Милицейские рейды в организациях торговли
Проверкой деятельности предприятий торговли занимаются различные контролирующие структуры. Органы внутренних дел не последние в данном списке. Они могут посетить организацию с самостоятельной проверкой или составить компанию другим органам исполнительной власти, выступившим с инициативой проведения совместных проверок. Организации ни одна из этих проверок не сулит ничего хорошего, поэтому лучше подготовиться заранее, ознакомившись с правами и обязанностями проверяющих, а также с другими вопросами проведения проверок с их участием. Когда ждать ревизоров в погонах? Что могут проверить сотрудники органов внутренних дел на предприятиях торговли? По каким правилам проводятся совместные рейды? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
Когда могут пожаловать ревизоры?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Закону о милиции*(1). В нем не сказано, когда появляются нежданные гости, но перечислены права и обязанности должностных лиц, которые дают представление о возможных причинах визита стражей порядка.
Начнем с того, что сотрудники милиции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 5 ст. 11 Закона о милиции). Чаще всего предприятия торговли привлекаются органами внутренних дел за нарушение Закона о ККТ*(2). Проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, которые органы внутренних дел проводят в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности*(3).
На этом перечень оснований привлечения к административной ответственности не заканчивается, милиционеры вправе составлять протоколы о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований торговли отдельными видами товаров, продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, нарушение порядка ценообразования, законодательства о рекламе и за другие нарушения в области предпринимательской деятельности. Сотрудники милиции обязаны предотвращать и пресекать административные правонарушения, а также выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению.
В части налоговых правонарушений сотрудники милиции имеют право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, получать сведения, составляющие налоговую тайну, проводить проверки организаций при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления.
В части нарушений законодательства, регулирующего торговую деятельность, сотрудники милиции имеют право:
- производить осмотр производственных, складских и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества. Осмотр правомерен в присутствии двух понятых и представителя юридического лица или представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;
- изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую деятельность, требовать представления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
- изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
- самостоятельно проводить проверки и ревизии, изымать документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
Как видим, у сотрудников органов внутренних дел прав для проверки торговых организаций более чем достаточно. Они могут появиться самостоятельно, а также вместе с другими контролирующими органами (налоговиками, работниками прокуратуры) или с представителями местных органов власти. Чаще других совместные проверки на предприятиях торговли проводят налоговики и сотрудники органов внутренних дел.
Как проводятся совместные проверки?
Налоговые органы вправе проводить выездные проверки с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений налогового законодательства (ст. 36 НК РФ). В настоящий момент действует Инструкция *(4), в которой описан порядок совместных действий налоговиков и сотрудников милиции в ходе выездных налоговых проверок. Инструкция разработана для совместных мероприятий налогового контроля, но не исключено, что в ходе данных мероприятий проверяющие проведут совместный контроль по другим вопросам. В таком случае Инструкция будет тем документом, знание основ которого поможет организации пройти совместную проверку.
Инициативу проведения совместной проверки могут проявить как налоговики, так и сотрудники органов, которые вправе внести свои предложения по характеру, сроку и объему проверки. Но чаще с инициативой проведения совместной проверки выступают налоговики, которые могут обратиться к коллегам из органов только в определенных случаях:
- наличие у инспекторов сведений, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
- поступление из органов внутренних дел материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
- необходимость привлечения стражей порядка в качестве специалистов для участия в мероприятиях налогового контроля;
- воспрепятствование законной деятельности инспекторов, а также для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
Заметим, органы МВД вправе отказать налоговикам в содействии в случаях, поименованных в п. 10 Инструкции:
- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел к участию в проверке компетенции органов внутренних дел;
- отсутствие обоснования необходимости привлечения стражей порядка в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
В ходе проведения совместной проверки обе стороны действуют по своим инструкциям, инспекторы следуют нормам НК РФ, а сотрудники из органов участвуют в выездной проверке в пределах полномочий, предоставленных им Законом о милиции.
Взаимодействие налоговиков и сотрудников милиции при проведении совместной проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных мероприятий в рамках своей компетенции. Общую координацию проверки осуществляет руководитель проверяющей группы.
В ходе совместной проверки налоговики и милиционеры не только выявляют факты налоговых правонарушений, но и собирают необходимые доказательства. В установленном порядке снимаются копии с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения, истребуются недостающие документы, производится выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, допросы свидетелей и другие действия.
Оформление результатов выездной налоговой проверки производится в обычном порядке. Основным документом является акт, который подписывают все участвовавшие в проверке должностные лица, а также руководитель проверяемой организации. Если проверяемое лицо не согласно с актом проверки, оно представляет документы, подтверждающие обоснованность возражений, их копии передаются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение, копия которого вручается руководителю организации, а также направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении совместной проверки.
В целом, как заметил читатель, совместная проверка налоговиков и милиционеров от выездной налоговой проверки отличается не намного, большей частью увеличивается число проверяющих и количество составляемых ими документов. При этом цель одна - выявление и пресечение налоговых нарушений, а в этом вопросе специалистами являются налоговые инспекторы, а не сотрудники органов внутренних дел. Поэтому последние могут пойти по другому пути: собрав сведения и информацию, указывающую на признаки нарушения, отнесенного к компетенции налоговиков, орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Таким образом сотрудники из органов могут проверить организацию самостоятельно, без участия налоговиков, передав им необходимую информацию и доказательства выявленных нарушений, а штрафовать организацию будут уже налоговики.
