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 совхоз-техникум "Лабинский" реорганизован в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" с учебно-производственным хозяйством, общей земельной площадью пашни 5691 га. В уставе Лабинского сельскохозяйственного техникума 1995 года отражены сведения о преемстве в правах в том числе с Лабинским сельскохозяйственным техникумом, колхозом им. Ленина и совхозом-техникумом (пп. 1,4).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2001 N 107 Учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования (ФГОУ СПО) "Лабинский сельскохозяйственный техникум", находящееся в ведении Департамента кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 N 1768-р Россельхозу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Росимуществом предписано оформить в установленном порядке документы о передаче федеральных государственных учреждений, в числе которых указан Лабинский сельскохозяйственный техникум, а также имущества передаваемых учреждений, находящегося в федеральной собственности, и обеспечить переход права в трехнедельный срок с момента подписания передаточного акта.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 21.10.2005 N 412-р федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум" безвозмездно передано в собственность Краснодарского края. В этом распоряжении определен, перечень имущества, передаваемого в собственность Краснодарского края.
Согласно акту приема-передачи от 18.11.2005 федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", безвозмездно передано в собственность Краснодарского края.
В 2006 году ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в настоящее время - государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснодарского края Лабинский аграрный техникум.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 556 от 06.05.2006 утвержден устав учреждения.
В уставе ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" отражены сведения о преемстве в правах в том числе с Лабинским сельскохозяйственным техникумом, колхозом им. Ленина и совхозом-техникумом (п. 1.1).
Впоследствии названное краевое образовательное учреждение реорганизовано на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 16.05.2006 N 421р путем выделения из его состава ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский аграрный техникум".
ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский аграрный техникум" как юридическое лицо созданное путем реорганизации зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.11.2006.
Одновременно указанным распоряжением ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в ГУ Краснодарского края "Лабинское".
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.06.2006 N 421р ГУ Краснодарского края "Лабинское" реорганизовано путем преобразования в Государственное унитарное предприятие "Лабинское".
Прекращение деятельности ГУ Краснодарского края "Лабинское" в связи с преобразованием в унитарное предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.02.2007.
На основании постановления главы администрации МО Лабинский район N 3240 от 04.08.2008 между администрацией муниципального образования Лабинский район в лице управления имущественных отношений и КФХ "Кубань-Юг" 06.08.2008 заключен договор аренды N4600006669 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 площадью 52613894 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, отделение N 2 и N 3, на срок до 04.08.2018.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
01.10.2009 между администрацией муниципального образования Лабинский район, КФХ "Кубань-Юг" и ООО "Агрофирма "Кубань" заключен договор N 9 субаренды земельных участков площадью 5732 га, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, находящихся в аренде КФХ "Кубань-Юг" на срок 11 месяцев со дня подписания. Земельный участок передан по акту приема-передачи.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 площадью 52613894 кв. м был разделен на два земельных участка: с кадастровым номером 23:18:0102000:223 площадью 1658000 кв. м, и с кадастровым номером 23:18:0102000:224 площадью 50935877 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, отделение N 2, N 3.
На указанные земельные участки 30.11.2010 было зарегистрировано право собственности Краснодарского края, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии 23-АИ N 518649 и 23-АИ
N 518650.
В качестве правоподтверждающего документа в материалы дела представлены выписки из реестра земельных участков Краснодарского края от 11.11.2010 N 52-18556/10-31.04 и N 52-18555/10-31.04, право собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 зарегистрировано в ЕГРП на основании Государственного акта серия А-1 N2470281 от 13.09.1983, выданного Лабинскому совхозу-техникуму.
Помимо указанных документов в качестве основания возникновения права краевой собственности в свидетельствах о государственной регистрации права названы также Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2004 N 1768-р, ст. 18 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001, Государственный акт серии А-1 N2470281 от 13.09.1983.
Кадастровыми паспортами земельных участков от 11.11.2010 с кадастровыми
номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 подтверждается их образование из земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, который указан в них как подлежащий снятию с кадастрового учета.
Из сведений ГКН также следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 и ранее 23:18:0102000:0105 были образованы из состава земель, находившихся в бессрочном пользовании совхоза-техникума. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Истец полагает, что с передачей ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" в краевую собственность учреждение приобрело статус краевого, а предоставленный ему ранее земельный участок с 01.07.2006 г. стал объектом краевой собственности. В связи с чем, ссылаясь на отсутствие у администрации права на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 и отсутствие у КФХ и общества законных оснований для использования сформированных из его состава участков 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, департамент обратился с настоящими требованиями в суд.
Поскольку истец легитимирует себя в качестве собственника земельных участков 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 (а ранее 23:18:0102000:0105), довод о возникновении права государственной собственности Краснодарского края подлежит проверке судом.
В силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся в том числе земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанная норма права введена в действие введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ с 1 июля 2006 года (согласно ст. 5 данного закона).
Возникновение права собственности по данному основанию не сопряжено с моментом государственной регистрации права. Право возникает непосредственно в силу прямого указания закона 01.07.2006 г.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Таким образом, из указанных норм права следует, что в порядке, установленном Законом N 122-Федерального закона, происходит изменение собственника учреждения (согласно терминологии ст. 300 ГК РФ) без трансформации самого юридического лица (оно не претерпевает процедуры ликвидации и реорганизации, то есть момент изменения статуса учреждения с федерального на краевое не сопряжен с регистрацией в ЕГРЮЛ).
