Общие требования к порядку составления,
утверждения и ведения бюджетных смет
Каждое бюджетное учреждение обязано составлять и исполнять бюджетную смету. Именно так сейчас называется смета доходов и расходов согласно Бюджетному кодексу. Бюджетная смета - это один из главных финансовых документов для каждого бюджетного учреждения. Независимо от того, к какой отрасли бюджетной деятельности относится учреждение, оно должно осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой. Правильность ее составления и исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств. Поэтому для каждого учреждения необходимо знать порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, о котором и пойдет речь в данной статье.
Первым этапом планирования бюджета является составление его проекта. Согласно п. 2 ст. 171 БК РФ непосредственно составлением проектов бюджетов занимаются Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Однако это не говорит о том, что получатели средств бюджета не участвуют в составлении проектов бюджетов. Напротив, именно от них поступает вся информация и все цифры, необходимые для составления проекта бюджетов местных, областных и федеральных финансовых органов, и в конечном итоге Минфин составляет и утверждает обобщенный проект бюджета страны в целом.
В рамках проходящего реформирования бюджетного процесса в Бюджетный кодекс Федеральным законом N 63-ФЗ*(1) внесено много новых изменений, касающихся порядка составления бюджетов, а значит, и бюджетных смет. Наиболее значимые из них - это введение:
- среднесрочного финансового планирования и трехлетнего бюджета;
- бюджета действующих и принимаемых обязательств;
- новой бюджетной классификации.
Среднесрочное финансовое планирование и трехлетний бюджет
В соответствии с п. 4 ст. 169 БК РФ проекты федеральных бюджетов и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом). Бюджет на очередной год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год трехлетнего финансового документа. Проекты бюджетов субъектов РФ составляются и утверждаются сроком на год или на три года в соответствии с законами субъектов РФ. Если проект бюджета субъекта РФ составляется и утверждается на год, то представительные органы субъекта либо поселения в своем правовом акте разрабатывают и утверждают среднесрочный финансовый план. Это документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (ст. 174 БК РФ). В связи с этим формы проектов смет претерпели изменения и к прежним графам добавилась графа "Плановый период".
Далее представлен образец заполнения проекта бюджетной сметы учреждения культуры на 2008-2010 годы (Таблица N 1).
Таблица N 1
Проект бюджетной сметы учреждения культуры на 2008-2010 гг.
Наименование расходов |
Коды бюджетной классификации |
Год, пред- шест- вующий отчет- ному 2005 |
Отче- тный год 2006 |
Теку- щий год 2007 |
Плановый период | ||||||||||
Раз- дел |
Под- раз- дел |
КОСГУ по кодам рас- ходов |
1-й год 2008 | 2-й год 2009 | 3-й год 2010 | ||||||||||
Всего | БДО | БПО | Всего | БДО | БПО | Всего | БДО | БПО | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Оплата труда | 0800 | 0801 | 211 | 1997,7 | 2718,0 | 3185,6 | 4032,0 | 3937,7 | 94,3 | 4332,7 | 4213,3 | 119,4 | 4949,8 | 4499,8 | 450,0 |
Прочие выплаты | 0800 | 0801 | 212 | 10,4 | 14,4 | 12,0 | 13,1 | 13,1 | 14,2 | 14,2 | 15,4 | 15,4 | |||
Начисления на выплаты по оп- лате труда |
0800 |
0801 |
213 |
528,1 |
669,7 |
834,6 |
1056,4 |
1031,7 |
24,7 |
1135,2 |
1103,9 |
31,3 |
1296,8 |
1178,9 |
117,9 |
Услуги связи | 0800 | 0801 | 221 | 11,7 | 21,0 | 25,0 | 27,3 | 27,3 | 29,6 | 29,6 | 32,1 | 32,1 | |||
Транспортные услуги |
0800 | 0801 | 222 | 13,0 | 9,4 | 11,5 | 4,6 | 4,6 | 5,0 | 5,0 | 5,4 | 5,4 | |||
