г. Томск |
|
20 июня 2011 г. |
Дело N А27-1590/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего О. Б. Нагишевой,
судей Т. В. Павлюк, Е. Г. Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д. Н. Аюшевым,
При участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчиков: от Департамента лесного комплекса Кемеровской области: Л. В. Нагорновой по доверенности от 05.04.2011 г., от ООО "Лесопромышленная компания": Н. П. Арефьева - директора,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 апреля 2011 года по делу N А27-1590/2011 (судья Л. В. Беляева)
по иску заместителя прокурора Кемеровской области
к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451), обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" (ОГРН 1077017019309, ИНН 7017181260),
о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 дополнительного соглашения от 16.08.2010 г. к договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кемеровской области (далее - прокуратура) обратился с иском к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (далее - департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" (далее - общество) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 дополнительного соглашения от 16.08.2010 г. к договору аренды лесного участка от 22.01.2009 г. N 5-09-д, заключенного ответчиками, как сделки, совершенной с нарушением требований статей 73, 74 Лесного кодекса РФ. Исковые требования основаны на положениях статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06 апреля 2011 года иск удовлетворен. Пункты 1, 2, 3 дополнительного соглашения от 16.08.2010 г. к договору аренды лесного участка от 22.01.2009 г. N 5/09-д, заключенного между департаментом и обществом признаны недействительными. С общества в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права. При этом податель указывает, что судом не применен подлежащий применению пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, применен пункт 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, не подлежащий применению.
Прокуратура в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонила. Решение суда считала законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе департамента рассмотрено в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, решение суда просил отменить как несоответствующее законодательству.
Представитель общества согласился с позицией департамента, изложенной в апелляционной жалобе, указал, что заключение дополнительного соглашения вызвано несоответствием существующего лесоустройства тем данным, которые были указаны в аукционной документации. Заключение дополнительного соглашения необходимо для выполнения возложенных на общество обязанностей по лесоустройству арендованного участка.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам аукциона между департаментом (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 5/09-д от 22 января 2009 года (л.д. 12 - 28 т. 1; далее - договор).
По условиям вышеуказанного договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса РФ, на основании протокола о результатах аукциона от 15.01.2009 г. N 1 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации. Лесной участок площадью 5609 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Кемеровская область, Яшкинский муниципальный район, Яшкинское лесничество (по материалам лесоустройства: Яшкинский сельский лесхоз - филиал ГУ КО "Кемеровоуправлес" - Пашковское лесничество, кварталы 1 - 24, и Яшкинский лесхоз, Пашковское лесничество, кварталы 1-9) с номером учетной записи 32:246:18:0011. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1, 2 (пункты 1-3 договора).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору предается лесной участок для использования в целях заготовки древесины.
В приложении N 3 к договору (л.д. 22 т. 1) среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины (ликвидной) определен в размере 8033 куб.м, в том числе по хозяйствам: хвойное - 85 куб.м, лиственное - 7948 куб.м, в том числе сплошные рубки - 8033 куб.м.
Согласно пункту 5 договора размер арендной платы в год составляет 195 344 руб., в том числе в части минимального размера арендной платы, направляемого в федеральный бюджет 130 229 руб. 20 коп., в части, превышающей минимальный размер арендной платы, направляемый в бюджет Кемеровской области 65 114 руб. 80 коп.
Срок действия договора установлен с 22 января 2009 года по 21 января 2058 года (пункт 21 договора).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области 12 февраля 2009 года, номер регистрации 42-4210/003/2009-159.
Приказом департамента от 16.08.2010 г. N 01-06/955 (л.д. 36 т. 1) отделу использования лесов предписано обеспечить внесение изменений в договор согласно выполненным Томским филиалам ФГУП "Рослесинфорг" лесоустроительным работам по расчету ежегодного объема заготовки древесины.
Между департаментом и обществом заключено дополнительное соглашение от 16.08.2010 г. (л.д. 29 - 33 т. 1) к договору со следующими условиями:
1. Пункт 5 договора изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы по настоящему договору составляет 951 001,50 руб., в том числе в части минимального размера арендной платы, направляемой в федеральный бюджет 612 392,70 руб., в части превышающей минимальный размер арендной платы, направляемой в бюджет Кемеровской области 338 608,80 руб.
2. Изложить приложение N 3 к настоящему договору в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему соглашению (установлены среднегодовые объемы использования лесов по заготовке древесины (ликвидной) в количестве 21 760 куб. м, в том числе по хозяйствам: хвойное - 4737 куб.м, лиственное - 17023 куб.м., в том числе сплошные рубки - 20 962 куб.м.).
3. Изложить приложение N 4 к настоящему договору в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему соглашению (установлены размеры и сроки внесения арендной платы).
Дополнительное соглашение к договору аренды зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 09 сентября 2010 года, номер регистрации 42-42-10/031/2010-093.
Указывая, что пункты 1, 2, 3 дополнительного соглашения от 16.08.2010 г., противоречат пункту 20 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Минсельхоза РФ от 12.02.2010 г. N 48, пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что законодательством установлен запрет на изменение условий аукциона сторонами договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом запрещается изменение условий аукциона, как на основании соглашения сторон, так и по требованию одной из сторон данного договора. Пункты 1, 2, 3 дополнительного соглашения являются ничтожными как несоответствующие законодательству.
Апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с правилами статей 25, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, определенных нормами лесного законодательства, должен заключаться по результатам аукциона. К таким договорам применяются правила, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (пункт 5 статьи 74 ЛК РФ).
Аукционы по продаже права на заключение договора проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 79 которого установлены сведения, которые должны содержаться в извещении о проведении аукциона, в том числе об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов.
Пунктом 7 вышеназванного постановления N 324 установлены существенные условия договора аренды, включающие, в том числе объемы рубок лесных насаждений и изъятие других лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Указанное правило направлено на рациональное использование природных ресурсов и предполагает их реализацию на конкурсной основе исходя из тех объемов ресурсов и той ее стоимости, которая определена в аукционной документации.
Таким образом, исходя из правил, изложенных в названных нормах, с учетом пункта 20 Постановления N 324 следует, что изменение условий договора аренды, в части касающейся его существенных условий, недопустимо.
Вместе с тем из условий пунктов 1, 2, 3 дополнительного соглашения следует, что стороны изменили объем и соответственно стоимость заготовки лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании пункта 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно признал исковые требования прокуратуры законными и подлежащими удовлетворению.
Довод подателя жалобы о том, что из буквального толкования пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не следует запрет на изменение условий договора в дальнейшем в соответствии с главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционным судом отклоняется, так как такое толкование указанной нормы сводило бы на нет установленное в нем правило и позволяло бы сторонам договора произвольно изменять его условия сразу после заключения такого договора.
Довод о неприменении пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционным судом отклоняется, так как пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила об изменении условий договора аренды лесного участка.
Несоответствие сведений о лесном участке, указанных в аукционной документации, фактическим его характеристикам, не может являться основанием для изменения существенных условий договора в нарушение пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Кемеровской области и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 апреля 2011 года по делу N А27-1590/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О. Б. Нагишева |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1590/2011
Истец: Заместитель прокурора Кемеровской области, Прокуратура Кемеровской области
Ответчик: Департамент лесного комплекса Кемеровской области, ООО "Лесопромышленная компания"
Третье лицо: Прокурор Томской области
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5194/11