г. Красноярск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А33-18179/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хрущевой М.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности N 70-55/308 от 28.12.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР ГРУПП": Половинкина А.В., представителя по доверенности от 12.11.2012,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05,
от Администрации города Красноярска: Павловича В.Н., представителя по доверенности от 02.11.2012 N 01-5329,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 декабря 2012 года по делу А33-18179/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР ГРУПП" (ИНН 2461113345, ОГРН 1032401987309) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю", в котором просит определить на дату принятия решения по делу кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 в размере 10 627 000 рублей. соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 1-зем/10/12 от 17.10.12 года и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 в размере 10 627 000 рублей, равном его рыночной стоимости (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2012 года.11.2012 г. судом, к участию в дело, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечена Администрация г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчики и третье лицо обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" указало, что неправомерен вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН. В настоящем деле государственная кадастровая оценка проведена после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010, поэтому Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 в данном случае неприменимо. Судом дано неверное толкование части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, которая не содержит обязанностей органа кадастрового учета, дано неправильное толкование статьи 24.20 закона об оценке. Истцом избран ненадлежащий способ защиты. В иске и в отчете отсутствует удельный показатель кадастровой стоимости, который вносится в ГКН. Необоснованно возложены судебные расходы на учреждение.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в апелляционной жалобе не согласилось с выводом суда о нарушении прав истца законно установленной величиной кадастровой стоимости. Управление является ненадлежащим ответчиком по иску, не является органом кадастрового учета, не уполномочено на внесение изменений в ГКН. Иск неправомерно разрешен на основании искового заявления, не содержащего требований к Управлению.
Администрация города Красноярска в апелляционной жалобе сослалась на недостоверность отчета об оценке, представленного истцом.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб отклонил.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "НАВИГАТОР ГРУПП" с 23.07.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: место размещение производственной базы, общей площадью 18 961 кв.м., находящимся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Грунтовая, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.07.2012 г. серия 24 ЕК N 594645.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с КН 24:50:0700264:42 на 01.01.2012 определена в размере 37 631 327, 87 руб. (строка 103956, таблица 48 Приложение N 1).
Считая, данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истец поручил обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" произвести оценку рыночной стоимости земельного участка с КН 24:50:0700264:42.
Согласно Отчету N 1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земли от 17.10.2012 г., рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:0700264:42 на 01.01.2011 г. определена в размере 10 627 000 руб.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" 29.10.2012 г. составлено Положительное экспертное заключение N 764/10/12 на отчет N 1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 18 961,0 кв.м., кадастровый номер 24:50:0700264:42, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, ул.Грунтовая, по состоянию на 01.01.2011.
В соответствии с выводом экспертного заключения (л.11 Экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
При таких обстоятельствах истец обратился с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несет налоговое бремя по его содержанию, в силу чего является заинтересованным лицом.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости указанных земельных участков на их рыночную стоимость.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов настоящего дела следует, что кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п участка КН 24:50:0700264:42 определена в размере 37 631 327, 87 руб. по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Апелляционный суд полагает, что обращение истца непосредственно в арбитражный суд не противоречит статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
Согласно Отчету N 1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земли от 17.10.2012, рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:0700264:42 на 01.01.2011 г. определена в размере 10 627 000 руб.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" 29.10.2012 составлено Положительное экспертное заключение N 764/10/12 на отчет N 1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 18 961,0 кв.м., кадастровый номер 24:50:0700264:42, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, ул. Грунтовая, по состоянию на 01.01.2011.
Таким образом, данные рыночной стоимости земельных участков и их кадастровой стоимости существенно отличаются.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Представленный отчет являлся предметом оценки СРО "Деловой Союз Оценщиков" на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и имеет положительное заключение.
При этом в данном экспертном заключении дана оценка примененной оценщиком методологии при оценке рыночной стоимости земельного участка, так, отражено, что расчет стоимости объекта оценки произведен с использованием сравнительного подхода. В рамках отчета затратный подход не использовался, отказ от применения подхода обоснован. В рамках отчета реализован метод сравнения продаж, подобраны аналоги для участка, к выборы которых замечаний не установлено. К стоимости аналогов внесены и обоснованы корректировки на торг, на обеспеченность транспортными коммуникациями. Замечаний к корректировкам нет. Итоговая величиина определена как взвешенное значение. Довод об отсутствии оснований для неприменения корректировки на объекты инженерной инфраструктуры необоснован. Довод о наличии иных сведений о выбранных оценщиком объектов-аналогов документально не подтвержден.
