г. Хабаровск |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А16-1189/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области: Федоров Константин Сергеевич, представитель по доверенности;
от Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на решение от 14.12.2012 по делу N А16-1189/2012 Арбитражного суда Еврейской автономной области принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области
о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2012 N 79 АП 000175 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее - инспекция, ГИБДД, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2012 N 79 АП 000175 о привлечении муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - муниципальное образование) к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, мэрия обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств по делу, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 25.09.2012 в 22 часа 13 минут водитель Марфин В.А., управляя автомобилем марки Тойота Чайзер, г/н А271ТМ/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
26.09.2012 в 14 часов водитель Куликова К.А., управляя автомобилем марки Ниссан Марч, г/н А034ТМ/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
26.09.2012 в 17 часов 50 минут водитель Панарин В.В., управляя автомобилем марки Ниссан Либерти, г/н А665РТ/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
26.09.2012 в 19 часов 30 минут водитель Васильев А.В., управляя автомобилем марки Тойота Марк 2, г/н А242ТМ/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
26.09.2012 в 20 часов водитель Болошко Э.М., управляя автомобилем марки Мазда Премаси, г/н А739НО/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
27.09.2012 в 9 часов 05 минут водитель Ильин Д.В., управляя автомобилем марки Ниссан Марч, г/н А327ТВ/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
27.09.2012 в 10 часов водитель Иванов И.А., управляя автомобилем марки Ниссан Марч, г/н А810ТВ/79, на участке дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть", в городе Биробиджане, совершил наезд на дорожную выбоину (яму) в асфальтобетонном полотне, скрытую водой, в результате чего, автомобиль получил механические повреждения.
Определениями ГИБДД от 25.09.2012 N 1033, от 26.09.2012 NN 1034, 1035, 1036, от 27.09.2012 NN 1037, 1053, 1054 в отношении неустановленного должностного (юридического) лица, действия которого образуют административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.34 КоАП РФ, возбуждены дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Административным органом составлены: справки о ДТП, схемы места совершения административного правонарушения, акты освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, отобраны объяснения у водителей повреждённых транспортных средств.
Определением Временно исполняющего обязанности начальника ГИБДД от 24.10.2012 продлён срок проведения административного расследования до 25.11.2012.
26 октября 2012 года в присутствии законного представителя мэрии ГИБДД в отношении юридического лица - муниципального образования составлен протокол об административном правонарушении серии 79АЮ N 000175 по признакам административного правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ.
Постановлением от 26.10.2012 N 79АП N 000175 муниципальное образование признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Не согласившись с данным постановлением, мэрия обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьёй 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения определяется Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утверждённым Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 (ред. от 07.07.2003) "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Наставление).
Согласно пункту 3 Наставления выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД), входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности МВД РФ, управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.
Пунктом 7.3 Наставления предусмотрено право ДИиОД составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения повседневного надзора.
В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах (подпункт 10.2.8.2 пункта 10 Наставления).
Согласно подпункту 10.2.8.4. пункта 10 Наставления при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного.
Таким образом, ГИБДД в лице госинспектора ДИиОД вправе проводить проверки состояния автомобильных дорог и составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, установлена обязанность должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 3.1.1 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утверждённому Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (пункт 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Совершение муниципальным образованием "Город Биробиджан" Еврейской автономной области административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 12.34 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении серии 79АЮ N 000175, справками о ДТП, схемами места совершения административного правонарушения, актами освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, объяснениями водителей повреждённых транспортных средств.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы мэрии о необходимости привлечения к административной ответственности не муниципального образования, а мэрии по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из информационной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.12.2012 следует, что муниципальное образование "Город Биробиджан" зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану ЕАО 05.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027900510296 и является действующим юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 3 Устава муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, утверждённого решением городской Думы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 30.06.2005 N 242 (ред. от 31.05.2012) к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) даёт определение дорожной деятельности, как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, перечисленные нормативные правовые акты, с учётом положений пункта 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах, статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", возлагают в полном объёме на мэрию обязанности по содержанию автомобильных дорог общего пользования в безопасном для движения состоянии и осуществлению дорожной деятельности.
Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (ред. от 06.08.2008) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее - Классификация работ), которая распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Классификации работ).
Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ (пункт 2 Классификации работ).
Согласно подпункту "в" пункта 12 Классификации работ в состав работ по содержанию входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
Судом первой инстанции установлено, что участок дороги ул. Дальняя, 41, в районе АЗС "Роснефть", на котором в период с 25 по 27 сентября 2012 произошло семь ДТП, ввиду дефектов дорожного покрытия, относится к улично-дорожной сети г. Биробиджана.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 12.34 КоАП РФ, муниципальное образование "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Судом первой инстанции также правомерно отклонены, как несостоятельные, доводы мэрии о нарушении административным органом требований статей 28.5, части 5 статьи 28.7, пункта 1 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен до окончания административного расследования 26.10.2012, то есть в установленные административным законодательством сроки.
Судом первой инстанции проверено соблюдение административным органом срока давности совершения административного правонарушения и порядка привлечения муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.34 КоАП РФ, нарушений не установлено.
Доводы мэрии о подписании протокола об административном правонарушении и об участии в рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченного мэрией лица судом обоснованно отклонены. Согласно доверенности от 20.07.2012 N 595, выданной главой мэрии главному специалисту-эксперту управления Жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Семенову А.Н., тот вправе совершать все процессуальные действия, предусмотренные, в том числе, статьями 25.1 "Законные представители юридического лица" и 25.4 "Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении" КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, обоснованно признал, что в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего безопасность дорожного движения, на момент выявления недостатков в содержании дорог, муниципальное образование "Город Биробиджан" Еврейской автономной области не выполнило обязанности по организации дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог по своевременному выявлению и ликвидации выбоин на участке автомобильной дороги по адресу: ул. Дальняя 41а, в районе АЗС "Роснефть" в г. Биробиджане, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 14.12.2012 по делу N А16-1189/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1189/2012
Истец: Муниципальное образование "Город Биробиджан" ЕАО Мэрия города, Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО, Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
Ответчик: Государственная инспекция безопасности движения Управления министерства внутренних дел России по ЕАО, Государственная инспекция безопасности дорожного движения УМВД России по Еврейской автономной области, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области