Коммунальные услуги: - электроэнер- гия - отопление - водоснабжение |
0800 | 0801 | 223 001 002 003 |
705,6 | 743,5 167,6 574,1 1,8 |
1077,5 317,9 757,1 2,5 |
3621,0 996,9 2621,4 2,7 |
1764,4 996,9 764,8 2,7 |
1856,6 1856,6 |
3932,4 1082,6 2846,8 3,0 |
3932,4 1082,6 2846,8 3,0 |
4258,8 1172,5 3083,1 3,2 |
4258,8 1172,5 3083,1 3,2 |
||
Аренда | 0800 | 0801 | 224 | ||||||||||||
Услуги по соде- ржанию имущест- ва: - вывоз мусора - текущий ре- монт |
0800 |
0801 |
225 004 006 |
536,1 |
322,1 3,1 226,4 |
122,1 8,6 27,0 |
488,4 3,4 329,5 |
488,4 3,4 329,5 |
530,4 3,7 357,8 |
530,4 3,7 357,8 |
574,4 4,0 387,5 |
574,4 4,0 387,5 |
|||
Прочие работы и услуги |
0800 | 0801 | 226 | 391,0 | 241,0 | 123,6 | 204,5 | 204,5 | 222,1 | 222,1 | 240,5 | 240,5 | |||
Прочие расходы | 0800 | 0801 | 292 | 2,5 | 0,2 | 110,6 | 126,8 | 126,8 | 137,7 | 137,7 | 149,1 | 149,1 | |||
Увеличение не- финансовых ак- тивов |
0800 |
0801 |
310 |
856,3 |
112,3 |
32,1 |
32,1 |
35,0 |
35,0 |
37,8 |
37,8 |
||||
Увеличение ма- териальных за- пасов: - ГСМ - канцелярские, хозяйственные материалы |
0800 |
0801 |
340 343 345 |
255,6 |
414,9 110,0 274,3 |
229,0 110,0 85,0 |
297,9 120,1 107,8 |
297,9 120,1 107,8 |
323,5 130,5 117,1 |
323,5 130,5 117,1 |
350,4 141,3 126,8 |
350,4 141,3 126,8 |
|||
Всего: | 0800 | 0801 | 5347,2 | 5266,6 | 5731,5 | 9904,1 | 7928,5 | 1975,6 | 10697,8 | 10547,1 | 150,7 | 11910,5 | 11342,6 | 567,9 |
Как показывает практика, формы, сроки смет и их проектов главные распорядители утверждают своими приказами и доводят их в письмах до подведомственных учреждений. Поэтому формы смет в разных субъектах могут различаться.
Бюджет действующих и принимаемых обязательств
При планировании бюджетных ассигнований начиная с 2008 года нужно разделять бюджетные ассигнования на исполнение действующих и принимаемых обязательств (п. 2 ст. 174 БК РФ).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих обязательств (см. гр. 9, 12, 15 в Таблице N 1) понимается тот объем и состав ассигнований, который действует в текущем году в соответствии с нормативно-правовыми актами, договорами и соглашениями и не предлагается изменять в очередном финансовом году или плановом периоде. Например, учреждение каждый год заключает договор на оказание коммунальных услуг зданию дома культуры. Площадь этого здания не менялась и не изменится в будущем, значит, тот объем денежных средств, который учреждение планирует для отопления дома культуры в очередном финансовом году, нужно относить к действующим обязательствам, естественно, после индексации данных расходов в связи с возможным повышением цен. Как правило, к действующим обязательствам относятся расходы на оплату труда, которые планируются строго на основе штатного расписания, конечно, если учреждение культуры не собирается расширять свой штат сотрудников, а для этого требуется внесение существенных поправок в ранее принятые нормативные правовые акты.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств (см. гр. 10, 13, 16 в Таблице N 1) понимается тот объем средств, который обусловлен нормативно-правовыми актами, договорами или соглашениями и предлагается к принятию или изменению на очередной финансовый год, плановый период. Возьмем в качестве примера все те же коммунальные услуги. Учреждение культуры планирует на 2008 год и плановый период 2009, 2010 годов ввести в эксплуатацию вновь выстроенное здание концертного зала, следовательно, расходы по содержанию данного здания и коммунальным услугам следует относить к принимаемым обязательствам на очередной финансовый год. Если на 2008 год планируется ввести новые штатные единицы, значит, фонд оплаты труда, рассчитанный на выплату зарплаты по этим единицам, в 2008 году нужно относить к принимаемым обязательствам.
