О налоговой тайне
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), федеральных законов, а также принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика. Кроме того, общедоступной считается также информация, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Налоговые органы обязаны предоставлять сведения из ЕГРЮЛ всем желающим (письмо МНС России от 04.12.2002 N ФС-6-09/1868@);
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Так, дело по данной теме рассматривалось в ФАС Московского округа. Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа о взыскании налога, пени и штрафа. Суд первой инстанции установил, что налоговый орган не обосновал сумму недоимки и обязал налоговый орган сделать сверку. Однако налоговый орган отказался делать ее, равно как и рассекречивать содержание оспариваемого решения, ссылаясь на налоговую тайну. Кассационный суд указал на то, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением законодательства и информация об этом не представляет тайны, тем более что сведения о задолженности были предназначены в данном случае не для третьих лиц, а для этой же организации и касались только ее (постановление ФАС Московского округа от 09.12.2003 N КА-А40/9826-03);
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной либо коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностным лицам вышеназванных органов, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определено понятие коммерческой тайны - это конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны, может быть научно-технической, технологической, производственной, финансово-экономической [в том числе составляющей секреты производства (ноу-хау)] и может иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
Можно условно выделить виды информации, которые налоговые органы не имеют права разглашать, а именно:
- сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации: содержание договоров организации; себестоимость выпускаемой продукции, структура цены; бюджет организации; данные о доходах организации и объемах продаж; информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов; данные о товарно-денежных оборотах; сведения о банковских операциях (и о состоянии счетов), о кредитах, долговых обязательствах; содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (что относится к коммерческой тайне в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"); плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности, особенно рентабельность; результаты маркетинговых исследований;
- сведения о структуре организации: организационная структура организации и функции подразделений; информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников организации, в том числе размер оплаты труда;
- сведения об отношениях организации с клиентами и партнерами: состав поставщиков, партнеров, потребителей; списки представителей и посредников организации; сведения о подготовке и ведении переговоров.
Отметим, что это приблизительный перечень данных; в каждом случае состав коммерческой тайны должен определяться индивидуально исходя из особенностей конкретного бизнеса. Но вот о чем не стоит забывать: есть сведения, которые не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах, например содержание учредительных документов, данные о составе и численности сотрудников, системе оплаты труда и т.д.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.
Например, приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 утвержден Перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 - Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.
Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), часть первая НК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и иные нормативные правовые акты.
Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдъегерской связью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.
Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).
Нарушение налоговой тайны может принести немалый вред налогоплательщику. Однако, решая вопрос о том, является ли предоставление информации разглашением секретных сведений, суды учитывают, кому данная информация была предназначена. Одна организация обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что налоговый орган распространял сведения, порочащие деловую репутацию организации, в направленном в нижестоящие налоговые органы письме, в котором сообщалось о незаконных схемах возмещения налога, применявшихся данной организацией. Арбитражный суд решил, что данные, изложенные в этом документе, нельзя было считать распространением сведений или относить к сведениям, порочащим репутацию организации, так как они содержались в документе, адресованном самой организации и нижестоящим налоговым органам (постановление ФАС Московского округа от 11.12.2006 N КГ-А41/11807-06).
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
В ГК РФ говорится о наказании за разглашение служебной тайны, к которой относится и налоговая тайна. Вред, причиненный организации незаконными действиями государственных органов, подлежит возмещению за счет казны (ст. 1069 ГК РФ). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) также устанавливает ответственность лица, имевшего доступ к конфиденциальной информации и ее рассекретившего, - это штраф в сумме от 4000 до 5000 руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).
Наказание за разглашение налоговой тайны установлено и ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Если вышеуказанные деяния повлекли тяжкие последствия (например, экономическое разорение или дезорганизация работы налогоплательщика), то виновные в разглашении налоговой тайны наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
В соответствии со ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В НК РФ не содержится толкования понятия "убытки", поэтому при его определении следует руководствоваться ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реальный ущерб - это расходы, которые организация понесла для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение имущества.
Упущенная выгода - это доходы, которые организация могла бы получить, но не получила из-за того, что ее права были нарушены.
Убытки, которые понесла организация по вине государственных органов, должны быть возвращены в полном объеме из федерального бюджета.
За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" говорится о том, как надо определять размер неполученных доходов. Допустим, из-за действий налоговых инспекторов произошла недопоставка сырья и комплектующих и в результате организация не выпустила продукцию. Для определения размера упущенной выгоды надо из цены реализации этой продукции вычесть расходы по ее изготовлению. Получается, что упущенная выгода - это прибыль, которую организация могла бы получить, если бы изготовила и реализовала товары. При этом можно использовать документы, которые подтвердят возможную сумму дохода, если организация уже занималась похожей деятельностью, например торговала аналогичными товарами.
В последнее время организации начали активно использовать данное им право на возмещение упущенных возможностей, но процент выигранных дел невелик. Отказывая той или иной организации, судьи, как правило, аргументируют это тем, что организация не смогла доказать:
- факт того, что выгода была действительно упущена;
- что действия проверяющих были действительно неправомерны;
- наличие причинно-следственной связи между незаконными поступками проверяющих и неполученными доходами.
Кроме того, убытки могут быть возмещены только в случае, если определен их размер.
Например, если действия налоговых инспекторов повлекли простой оборудования, налогоплательщику придется в суде:
- доказать, что в результате такого простоя он не получил доходы, которые он мог бы получить;
- рассчитать размер неполученных доходов (то есть доходов, которые он мог бы получить, если бы оборудование работало);
- доказать, что простой произошел именно в результате действий налоговых инспекторов, а не по каким-либо другим причинам.
И, самое главное, судьи должны прийти к выводу, что действия проверяющих были действительно незаконны.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2004 по делу N Ф04/2899-629/А46-2004 судьи заняли позицию налогового органа, отказав индивидуальному предпринимателю в возмещении упущенной выгоды, из-за того что последний не сумел доказать причинно-следственную связь. Дело состояло в том, что индивидуальный предприниматель дважды уплатил налог на доходы физических лиц. При повторной уплате ему были дополнительно начислены пени за просрочку платежа.
Подавая иск, индивидуальный предприниматель утверждал, что налоговые инспекторы бездействовали. Ведь они должны были сообщить о факте переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ), но не сделали этого. Бездействие налоговых инспекторов привело, по мнению истца, к возникновению упущенной выгоды. Ведь на сумму переплаты и пени индивидуальный предприниматель мог бы купить товар и перепродать его. В качестве доказательств истец представил счета-фактуры на полученные от поставщиков товары, отчет о результативности деятельности за предыдущие годы, расчет упущенной выгоды. Однако судьи решили, что эти документы не позволяли установить, каким образом бездействие налогового органа повлияло на закупку и реализацию товара.
Однако в некоторых случаях организациям удавалось взыскать с налоговых органов упущенную выгоду. В частности, такой случай имел место в Центральном округе (постановление ФАС Центрального округа от 03.09.2003 по делу N А14-1305/02/52/18). Организация занималась выпуском и реализацией двух видов продукции. На производство одного из них у организации закончилась лицензия. На этом основании налоговые инспекторы отключили оборудование. Однако они не учли, что это оборудование использовалось и для производства товаров, лицензия на которые не истекла.
В результате простоя организация понесла значительные потери. Обратившись в суд, организация выиграла дело. Судьи признали действия налоговых инспекторов незаконными. Проверяющих обязали возместить организации не только реальные убытки, но и упущенную выгоду.
Е.Е. Смирнова,
к.э.н.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1