г. Саратов |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А57-19223/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" Зенина А.В., действующего по доверенности от 10.12.2012 N 22/505, представителя прокуратуры Заводского района г. Саратова Заграничного И.М., действующего по доверенности от 07.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологический Центр Поволжья" (410000, г.Саратов, ул. Челюскинцев, 24/28, ОГРН 1106450007696, ИНН 6450944747)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01. 2013 по делу N А57-19223/2012 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению прокуратуры Заводского района г. Саратова (410015, г. Саратов, ул. им. Г.К. Оржоникидзе, 13)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Экологический Центр Поволжья" (410000, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 24/28, ОГРН 1106450007696, ИНН 6450944747),
открытое акционерное общество "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" (410022, г. Саратов, ул. Брянская, 1, ОГРН 1026402483810, ИНН 6451114900)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась прокуратура Заводского района г. Саратова (далее - прокуратура) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экологический Центр Поволжья" (далее - ООО "Экологический Центр Поволжья") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.01.2013 заявленные требования удовлетворены. ООО "Экологический Центр Поволжья" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "Экологический Центр Поволжья" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований прокуратуры.
Открытое акционерное общество "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ОАО "Саратовский НПЗ") возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Заводского района г.Саратова на основании заявления ОАО "Саратовский НПЗ" проведена проверка по соблюдению ООО "Экологический Центр Поволжья" экологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО "Экологический Центр Поволжья" нарушены статья 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункты 3 и 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов III-IV класса опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255.
27 апреля 2012 года между ОАО "Саратовский НПЗ" (заказчик) и ООО "Экологический центр Поволжья" (подрядчик) заключён договор подряда N 22/12-0327 на выполнение работ по зачистке резервуаров ОАО "Саратовский НПЗ". Местом осуществления деятельности подрядной организации определён район 107 км Приволжской железной дороги (далее - ПЖД) Юго-Западнее границы г.Новоузенска Новоузенского района Саратовской области. Указанный вид деятельности является лицензируемым.
Согласно условиям договора, подрядчик обезвреживает отходы, полученные при чистке резервуара, в том числе: шлам - путём трёхфазного его разделения (продукт, вода, механические примеси) с помощью центрифуги Ц1-305, кека - с применением биопрепаратов, а при необходимости, с использованием смесителя "Крот". В результате обезвреживания отходов образуется техногенный грунт 5 класса опасности, который в последующем используется для планировки территории.
02 июля 2012 года сотрудниками ОАО "Саратовский НПЗ" проведена проверка исполнения подрядчиком договора от 27.04.2012 N 22/12-0327, по результатам которой составлен акт (т.1 л.д.22-24). В акте отражено, что проверка проведена на территории промышленной площадки подрядчика, используемой им на основании договора аренды с ООО "Полюс". Установлено, что на территории установка типа "КХД" находится в разобранном, демонтированном и отключенном от всех коммуникаций состоянии, ёмкость объёмом 100 куб.м для сбора и обезвреживания кека полностью заполнена. Установка "Крот" на территории промышленной площадки в производственный процесс не подключена. Во время проведения проверки на установке "Трикантер" проводились сварочные работы.
Результаты проверки показали, что процесс обезвреживания нефтепродуктов, полученных в результате зачистки резервуаров, не проводился, оборудование находится в демонтированном либо отключённом состоянии.
06 июля 2012 года сотрудниками ОАО "Саратовский НПЗ" проведена повторная проверка, результаты которой зафиксированы в акте (т.1 л.д.25, 26). в ходе которой установлено, что 06 июля 2012 года ООО "Экологический центр Поволжья" использовало для перевозки нефтешлама автомашину Скания н/з У 293 XT 64, п/п АК7706 под управлением водителя Морозова С.Н. В 08 час. 25 мин. автомашина встала под погрузку в цехе N 7 "База нефтей" и после погрузки в 10 час. 20 мин. выехала с территории базы. В 10 час. 27 мин. через 2 километра от КПП N 8 и цеха N 7 "База нефтей" автомашина заехала на территорию ООО "Агрофирма Увекская" для подготовки отходов к сливу в ёмкости. Водитель пояснил, что он доставил нефтеотходы для слива на ООО "Агрофирма Увекская", вместо места их приёма, указанного в транспортной накладной, - г. Новоузенск 107 км ПЖД, руководствуясь распоряжением своего руководителя.
06 августа 2012 года все выявленные нарушения отражены в заключении внутреннего служебного расследования по факту несоблюдения договорных обязательств ООО "Экологический центр Поволжья", утверждённом исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Саратовский НПЗ" (т.1 л.д.27-28).
28 августа 2012 года исполняющим обязанности прокурора Заводского района г. Саратова в отношении ООО "Экологический центр Поволжья" возбуждено производство по признакам административного правонарушения по части 4 статье 14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (т.1 л.д.7-11).