Установленный размер рыночной стоимости земельного участка ответчиками не оспорен, оснований не доверять представленным в материалы дела отчетам о рыночной стоимости указанных земельных участков у суда не имеется.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости, как установлено статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доказательства того, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена с учётом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах суду не представлены.
Нарушенные права истца могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости.
На основании изложенного требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы ответчиков о том, что они являются ненадлежащими, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учёта вправе осуществить кадастровый учёт в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учёта изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанное в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю.
То есть, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красновскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, и следовательно надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (пункт 1 раздела Положения).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 раздела 1 Положения).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; оеспечение сбора исходных данных, результатов проведения государственной кадастровой оценки, а также проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (пункты 5.1.13, 5.1.25, 5.1.26, 5.1.27, 5.1.28 раздела 2 Положения).
Служба организует проведение государственной кадастровой оценки (пункт 5.2.1 раздела 2 указанного Положения).
Согласно статье 24.21 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" В случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.21 Федерального закона об оценочной деятельности принят Приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" определено, что с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При этом указанным Приказом определено, что руководители территориальных органов Росреестра обязаны обеспечить контроль исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Территориальные органы управления Росреестра не устраняются от исполнения полномочий по определению кадастровой стоимость в полном объеме, продолжают контролировать вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик.
Закон предоставляет правообладателям право добиваться справедливой кадастровой стоимости земельных участков вне зависимости от сроков, когда была проведена кадастровая оценка. Но при этом, процесс обоснования кадастровой стоимости в размере рыночной не приводит непосредственно к признанию, что кадастровая оценка была ошибочной.
Поскольку требования истца заявлены в порядке искового производства, следовательно, ответчиком выступают органы, к чьим полномочиям относится как непосредственное определение кадастровой стоимости в объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных или качественных характеристик, так и орган, на который возложено обеспечение контроля за исполнением указанных полномочий.
По смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 если истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости земельного участка, указанного в ГКН, ответчиком по такому делу может являться орган или лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством вносить изменения в ГКН. Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящее время ряд его функций, в том числе по ведению ГКН, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует учитывать, что речь в данном случае идет только о делегировании государством управленческой функции Кадастровой палате. При этом Росреестр, функция которого делегирована, сохраняет контрольные полномочия в отношении Кадастровой палаты и не перестает быть органом кадастрового учета.
Пункты 1, 7.1.12, 7.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/146 повторяют вышеприведенные функции и полномочия управления Росреестра по Красноярскому краю как территориального органа Росреестра.
Кроме того, согласно пункту 7.1.22 указанного Положения Управление Росреестра по Красноярскому краю осуществляет контроль за осуществлением ФГУ "ЗКП" по Красноярскому краю (правопредшественник ФГБУ "ФКП Росреестра") полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Довод об отсутствии удельного показателя кадастровой стоимости, который вносится в ГКН, подлежит отклонению, так как размер среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) предметом спора не является, может быть рассчитан при наличии данных о кадастровой стоимости участка в размере рыночной.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В качестве основания заявленного материально-правового требования указано нарушение прав истца значительным превышением определенной по результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края N 708-п от 22.11.2012.
Дата установления рыночной стоимости земельного участка аналогична дате установления кадастровой стоимости (01.01.2011). Довод о том, что указанная в отчете оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более 1 года, (пункт 8 ФСО N 1), не может быть принят судом, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 01.01.2011 и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края N 708-п от 22.11.2012, а также требования статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
При вышеизложенных обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчиком, которые от ее уплаты освобождены в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" декабря 2012 года по делу N А33-18179/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18179/2012
Истец: ООО "НАВИГАТОР ГРУПП"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, Администрация города Красноярска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2866/13
08.04.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-229/13
28.01.2013 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18179/12
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18179/12