город Ростов-на-Дону |
|
10 апреля 2013 г. |
дело N А32-29202/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Малыхиной М.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: председателя Роменко С.П., представителя Мишиной Т.Н. по доверенности от 04.06.2012,
от администрации муниципального образования Щербиновский район: представителя Худякова А.В. по доверенности от 30.11.2012 N 01.1-4810/12-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Щербиновского района Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22 января 2013 года по делу N А32-29202/2012
по заявлению местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Щербиновского района Краснодарского края
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании подготовить проект договора аренды земельного участка,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Щербиновского района Краснодарского края (далее - заявитель, местное отделение, местное отделение ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район (далее - заинтересованное лицо, управление):
- о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район от 05.09.2012 N 1067/01-05 об отказе заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, ст. Старощербиновской, ул. Промышленная, 11;
- об обязании Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район в срок до 01.11.2012 подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701000:414, расположенного по адресу: Краснодарский край, ст. Старощербиновской, ул. Промышленная, 11, и в этот же срок направить его в местное отделение ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края.
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно государственному акту A-I N 178436 от 08.09.1978 указанный земельный участок был передан районному комитету ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края на праве постоянного (бессрочного) пользования. Заявитель во исполнение требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях переоформления своего права на данный участок обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район с заявлением о предоставлении местному отделению данного земельного участка в аренду. Управлением было отказано в удовлетворении указанного заявления, поскольку на данном участке расположен объект недвижимого имущества, находящийся в муниципальной собственности. В связи с тем, что заявителем были представлены в управление все необходимые документы, а права местного отделения на расположенный на данном участке автодром подтверждаются актом государственной приёмочной комиссии от 24.04.1990, названный отказ управления является незаконным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не были представлены в материалы дела доказательства признания недействительным постановления главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 23.03.1993 N 119 об изъятии земельного участка, принадлежащего Щербиновскому ДОСААФ, и предоставлении данного участка в пользование отделу народного образования. Поскольку собственником автодрома является муниципальное образование Щербиновский район Краснодарского края (свидетельство о государственной регистрации права от 04.10.2012), муниципальное образование имеет преимущественное право на использование земельного участка, занятого объектом недвижимости. Ввиду изложенного, оснований для предоставления заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- государственный акт A-I N 178436 от 08.09.1978 на право постоянного (бессрочного) пользования районным комитетом ДОСААФ земельным участком, расположенным по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, ул. Промышленная, д. 11, никем не отменён и не признан недействительным и подтверждает право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный участок;
- постановление главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 23.03.1993 N 119 об изъятии земельного участка площадью 2,5 га, принадлежащего Щербиновскому ДОСААФ на основании указанного государственного акта, и о предоставлении данного участка в пользование отделу народного образования отменено постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 18.12.2008 N 343;
- регистрация за муниципальным образованием права собственности на автодром и земельный участок под данным автодромом является незаконной и нарушает права заявителя, поскольку финансирование строительства автодрома осуществлялось за счёт средств ДОСААФ;
- право собственности муниципального образования зарегистрировано на автодром (пункт управления) площадью 131,7 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, ул. Промышленная, д. 11. Между тем по данному адресу такого объекта недвижимости, как "пункт управления", не существует, тем более площадью 131,7 кв.м.;
- указанные в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на автодром документы не могли служить основанием для регистрации права собственности без предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждающих выделение земельного участка под данный объект.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя огласили доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Щербиновского районного суда Краснодарского края по делу N 33-6848/13.
По ходатайству администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края определением суда апелляционной инстанции от 09.04.2013 была произведена замена Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район на администрацию муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края в связи с реорганизацией.
Представитель администрации огласил доводы письменных возражений на апелляционную жалобу, возражал против удовлетворения ходатайства о приостановлении производства по делу.
Рассмотрев ходатайство заявителя о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Щербиновского районного суда Краснодарского края по делу N 33-6848/13, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в производстве Щербиновского районного суда Краснодарского края находится судебное дело N 33-6848/13 по иску местного отделения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район, муниципальному образованию Щербиновский район Краснодарского края об истребовании из незаконного владения муниципального образования автодрома и расположенного под ним земельного участка, а также об аннулировании соответствующих записей в ЕГРП.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что, в случае аннулирования записей в ЕГРП о праве собственности муниципального образования на спорные объекты, обстоятельства, послужившие основанием для отказа заявителю в предоставлении в аренду спорного земельного участка, отпадут.
В рамках настоящего дела суд оценивает законность действий управления на тот момент, когда они были совершены. В связи с чем, судебный акт по делу N 33-6848/13 будет являться новым обстоятельством для лиц, участвующих в деле. При этом местное отделение будет вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении спорного участка в аренду.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.09.1978 районному комитету ДОСААФ Щербиновского района Краснодарского края в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,31 га для строительства производственной базы, о чем заявителю выдан государственный акт A-I N 178436 (т. 1 л.д. 41-48).
Решением исполнительного комитета Щербиновского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 30.08.1989 N 182 (т. 1 л.д. 33) РК ДОСААФ увеличена площадь земельного участка до 2,5 га для строительства автодрома.
В связи с изменением площади земельного участка, предоставленного РК ДОСААФ, соответствующие изменения были внесены в государственный акт A-I N 178436 от 08.09.1978 (т. 1 л.д. 48).
Письмом от 02.11.1992 N 115 (т. 1 л.д. 14) председатель Щербиновского РС ОСТО Сирота В.И. сообщил администрации Щербиновского района о своем согласии на передачу автодрома с баланса Щербиновского РС ОСТО (РК ДОСААФ) на баланс РАЙОНО, так как содержать его и достраивать нет денежных средств.
Распоряжением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 02.12.1992 N 249-р (т. 1 л.д. 15) на основании письма Щербиновского РС ОСТО от 02.11.1992 N 115 с баланса РС ОСТО на баланс Щербиновского отделения народного образования передан автодром.
Постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 23.03.1993 N 119 (т. 2 л.д. 20) расположенный по ул. Промышленной земельный участок площадью 2,5 га был изъят у Щербиновского ДОСААФ и предоставлен в пользование отделу народного образования для строительства автодрома.
10.08.2012 заявитель обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район с заявлением (т. 1 л.д. 34) о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 25803 кв. м с кадастровым номером 23:36:0701000:414 по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, ул. Промышленная, 11.
Письмом от 05.09.2012 N 1067/01-05 (т. 1 л.д. 31-32) Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что на данном земельном участке расположен объект недвижимости - автодром, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием Щербиновский район. Поскольку собственник объекта недвижимого имущества имеет исключительное право на использование земельного участка, предоставление заявителю данного участка в аренду не представляется возможным (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Несогласие местного отделения ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края с данным отказом послужило основанием для обращения заявителя с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением, действиями (бездействием) органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В рамках настоящего дела местное отделение ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края обратилось к Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район с заявлением о предоставлении местному отделению указанного земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Местным отделением к заявлению от 10.08.2012 о предоставлении в аренду земельного участка были приложены все необходимые документы согласно перечню, установленному приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475. Данное обстоятельство подтверждается оттиском печати отдела Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район на первом листе заявления.
Между тем основанием для отказа в заключении договора аренды спорного участка послужило не представление неполного пакета документов, а наличие на данном участке объекта недвижимого имущества - автодрома, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием Щербиновский район Краснодарского края.
Заявитель считает указанный отказ управления, выраженный в письме от 05.09.2012 N 1067/01-05, незаконным, нарушающим права и законные интересы местного отделения ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края.
Заявитель полагает, что именно Щербиновский ДОСААФ является правообладателем объекта недвижимости - автодрома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, поскольку данный объект был возведён за счёт средств ДОСААФ, в подтверждение чего заявителем в материалы дела представлен акт государственной приемочной комиссии от 24.04.1990 (т. 1 л.д. 35-38).
Местное отделение ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края в заявлении указало, что право собственности на объект недвижимости - автодром зарегистрировано за муниципальным образованием неправомерно, поскольку основанием для приобретения таких прав послужило распоряжение главы администрации Щербиновского района от 02.12.1992 N 249-р о передаче автодрома на баланс отдела народного образования, изданное по результатам рассмотрения письма председателя Щербиновского РС ОСТО (РК ДОСААФ) Сироты В.И. от 02.11.1992 о согласии на передачу автодрома.
При этом согласно разделу 6 устава Щербиновской районной ОСТО от 1992 года собственность ОСТО Щербиновского района является единой и неделимой общественной собственностью и не подлежит отчуждению без разрешения краевых органов управления, то есть без разрешения Совета ОСТО Краснодарского края (пункт 6.4. Устава).
Из заявления следует, что соответствующее разрешение получено не было, а, следовательно, письмо Сироты В.И. не могло порождать правовых последствий, так как принятое в нем решение находилось за пределами компетенции председателя.
Впоследствии муниципальное образование Щербиновский район Краснодарского края зарегистрировало за собой право собственности на автодром общей площадью 131,7 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, ул. Промышленная, 11 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.10.2012 - т. 2 л.д. 17).
Кроме того, за муниципальным образованием Щербиновский район 13.11.2012 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 25 803 кв. м с кадастровым номером 23:36:0701000:414, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, ул. Промышленная, 11 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2012 - т. 2 л.д. 18).
Указанные доводы заявителя отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
При рассмотрении заявления в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд проверят законность ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц на момент их совершения.
Из материалов дела следует, что право муниципальной собственности на автодром было зарегистрировано в ЕГРП 20.08.2012. Между тем управление отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка в аренду письмом от 05.09.2012 N 1067/01-03. То есть на момент принятия оспариваемого отказа в ЕГРП имелась запись о праве собственности муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края на расположенный на испрашиваемом земельном участке автодром.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что отказ управления от 05.09.2012 в предоставлении местному отделению спорного земельного участка в аренду являлся законным.
Довод апелляционной жалобы о том, что право собственности муниципального образования зарегистрировано на автодром (пункт управления) площадью 131,7 кв.м, в то время, как по данному адресу такого объекта недвижимости, как "пункт управления", не существует, отклоняется судом апелляционной инстанции как надуманный. Указанный объект зарегистрирован в ЕГРП как "автодром" и расположен по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская, ул. Промышленная, д. 11, то есть на испрашиваемом земельном участке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При наличии в ЕГРП записи о праве собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества, вопрос об актуальности либо достоверности данных государственного реестра в рамках настоящего дела рассмотрению не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что между местным отделением ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края и муниципальным образованием Щербиновский район Краснодарского края существует спор о праве на автодром и расположенный под данным автодромом земельный участок. Доводы заявителя, по своей сути, направлены на оспаривание зарегистрированного права собственности муниципального образования на спорные объекты, в связи с чем, не могут быть предметом исследования в рамках данного дела. Указанные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство о приостановлении производства по делу отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2013 года по делу N А32-29202/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29202/2012
Истец: Местное отделение общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", Местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Щербиновского района Краснодарского края, МОООГО Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Щербиновский р-он
Ответчик: администрация муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края, Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район, Управление имущественных и земельных отношений Администрации Щербиновский район
Третье лицо: Голиков Матвей Витальевич (представитель Местного отделения ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края), Мишина Татьяна Николаевна (представитель Местного отделения ДОСААФ России Щербиновского района Краснодарского края)