Присутствовавший при вынесении постановления законный представитель ООО "Экологический центр Поволжья" Коробицин В.А. представил объяснения (т.1 л.д.30), согласно которым при транспортировке отходов температура их застывания составляет 65 градусов. Во избежание в процессе транспортировки застывания отходов ООО "Экологический центр Поволжья" (заказчик) заключило с ООО "Агрофирма Увекская" (перевозчик) договор перевозки нефтешлама от 21.05.2012 N 2105, по условиям которого перевозчик обязался перевезти нефтеотходы специальным транспортным средством. При этом перевозчик перегружал шлам на своей площадке в цистерны с регистрами, в которых разогревал его до температуры, необходимой для транспортировки в течение 2-3 суток, после чего отходы перевозились в г.Новоузенск для последующей переработки (т.1 л.д.136, 137).
В силу части 3 статьи 23.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1. КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. КоАП РФ направлены прокуратурой в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокуратуры, исходил из доказанности в действиях ООО "Экологический центр Поволжья" состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, а также соблюдения установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 4 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).
Отношения, связанные с лицензированием деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов III-IV класса опасности, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение N255).
Статьёй 9 Закона 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения N 255 предусмотрены лицензионные требования для осуществления деятельности в области обращения с отходами, которыми являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Аналогичные требования предусмотрены статьёй 8 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 4 Положения N 255 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции, 21 мая 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области ООО "Экологический центр Поволжье" выдана лицензия от серии 064 N 00024, согласно которой, ему предоставлено право осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (т.1 л.д.13-21).
Одним из главных лицензионных условий является осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I -IV класса опасности в месте, оговорённом лицензией.
Местом осуществления деятельности ООО "Экспертный Центр Поволжья" является район 107 км Приволжской железной дороги Юго-Западнее границы г.Новоузенска Новоузенского района Саратовской области.
Для соблюдения лицензионных требований ООО "Экологический Центр Поволжья" обязано иметь комплекс оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по переработке отходов в оговорённом лицензией месте.
Ввиду отсутствия необходимого оборудования и устройств ООО "Экологический Центр Поволжья" заключило договор перевозки нефтешлама до места переработки специализированным автотранспортом с ООО "Агрофирма Увекская", которое обязалось при необходимости на своей промышленной площадке осуществлять его перекачку из цистерн и осуществлять временное хранение.
Апелляционная коллегия считает, что перекачка и подогрев отходов не укладываются в рамки договора перевозки и являются стадией цикла переработки.
То, что ООО "Экологический Центр Поволжья" не имело возможности произвести своими силами необходимые действия с отходами и вынуждено было воспользоваться техническими мощностями и услугами сторонней организации, свидетельствует о нарушении лицензионных требований о наличии у лицензиата собственных помещений и оборудования для осуществления полного цикла переработки.
Таким образом, переработка отходов осуществлялись ООО "Экологический Центр Поволжья" не по адресу, указанному в лицензии. По данному адресу у ООО "Экологический Центр Поволжья" отсутствует специализированный комплекс оборудования и установок, необходимых для осуществления деятельности в соответствии с лицензионными требованиями. Оно не может осуществить полный цикл безопасного обезвреживания и размещения отходов, полученных при чистке резервуаров, на месте осуществления своей деятельности.
В результате допущенные ООО "Экологический Центр Поволжья" нарушения могли повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, что свидетельствуют о грубом нарушении лицензионных требований и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции верно счёл установленной вину ООО "Экологический Центр Поволжья" в осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).
Апелляционная коллегия считает факт совершения правонарушения и вину ООО "Экологический Центр Поволжья" доказанными.
Судами обеих инстанций установлено, что ООО "Экологический Центр Поволжья" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований и условий законодательства, регламентирующих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I -IV класса. Доказательств, подтверждающих соблюдение лицензионных требований, в суд не представлено. Поэтому с учётом требований статьи 2.1. КоАП РФ суд первой инстанции обоснованно привлёк ООО "Экологический Центр Поволжья" к ответственности.
Обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе ООО "Экологический Центр Поволжья", не влияют на выводы судов о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ. Письмо управления "Росприроднадзора" по Саратовской области от 11.12.2012 N 2932/ДИ (т.2 л.д.33) не влияет на выводы судов о наличии в действиях ООО "Экологический Центр Поволжья" состава правонарушения, поскольку оно содержит цитату закона и субъективное мнение должностного лица. При этом выводы автора письма логически не вытекают из приведённого в нём определения накопления отходов. Данное письмо не относится к числу актов, которыми суды обязаны руководствоваться при применении и толковании закона.
Несостоятельным является довод о непривлечении к рассмотрению настоящего спора Росприроднадзора, поскольку интересы указанного лица не затронуты обжалованным решением суда.
Вывод суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, является правильным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу ООО "Экологический Центр Поволжья" следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2013 по делу N А57-19223/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19223/2012
Истец: Прокуратура Заводского района
Ответчик: ООО "Экологический центр Поволжья"
Третье лицо: ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод"