"Методичка" от Ростехнадзора
В последнее время чиновники не радуют бухгалтеров предприятий и организаций выпуском каких-либо "методичек". Среди действующих на сегодняшний день можно назвать четыре основных документа: Методические рекомендации по транспортному налогу*(1), Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств*(2), материально-производственных запасов*(3) и специнструмента, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды*(4). Именно в них бухгалтер прежде всего пытается найти ответ на тот или иной вопрос, тем более что три названные "минфиновские методички" зарегистрированы в Минюсте, а значит, обязательны для применения.
В конце прошлого года свой вклад в пополнение "семейства методичек" внес Ростехнадзор, утвердив Приказом от 12.09.2007 N 626 Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух (далее - Методические рекомендации*(5)). Что нового сообщил Ростехнадзор и чем может быть полезен данный документ бухгалтеру? Об этом - в представленном вниманию читателей материале.
Плательщики. Отчетность. Контрольные мероприятия
Начнем с того, что эти Методические рекомендации обязательны для применения территориальными органами Ростехнадзора (подведомственными ему федеральными государственными учреждениями) и предназначены для проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих любые виды хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух на территории РФ. Условимся, что в дальнейшем, употребляя выражения "организация", "предприятие", "юридическое лицо", мы будем подразумевать также и индивидуальных предпринимателей.
Итак, предприятия-"загрязнители" исчисление и внесение платы производят отдельно по месту нахождения каждого стационарного источника негативного воздействия и отдельно по передвижным объектам негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного муниципального образования (п. 13). В пункте 11 разъяснено, кто должен перечислять плату за загрязнение в ситуации, когда источник негативного воздействия (например, транспортное средство) арендован: вносить плату должно лицо, фактически эксплуатирующее такой объект, то есть арендатор.
Организациям, имеющим обособленные подразделения (филиалы или представительства), будет интересен п. 14 данного документа. В нем сказано, что такие подразделения самостоятельными субъектами платы не являются и вправе вносить платежи от имени юридического лица при условии закрепления за ними таких полномочий (например, в положении об обособленном подразделении) и при наличии доверенности у его руководителя.
Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Отчетным периодом по плате за загрязнение является квартал. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, плательщики должны перечислить необходимую сумму в бюджет (см. Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557). Оформленные предприятием расчеты (в единственном экземпляре) представляются плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора лично либо направляются по почте. При этом отметка "Согласовано" на них не проставляется (п. 34 Методических рекомендаций).
Здесь уместно обратить внимание читателей на рекомендации Ростехнадзора, направленные руководителям и специалистам местных подразделений Письмом от 04.09.2007 N 04-09/1242. В нем, в частности, сообщается, что предприятие составляет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации. Обязательного согласования представленного расчета платы с сотрудниками территориальных органов Ростехнадзора, а также предварительной проверки в ФГУ "ЦЛАТИ" действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Отказ в принятии расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду недопустим. Такова официальная позиция центрального ведомства. Поэтому организация, столкнувшись с неправомерными требованиями специалистов территориального органа, может "напомнить" им о предписании "сверху".
Понятно, что представленный предприятием расчет платы и приложенные к нему документы будут проверяться. При этом согласно п. 6.1 Положения N 401*(6) территориальный орган Ростехнадзора вправе выставить организации требование о представлении дополнительных документов, подтверждающих расчет платы. Кроме того, контрольные мероприятия могут проводиться в форме выездных проверок, то есть по местонахождению плательщика (п. 39 Методических рекомендаций).
По результатам проведенной документальной проверки при наличии оснований организации будет начислена недоимка по плате и выставлено требование о ее внесении. Также предприятие может быть включено в план выездных проверок, требования к проведению которых установлены Федеральным законом N 134-ФЗ*(7).
Так же как и по налоговым обязательствам предприятия, для целей расчетов с бюджетом по плате за негативное воздействие применяется срок исковой давности, равный трем годам. Вместе с тем освободить предприятие от обязанности уплаты просроченной ко взысканию задолженности, выявленной в результате контрольных мероприятий, суд сможет только в том случае, если организация до вынесения решения заявит об истечении срока давности. При отсутствии такого заявления дело будет рассматриваться в общем порядке (п. 44 Методических рекомендаций).
Зачет и возврат переплаты
Наличие переплаты в бюджет должно быть подтверждено актом сверки расчетов, который является основанием для проведения зачета излишне внесенной суммы в счет предстоящих платежей. Кроме того, предприятие может представить в территориальный орган заявление о возврате излишне перечисленной суммы. Правда, в этом случае к заявлению необходимо приложить оригиналы платежных поручений.
Если переплата выявлена специалистом территориального органа Ростехнадзора, то в течение 5 дней он должен уведомить об этом предприятие и предложить провести сверку расчетов (п. 28 Методических рекомендаций). Очевидно, что организация, скорее всего, не сможет проконтролировать выполнение специалистами территориального органа этого положения.
