город Москва |
|
28 марта 2013 г. |
дело N А40-147985/12-92-1408 |
Резолютивная часть постановления от 21.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 28.03.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2013
по делу N А40-147985/12-92-1408, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) (121059, Москва, улица Бородинская, дом 17)
к Управлению ФАС России по г. Москве (ОГРН 1037706061150, 119017, Москва, Пыжевский пер., дом 6)
третье лицо: РЭК Москвы (121205, Москва, улица Новый Арбат, дом 36/9)
об оспаривании решения и предписания от 29.08.2012 по делу N 1-10-198/77-12;
при участии:
от заявителя: |
Журавлев А.В. по доверенности от 26.12.2012 N 16; |
от ответчика: |
Айнутдинов Р.Ф. по доверенности от 22.02.2013 N 3-14; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2013 в удовлетворении заявленных требований Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов о признании незаконными решения и предписания от 29.08.2012 по делу N 1-10-198/77-12 Управления ФАС России по г. Москве, отказано.
Предприятие не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, в деле участвует Региональная энергетическая комиссия г. Москвы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, решением комиссии Управления ФАС России по г. Москве от 20.08.2012 по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-10-198/77-12 в действиях ГУП ЭВАЖД установлены нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП N 1005/029, расположенного по адресу: Москва, ул. М. Филевская, д. 66, путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "29.08.2012"
Решение мотивировано тем, что ГУП ЭВАЖД, занимая доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети, выставляет счета юридическим лицам исходя из расчета руб./ Гкал., что является нарушением п. п. 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м. горячей воды.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией выписано предписание от 29.08.2012 N 1-10-198/77-12 о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
ГУП ЭВАЖД, полагая, что решение и предписание от 29.08.2012 по делу N 1-10-198/77-12 являются незаконными, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС России по г. Москве соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.
В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены п. п. 47 - 49 Основ ценообразования.
Согласно п. 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Исходя из понятия "организация коммунального комплекса", приведенного в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ГУП является организацией коммунального комплекса.
Статьей 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определена обязанность организации коммунального комплекса, каковой является ГУП разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунальной комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008, обязанность по подаче заявки на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования уполномоченный на установление соответствующих тарифов, возложена на организацию коммунального комплекса.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из материалов дела следует, Управлением возбуждено дело N 1-10-198/77-12 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого приняты оспариваемые акты.
Согласно п. 2.2 Устава ГУП ЭВАЖД основными видами деятельности предприятия являются виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
На балансе ГУП ЭВАЖД находится ЦТП N 1005/029 по адресу: Москва, улица М. Филевская, д. 66.
Между ГУП ЭВАЖД и Козловой И.А. заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.07.2006 N Г-3/158, согласно п. 1.1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома в нежилых помещениях, расположенных по адресу: Москва, ул. М. Филевская, д. 66.
В соответствии с п. 3 Приложения N 3 к договору от 01.07.2006 N Г-3/158, количество тепловой энергии, расходуемой на подогрев воды в нежилых помещениях, определяется на основании тепловых нагрузок, указанных в договоре с теплоснабжающей организацией, а при их отсутствии - расчетным путем. При наличии прибора учета расчет производится исходя из его показаний.
Таким образом, ГУП ЭВАЖД выставляет счета за потребленную горячую воду исходя из расчета затрат тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (руб. /Гкал).
В период с 2010 по 2012 по инициативе ГУП ЭВАЖД установлены тарифы: постановлением РЭК г. Москвы N 111 от 21.12.2009 установлены и введены в действие с января 2010 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 399, 7 руб. /Гкал; постановлением РЭК г. Москвы N 259 от 27.12.2010 установлены и введены в действие с января 2011 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 431, 0 руб. /Гкал.; постановлением РЭК г. Москвы N 114 от 28.11.2011 об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ГУП ЭВАЖД согласно приложений 1, 2 и 3.
Заявитель указывает на то, что им исполнена обязанность по обращению в контролирующий орган за установлением тарифа на оказываемые услуги по теплоснабжению, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоснабжением понимают подачу поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Таким образом, деятельность ГУП ЭВАЖД по поставке горячей воды по централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего водоснабжения, относится к водоснабжению.
В соответствии с определением, данным в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, водоснабжением является технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Одной из качественных характеристик воды является ее температура. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено два коммунальных ресурса - холодная вода и горячая вода, приготовляемая из холодной воды посредством ее подогрева.
Горячее водоснабжение осуществляется с использованием систем коммунальной инфраструктуры, состоящей из совокупности производственных, имущественных объектов, технологически связанных между собой. Инфраструктурные сети, посредством которых оказываются услуги по водоснабжению потребителям, являются стационарными.
Как следует из заявления ГУП ЭВАЖД, поставка горячей воды осуществляется от ЦТП N 1005/029. Указанная сеть является технологически связанной.
Заявителем не оспаривается то, что в границах указанной сети отсутствует возможность покупки горячей воды у иного поставщика. Горячая вода не может быть поставлена за границы сетей центрального теплового пункта N 1005/029, расположенного по адресу: Москва, улица М. Филевская, д. 66.
Таким образом, оказание услуг по теплоснабжению и водоснабжению являются разными рынками услуг, подлежат разному нормативно-правовому регулированию, и при осуществлении расчетов по данным услугам подлежат применению различные тарифы.
Обязанность обращения в орган регулирования тарифов для установления тарифа на свои товары и услуги в размере, обеспечивающим эти финансовые потребности, относится на организацию коммунального комплекса, что следует также и из нормы п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
В рассматриваемом случае обращение предприятия в РЭК г. Москвы за установлением тарифа по оказанию услуг теплоснабжения не свидетельствует о том, что им исполнена обязанность по обращению в уполномоченный орган за установлением тарифа на оказание услуг водоснабжения.
Таким образом, выставление счетов за потребленную горячую воду исходя из расчета руб. /Гкал. является незаконным.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Контроль антимонопольных органов, в том числе в сфере ценообразования (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) предполагает выявление, пресечение, превенцию нарушений, связанных с наличием у субъекта доминирующего положения.
Из материалов дела следует, что ГУП ЭВАЖД, занимая доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети, нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на горячую воду.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения от 29.08.2012 по делу N 1-10-198/77-12, судом обоснованно отклонено требование о признании незаконным предписания от 29.08.2012 по делу N 1-10-198/77-12, поскольку данное предписание выдано на основании оспариваемого решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2013 по делу N А40-147985/12-92-1408 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147985/2012
Истец: ГУП ЭВАДЖ, ГУП ЭВАЖД
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Третье лицо: РЭК Г. МОСКВЫ