В каких случаях органы внутренних дел могут так поступить? При проведении самостоятельной проверки (ревизии) производственной и финансово-хозяйственной деятельности на основании п. 25 ст. 11 Закона о милиции. Когда при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления, проводится самостоятельная проверка на основании п. 35 ст. 11 Закона о милиции. Такая проверка осуществляется спецподразделениями органов внутренних дел по экономическим и налоговым преступлениям. И последний случай - когда самостоятельная проверка милиционерами не проводилась, а информация, касающаяся сферы деятельности налоговиков, была получена в ходе оперативно-розыскных мероприятий, из средств массовой информации, заявлений граждан.
Оперативно-розыскные мероприятия включают опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.
Практически во всех перечисленных ситуациях предприятие торговли может попасть в поле зрения органов внутренних дел, чьи сотрудники в отличие от налоговиков могут действовать в рамках административного расследования, предусмотренного КоАП РФ, и в рамках процедур, установленных УПК РФ, а также в рамках налогового производства в порядке ст. 36 НК РФ. Мы рассмотрим самую широкомасштабную из милицейских проверок, касающуюся торговой деятельности организации.
По каким правилам проверяют торговую деятельность?
Проверки (ревизии) торговой деятельности организации проводятся, когда у органов внутренних дел есть основания полагать, что допущены нарушения законодательства, влекущие уголовную или административную ответственность. Проверка таких сведений проводится по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел в порядке, установленном Инструкцией N 636 *(5). В ней отдельно выделены проверка и ревизия. Первая представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке. Вторая подразумевает комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской деятельности организации. Исходя из этого правила проведения проверок и ревизий различны, в то же время есть ряд общих предписаний.
Инструкцией N 636 установлены одинаковые сроки для проведения проверки и ревизии - не более 30 дней. Отсчет этого срока начинается в день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии) и заканчивается в день подписания всеми проверяющими акта проверки (ревизии).
В ходе проверки, ревизии могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств, прилагаются к акту проверки, ревизии, в котором делается соответствующая отметка.
При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (копий). Сотрудники органов внутренних дел могут изъять подлинники, предварительно изготовив с них копии и передав их проверяемой организации. Если сделать копии сразу не представляется возможным, они должны быть сделаны и переданы проверяемому лицу в течение пяти дней после изъятия.
В случае необходимости проверяющий может провести осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, а также произвести иные действия в порядке, установленном п. 25 ст. 11 Закона о милиции. Если эти действия предусмотрены постановлением о проведении проверки, ревизии, вынесение специального постановления об их проведении не требуется.
Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью. По результатам проверки сотрудники милиции составляют акт, в котором указываются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства и обобщенные выводы о результатах проверки.
Ревизия проводится сотрудниками отделов документальных проверок и ревизий, а также специалистами-ревизорами подразделений по налоговым преступлениям. К ревизии могут привлекаться сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел. Так же как при проверке, по результатам ревизии сотрудники милиции составляют акт, в котором указываются все выявленные нарушения законодательства.
Описательная часть акта ревизии должна комплексно представлять все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений. В акте отражается сущность нарушения, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которым оно относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие факт нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. В итоговой части акта делаются выводы о результатах ревизии.
Если сотрудники органов внутренних дел нарушили требования к составлению документов во время проверки (ревизии), то у проверяемой организации есть шанс оспорить их действия и результаты проверки в судебном порядке. Так, при проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности ревизоры невнимательно отнеслись к составлению мотивированного постановления о назначении проверки и акта, в котором были нарушены обязательные требования к содержанию (не отражены сущность правонарушения, способ его совершения, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты и обобщенный вывод о результатах проверки). В итоге составленные с недочетами документы суд не принял в качестве основания для возбуждения дела об административном правонарушении (Постановление ФАС ВВО от 28.09.2007 N А11-3277/2006-К2-22/302).
Перейдем к последнему этапу проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности. На этом этапе орган внутренних дел принимает решение по результатам проведенной проверки (ревизии):
- составляет рапорт об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ;
- направляет материалы проверки для рассмотрения в порядке, установленном ст. 144 и 145 УПК РФ;
- возбуждает дело об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
- передает материалы по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов по делам об административных правонарушениях;
- завершает проверку в связи с отсутствием нарушения законодательства.
Как заметил читатель, во всех ревизионных мероприятиях действия представителей силовых структур регламентированы. Следует признать, что знание прав и обязанностей проверяющих мало помогает проверяемым избежать необоснованных претензий, злоупотреблений и превышения полномочий стражами порядка. Шансы отстоять свои права по результатам такой проверки есть, действия сотрудников органов внутренних дел могут быть обжалованы организациями в вышестоящих органах, прокуратуре и суде.
С.В. Булаев
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
*(2) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(3) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
*(4) Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, Приложение N 1 к Приказу МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37.
*(5) Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, Приложение N 1 к Приказу МВД РФ от 02.08.2005 N 636.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"