Новая бюджетная классификация
Проект сметы представляет собой заявку на предоставление необходимых средств для ведения и развития уставной деятельности бюджетного учреждения. В этой заявке оно рассчитывает потребность средств по каждой статье расходов. Предполагается, что начиная с 2008 года объем бюджетных ассигнований будет доводиться до главных распорядителей в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, классифицировать расходы в разрезе экономических статей будут самостоятельно получатели бюджетных средств с согласия главных распорядителей. С одной стороны, это новшество дает больше свободы получателям средств, но с другой - увеличивает возлагаемую на них ответственность в случае нецелевого расходования бюджетных средств. Поэтому важно правильно составить смету и ее проект в рамках экономических статей. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 63-ФЗ в Бюджетный кодекс, а также с введением с 1 января 2008 года новых Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ*(2) (далее - Указания N 74н) такого понятия, как экономическая классификация расходов (ЭКР), больше не существует, а с 2008 года действует единая классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ), которая состоит из следующих групп:
- доходы;
- расходы;
- поступление нефинансовых активов;
- выбытие нефинансовых активов;
- поступление финансовых активов;
Из них группа "расходы" как раз и заменила ранее действовавшую ЭКР. Изменив название самой классификации, законодатель почти ничего не поменял в экономическом содержании статей расходов. При составлении бюджетных смет и их проектов в субъектах РФ главные распорядители могут разрабатывать к установленным на федеральном уровне статьям и подстатьям свои дополнительные подстатьи.
Бюджетная смета
Согласно ст. 221 БК РФ с 1 января 2008 года вместо понятия "смета доходов и расходов" вводится термин "бюджетная смета". То есть составляется единая бюджетная смета, в которую входят показатели, рассчитываемые как по бюджетной деятельности, так и по иной деятельности, приносящей доход (ст. 161 БК РФ).
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет определены Приказом Минфина N 112н*(3) (далее - Требования N 112н). Согласно ему порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет устанавливает главный распорядитель средств бюджета для своих подведомственных учреждений в соответствии с Требованиями N 112н. При этом главный распорядитель вправе устанавливать особенности для отдельных учреждений.
Форма сметы также утверждается главными распорядителями, в которых должны присутствовать следующие реквизиты:
- гриф утверждения, содержащий подпись соответствующего руководителя;
- наименование формы документа;
- финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
- наименование учреждения, составившего документ, и его код по ОКОФ;
- код по сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- наименование единиц показателей, включаемых в смету;
- содержательная и оформляющая части.
Содержательная часть содержит коды и суммы показателей расходования средств бюджета и представлена таблицей.
Оформляющая часть содержит подписи руководителя учреждения, работников ответственных за составление сметы, а также дату подписания.
Для составления сметы подведомственного учреждения главный распорядитель разрабатывает и устанавливает расчетные показатели на соответствующий финансовый год, которые характеризуют деятельность учреждения (п. 6 Требований N 112н).
Составление сметы - это установление объема распределения направлений расходования на основании доведенных лимитов на период одного финансового года.
После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. То есть учреждение должно разбить предоставленную сумму средств в соответствии с КОСГУ по кодам расходов, учитывая реальную потребность в бюджетных ресурсах на очередной финансовый год. Разбивка бюджетных средств в смете осуществляется по кварталам. На данном этапе очень важно как можно точно рассчитать потребность учреждения по каждой статье расходов, для того чтобы в дальнейшем не приходилось перемещать бюджетные средства со статьи на статью и вносить постоянные изменения в смету в течение года, как правило, такие действия не приветствуются со стороны главных распорядителей. Расчеты по статьям или постатейные расшифровки делают по формам, утвержденным главными распорядителями.
Рассмотрим, какие показатели учреждение культуры включает в расчет потребности по каждому коду расходов, учитывая бюджетную классификацию согласно Указаниям N 74н.
Статья 211 "Заработная плата"
В ней планируются расходы по оплате труда. Эти расходы рассчитываются на основе штатного расписания, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности. Также по данной статье в расчет включаются все установленные локально-нормативными актами доплаты, надбавки, премии, вознаграждения и суммы материальной помощи. Полученный фонд оплаты труда индексируется с учетом предстоящих повышений заработной платы, если они известны на дату составления сметы.
Статья 212 "Прочие выплаты"
По данной статье учитываются такие показатели, как:
- количество предстоящих командировок (выезды на гастроли, курсы повышения квалификации, участие в различных культмассовых мероприятиях) и их продолжительность для расчета суточных;
- сведения о лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения последним трехлетнего возраста, для определения суммы пособий, полагающихся данным лицам;
- количество единиц преподавательского состава для расчета методического пособия.
Статья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда"
По этой статье планируются расходы на уплату единого социального налога и взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством РФ.
Статья 221 "Услуги связи"
По данной статье рассчитываются расходы по оплате услуг связи в соответствии с заключенными договорами. Как правило, договоры об оказании услуг связи учреждения культуры заключают с постоянными поставщиками, которые обычно уведомляют своих клиентов о повышении тарифов на их услуги в предстоящем году. Это упрощает задачу более точного планирования расходов на услуги связи. По данной статье учитываются такие показатели, как:
- количество телефонных точек;
- название подключенных тарифов;
- размер абонентской платы;
- количество запланированных покупок телефонных аппаратов, немаркированных конвертов, среднегодовое количество почтовых отправлений.
Статья 222 "Транспортные услуги"
В этой статье при расчете потребности в транспортных услугах учитываются:
- данные о среднегодовом количестве командировок, а точнее стоимость проезда в этих командировках;
- запланированные поездки с использованием наемного транспорта и его стоимость;
- сведения о лицах, проходящих обучение, для расчета стоимости проезда к месту учебы.
Статья 223 "Коммунальные услуги"
Для расчета потребности денежных средств по этой статье используется количество потребляемых учреждением энерго-, тепло- и водоресурсов. Как правило, в бюджетных организациях определяются и утверждаются лимиты потребления этих видов ресурсов и исходя из них составляются договоры с энергоснабжающими организациями. Поэтому при расчете необходимо использовать сведения об утвержденных лимитах на предстоящий год и проценты планируемого увеличения тарифов на эти виды услуг.
Статья 225 "Работы и услуги по содержанию имущества"
По данной статье планируются расходы, связанные с проведением текущего и капитального ремонта, а также расходы по оплате договоров за содержание имущества. Для этого составляется перечень имущества, которое подлежит ремонтным работам в предстоящем году, разрабатываются планы мероприятий по проведению этих работ с указанием объемов и стоимости (план капитального или текущего ремонта зданий, коммунальных систем, автомобилей, музыкального оборудования).
Статья 226 "Прочие работы и услуги"
По этой статье планируются все расходы по оплате договоров за те работы и услуги, которые не отнесены на подстатьи 221-225, а именно рассчитывается оплата:
- проживания работников бюджетного учреждения, находящихся в командировках;
- курсов повышения квалификации;
- подписки на периодические издания (кроме приобретаемых для библиотечного фонда);
- страховки автотранспорта;
- договоров гражданско-правового характера по предоставлению прочих услуг;
- инструктажей, проведенных с ответственными за газовое и электрохозяйство лицами.
Статья 290 "Прочие расходы"
По названной статье рассчитывается потребность в прочих расходах, не отнесенных к другим статьям. К ним, например, относятся налоги, сборы, платежи, лицензии и государственные пошлины, уплачиваемые бюджетными учреждениями. Для их расчета анализируются суммы уплаченных налогов и сборов в прошлом году, а также учитывается повышение ставок налогов в следующем году согласно действующему налоговому законодательству.
Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"
По данной статье рассчитывается потребность в приобретении основных средств, а также реконструкции и модернизации ОС, имеющихся на балансе учреждения. Составляется перечень необходимых основных средств и определяется их стоимость, а также разрабатываются сметы по реконструкции и модернизации существующего имущества.
Статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Планируются расходы по оплате договоров на приобретение материальных ценностей. Разрабатывается список необходимых материалов для обеспечения деятельности учреждения, в котором указывается наименование материала, количество и их стоимость. К ним относятся строительные материалы; канцелярские товары; различные запасные части для оргтехники, автомобилей, музыкальных инструментов; хозяйственные материалы и т.д.
Рассчитанные суммы расходов по статьям индексируются с учетом повышения цен в предстоящем году и вносятся в формы бюджетных смет. Подписывает сметы руководитель бюджетного учреждения и работник, ответственный за их составление. Затем сметы передаются главному распорядителю, который принимает решение об их утверждении. Утвержденные показатели бюджетных смет учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств (п. 2 ст. 221 БК РФ). Чего нельзя сказать о предварительно составленных проектах смет, как правило, они не совпадают с показателями уточненных смет, так как проекты разрабатываются в марте-апреле текущего года, а смета - в январе следующего. Очевидно, что при таком длительном временном отрыве предусмотреть в проекте реальную потребность учреждения в финансовых ресурсах очень сложно.
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон РФ от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ".
*(2) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".
*(3) Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"