Поскольку согласно акту приема-передачи от 18.11.2005 федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум" безвозмездно передано в собственность Краснодарского края, ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" приобрело статус краевого учреждения и на 01.07.2006 являлось таковым. (Реорганизации указанного лица, основанные на распоряжениях администрации от 16.05.2006 и 15.06.2006, завершены согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц позже 01.07.2006).
При этом реорганизация совхоза-техникума "Лабинский" на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" носила характер преобразования.
Соответственно справедливы доводы истца об универсальном характере преемства в правах и отсутствии законных оснований для прекращения имевшегося у совхоза-техникума ранее права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Отсутствие каких-либо документов, отражающих преемство именно в данном праве, не свидетельствует о том, что право бессрочного пользования к учреждению среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" не перешло, поскольку преобразование юридического лица не названо в качестве законного основания права постоянного бессрочного пользования в гражданском и земельном законодательстве.
Фактическое вступление сельскохозяйственным техникумом во владение землями совхоза-техникума подтверждено письмом Лабинского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю от 24.09.2011 на основании сведений государственного фонда данных (земельных балансов Лабинского района).
Следовательно, на 01.07.2006 землями бывшего совхоза-техникума на праве постоянного (бессрочного) пользования владело учреждение Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум".
Судом первой инстанции указано на недопустимость применения положений пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-Федерального закона в связи с тем, что Лабинский сельскохозяйственный техникум не создавался Краснодарским краем изначально, а буквальный текст нормы содержит указание на некоммерческие организации, именно созданные органом власти субъекта федерации.
Однако апелляционный суд не усматривает оснований для соответствующего толкования приведенной нормы права. Соответствующее законоположение надлежит толковать расширительно, полагая землями субъекта федерации земли, ранее предоставленные некоммерческим организациям, собственниками (учредителями) которых на 01.07.2006 являются субъекты федерации. Системный анализ норм гражданского и земельного законодательства не дает оснований для различия в правовом статусе учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и переданных им в порядке Закона N 122-ФЗ, и в правовом статусе земель, ранее предоставленных таким учреждениям.
Таким образом, 01.07.2006 произошло разграничение государственной собственности на земельные участки, ранее переданные в бессрочное пользование совхозу-техникуму, участки перешли в собственность Краснодарского края.
Выводы суда первой инстанции о безосновательности регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, являются неверными (п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ).
Как указывалось выше, лицами, участвующими в деле, не оспорены содержащиеся в ГКН сведения о формировании земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 из состава земель совхоза-техникума, не обоснованно прекращение права постоянного (бессрочного) пользования указанного лица и его правопреемника полностью либо в части.
В силу части 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Следовательно, муниципальное образование не имело права на предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 в аренду крестьянскому хозяйству. Договор аренды земельного участка N 4600006669 от 06.08.2008, заключенный между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и крестьянским (фермерским) хозяйством "Кубань-Юг" ничтожен (ст. 168 ГК РФ, ст. 209 ГК РФ, п. 2 ст. 10 ЗК РФ). Требование о признании его недействительным подлежит удовлетворению.
Не являясь стороной ничтожной сделки, истец заявляет виндикационное требование к крестьянскому хозяйству и обществу.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Поскольку имущество выбыло помимо воли собственника, вопрос о добросовестности завладения участком правового значения не имеет (ст. 302 ГК РФ).
Виндикационный иск заявляется к фактическому владельцу.
Актами обследования земельного участка N N 122,123 от 21.05.2012 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, образованные в результате раздела спорного земельного участка, используются КФХ "Кубань-Юг" для выращивания сельхозпродукции. Сведений об использовании участков обществом как субарендатором не представлено. В судебном заседании представитель КФХ подтвердил, что пользование спорными участками осуществляется только хозяйством.
Поскольку владение КФХ основано на ничтожной сделке, виндикационный иск подлежит удовлетворению.
Оснований для удовлетворения виндикационных требований, заявленных к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань", не имеется.
Как разъяснено в пункте 52 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Поскольку судом констатирована ничтожность договора аренды и земельный участок истребован у КФХ в пользу собственника, настоящее постановление является основанием для погашения (аннулирования) регистрационной записи 23-23-11/039/2008-392 от 01.09.2008 в отношении обременением земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 правом аренды в пользу главы КФХ "Кубань-Юг" Назарова Е.И.
Судебные расходы по делу распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 по делу N А32-7282/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 сельскохозяйственного назначения N 4600006669 от 06.08.2008, заключенный между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и крестьянским (фермерским) хозяйством "Кубань-Юг".
Истребовать из чужого незаконного владения крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, расположенные по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, отделение N 2 и N 3, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 площадью 52 613 894 кв. м, путем освобождения их КФХ "Кубань-Юг" и передачи по акту приема-передачи Департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань" отказать.
Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" (ИНН 2320080961, ОГРН 1022302953870) в доход федерального бюджета 14 000 (четырнадцать тысяч) рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7282/2011
Истец: Департамент имущественных отношений, Департамент Имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Администрация МО Лабинский район, Администрация муниципального образования Лабинский район, КФХ "Кубань-Юг", Управление имущественных отношений администрации МО Лабинский район, Управление имущественных отношений Муниципального образования Лабинский район
Третье лицо: ГОУ СПО КК "Лабинский аграрный техникум", ГОУ среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум", ГУ КК "Лабинское", ГУ Краснодарского края "Лабинское", Департамент Имущественных отношений Краснодарского края, ООО "Агрофирма "Кубань"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9466/11
13.02.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9466/11
09.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10366/13
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10366/13
21.03.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1282/13
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7282/11
01.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5909/12
02.08.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8775/12
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6581/11
05.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9466/11