По результатам составленного акта сверки оформляется решение руководителя территориального органа Ростехнадзора (его заместителя) о проведении зачета переплаты, либо о ее возврате на расчетный счет предприятия, либо об отказе в проведении зачета (или возврата).
Нюансы привлечения к ответственности
В отличие от расчетов с бюджетом по налогам, при возникновении задолженности по плате за загрязнение пени на сумму недоимки не начисляются. Это подтверждено в п. 31 Методических рекомендаций. Однако ст. 8.41 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение сроков перечисления платы в виде административного штрафа:
- на должностных лиц предприятия в размере от 3 000 до 6 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Основанием для уплаты штрафа является постановление о наложении штрафа. Недостатки в его оформлении или пропуск территориальным органом срока привлечения к ответственности позволят нарушителям избежать материальных потерь. Итак, постановление о наложении штрафа должно быть вынесено не позднее года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается нарушение установленного срока перечисления платежа (см. п. 58 и 59 Методических рекомендаций, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
Если постановление составлено по истечении года, то уплаты штрафа можно избежать, обжаловав его в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд*(8). Однако сделать это нужно в течение 10 суток со дня вручения (или получения) копии постановления. Организация (должностное лицо), пропустившее 10-дневный срок обжалования, обязана уплатить штраф.
Кроме того, необходимо помнить еще один важный нюанс. Штраф следует уплатить не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. В противном случае грозит наложение штрафа в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест на срок до 15 суток (п. 62 и 63 Методических рекомендаций).
Особенности расчета платы
Полагаем, что методика расчета суммы платы хорошо знакома нашим читателям. Поэтому подробно останавливаться на общих правилах определения размера платежей за загрязнение от стационарных и передвижных источников выбросов в атмосферный воздух мы не будем, хотя в "методичке" приведены не только формулы, но и примеры расчетов. Мы акцентируем внимание лишь на некоторых вопросах.
Известно, что нормативы платы, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 и от 01.07.2005 N 410, ежегодно индексируются. Иными словами, бухгалтер должен увеличить норматив платы на поправочные коэффициенты, установленные законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В целях применения этих коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы. В частности, нормативы платы, установленные в 2003 году (Постановлением N 344), применяются в 2008 году с поправочным коэффициентом 1,48, а нормативы, установленные в 2005 году (Постановлением N 410), - с коэффициентом 1,21 (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ).
Кроме того, имеется другой коэффициент - за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов. Он установлен Постановлением N 344 и равен 1,2. Некоторые бухгалтеры ошибочно полагают, что если стационарный объект, производящий выбросы, расположен за чертой города, то данный повышающий коэффициент не применяется. На самом деле это не так. В пункте 25 Методических рекомендаций закреплено, что этот коэффициент используется при расчете, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта. При этом для решения вопроса об обязанности использования данного коэффициента следует руководствоваться Постановлением N 38*(9), согласно п. 2.1 которого источниками загрязнения атмосферного воздуха являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Напомним, что для передвижных объектов негативного воздействия коэффициент 1,2 применяется, если место государственной регистрации этих объектов (при отсутствии такового - место нахождения владельца) находится в пределах черты города.
При наличии сверхлимитных выбросов от стационарных источников применяется пятикратный повышающий коэффициент. Это общеизвестно и вопросов на практике не вызывает. Вместе с тем некоторые бухгалтеры сомневаются, используется ли этот коэффициент в отношении платы за выбросы от передвижных объектов. В связи с этим познакомим читателей с Письмом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242. В нем сообщено, что в целях расчета платы за загрязнение от транспортных средств этот коэффициент не применяется. Контроль соблюдения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра либо государственными инспекторами по охране природы. При выявлении превышения технических нормативов выбросов запрещается эксплуатация транспортного средства*(10). В этом случае перечисление платы в повышенном размере законодательством не предусмотрено.
И последний нюанс. В подпункте 2 п. 26 Методических рекомендаций подтверждено, что для перевода количества израсходованного транспортными средствами топлива из литров в тонны бухгалтер может использовать данные о плотности топлива из накладной на его отпуск или из спецификаций, а также соответствующие средние значения, приведенные в Письме ФНС России от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@:
для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
для АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
для АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
Иными словами, Ростехнадзор в "методичке" согласился с тем, что названное письмо налоговой службы не утратило силу.
В заключение отметим, поскольку рассмотренные нами Методические рекомендации поясняют выполнение расчета платы только за загрязнение атмосферного воздуха, очевидно, следует ожидать, что Ростехнадзор подготовит и выпустит аналогичные разъяснения по расчету платы за выброс отходов и за сброс сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты.
Т.Ю. Кошкина
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 2, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БAГC-3-21/177.
*(2) Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
*(3) Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
*(4) Утверждены Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н.
*(5) Документ вступил в силу с 15.10.2007.
*(6) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства России от 30.07.2004 N 401.
*(7) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
*(8) Также следует поступить и в случае несогласия с вынесенным постановлением.
*(9) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38 "О введении в действие СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03".
*(10) См. ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 847.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"