г. Москва |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А41-46086/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Бейдун А.И., доверенность от 18.12.2012 N 41, Семенов В.В., доверенность от 18.03.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям на решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 по делу N А41-46086/12, принятое судьёй М.В. Афанасьевой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Семена НК" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям, о признании незаконным и отмене постановления N 05-122/2012 от 28.06.2012,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО "Семена НК" (далее - общество, заявитель, ООО "Семена НК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 05-122/2012 от 28.06.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 13.06.2012 N 347-РС Управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО "Семена НК" с целью проверки информации, поступившей из Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Управления Россельхознадзора по Ростовской области о фактах реализации обществом партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории РФ.
Указанное распоряжение согласовано с Генеральной прокуратурой РФ (письмо Прокуратуры Московской области от 14.06.2012 N 7/5-2235-2012).
В результате проведенной проверки, установлен факт реализации обществом семян сельскохозяйственных растений, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, что является нарушением абз. 1 ст. 30 Федерального закона N 149-ФЗ от 17.12.1997 "О семеноводстве", о чем 22.06.2012 составлен акт N 114-САС/2012.
21 июня 2012 года главным государственным инспектором отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям по факту выявленного правонарушения в отношении ООО "Семена НК" составлен протокол N 05-122/2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.12 КоАП РФ.
28 июня 2012 года, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем начальника отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям вынесено постановление N 05-122/2012 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Семена НК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.12 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, ООО "Семена НК" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель административного органа, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии основания для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП РФ.
Статьей 23.15 КоАП РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 10.12 - 10.14 КоАП РФ.
Органом, осуществляющим государственный карантинный фитосанитарный контроль, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, территориальным органом которой является Управление по городу Москва, Московской и Тульской областям.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 пунктом 5.5.3. предусмотрено полномочие Россельхознадзора принимать решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.
В положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям, утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору N 214 от 10.06.2010 указано, что Управление создается для осуществления функций по контролю и надзору в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений. Пункт 9.3.4. положения предусматривает принятие Управлением решений о проведении сортового и семенного контроля в отношении семян сельскохозяйственных растений.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении от 21.06.2012 N 05-122/2012 составлен и постановление по делу об административном правонарушении от 28.06.2012 N05-122/2012 вынесено уполномоченными должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, образует, в том числе, нарушение правил реализации семян: реализация с нарушением правил оборотоспособности партий семян, допуске в оборот сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, либо без сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, либо без фитосанитарных сертификатов и т.д.
Правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля установлена Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
В соответствии со статьей 4 указанного Закона законодательство Российской Федерации в области семеноводства регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля.
Статьей 30 (абзацы 1, 2) Федерального закона "О семеноводстве" установлено, что допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут находиться в обороте в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.
Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм следует, что на территории Российской Федерации разрешен оборот (производство, заготовка, обработка, хранение, реализация, транспортировка и использование) партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. При этом, оборот разрешается только при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян и фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством. Оборот партий семян, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, запрещен.
Исключение из данного правила установлено в абзаце 2 указанной статьи, предусматривающем срок нахождения в обороте семян, которые были исключены из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию. Такие семена могут находиться в обороте в течение последующих двух лет со дня исключения из Реестра.
Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.
Единые требования к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений установлены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Минсельхозпрода России от 18.10.1999 N 707.
Согласно пункту 2.1 Порядка реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О семеноводстве" физические или юридические лица, реализующие партии семян, гарантируют, что сортовые и посевные качества семян реализуемой партии соответствуют данным, указанным в соответствующем сертификате. В случае несоответствия сортовых и посевных качеств семян реализуемой партии данным, указанным в соответствующем сертификате, физическое или юридическое лицо, реализующее партию семян, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в обороте могут находиться партии семян сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян. Нарушение указанных правил влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт реализации ООО "Семена НК" семян сельскохозяйственных растений, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, что является нарушением абз. 1 ст. 30 Федерального закона N 149-ФЗ от 17.12.1997 "О семеноводстве" подтверждается материалами административного дела, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя события вменяемого ему административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Поскольку заявитель надлежащим образом не выполнил возложенные в силу закона обязанности по соблюдению установленного законодательства, суд приходит к выводу о наличии его вины в совершении административного правонарушения. Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлекается к административной ответственности, не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.12 КоАП РФ.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления управления, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом нарушены гарантии на защиту прав заявителя, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, давать объяснения по существу предъявленного обвинения, защищаться от него.
Между тем, из описательной и мотивировочной частей оспариваемого постановления усматривается, что общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.12 КоАП РФ.
Статья 10.12 КоАП РФ не содержит отдельных частей, т.е. отсутствует указание на несколько составов административных правонарушений.
Из материалов административного дела, в том числе из протокола об административном правонарушении и мотивировочной части оспариваемого постановления усматривается, что общество привлечено к ответственности именно за реализацию семян сельскохозяйственных растений, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Отмеченные судом первой инстанции недостатки постановления от 28.06.2012 N 05-122/2012 не могут быть отнесены к существенным нарушениям, т.к. они не нарушили права общества на защиту своих интересов и не повлекли для него негативных процессуальных последствий.
Не указана статья КоАП РФ только в резолютивной части постановления, что является не основанием для отмены оспариваемого акта, а причиной для устранения в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к необоснованному выводу о существенных нарушениях процедуры привлечения общества к административной ответственности.
За совершение данного правонарушения обществу назначен штраф в размере 10 000 рублей.
Оценив правомерность назначения административного наказания в виде штрафа в указанном размере, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция статьи 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5000 рублей до 10000 рублей.
Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 28.06.2012 N 05-122/2012 следует, что административным органом при рассмотрении дела обстоятельства, в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства установлена повторность совершения подобного правонарушения.
Между тем, административным органом не представлено доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.
Учитывая, что административный орган не обосновал и не представил доказательств правомерности назначения административного штрафа в размере 10000 рублей, размер административного штрафа подлежит уменьшению до минимального размера - 5000 рублей.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а постановление N 05-122/2012 от 28.06.2012 изменению в части назначенного обществу административного наказания как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 по делу N А41-46086/12 отменить.
Изменить постановление N 05-122/2012 от 28.06.2012, принятое Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областей в отношении ООО "Семена НК" о привлечении к административной ответственности по ст. 10.12 КоАП РФ в части размера назначенного штрафа, снизив его до 5000 руб.
В остальной части требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46086/2012
Истец: ООО "Семена НК"
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям