г. Вологда |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А66-12804/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центросвармаш" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 декабря 2012 года по делу N А66-12804/2012 (судья Бажан О.М.),
установил:
открытое акционерное общество "Центросвармаш" (ОГРН 1046900009530; далее - ОАО "Центросвармаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801; далее - ФСС, отделение) о признании недействительным решения от 29.10.2011 N 431 в части начисления страховых взносов в сумме 111 270 руб. 58 коп., пеней и штрафа с выплат при увольнении по соглашению сторон.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "Центросвармаш" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В жалобе указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, считает, что спорные выплаты произведены не в рамках трудовых отношений и не являлись оплатой за выполнение работниками своих трудовых функций. По мнению общества, выплаты работникам являлись единовременными выплатами социального характера, произведены в связи с сокращением, следовательно, на них не должны начисляться страховые взносы.
ФСС в отзыве отклонил доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отделением проведена выездная проверка ОАО "Центрсвармаш" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 05.10.2012 и принято решение от 29.10.2012 N 431 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 22 878 руб. 90 коп., начислены пени в сумме 4148 руб. 48 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 114 993 руб. 34 коп.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод ФСС о занижении обществом базы для начисления страховых взносов, в том числе, на сумму выплат страхового пособия при увольнении работников по соглашению сторон.
Посчитав неправомерным доначисление взносов с выплат работникам при увольнении по соглашению сторон, общество обратилось в суд с заявлением о признании решения ФСС N 431 недействительным в указанной части.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 указанного Закона под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - эта ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", вступившего в силу с 01.01.2011, Федеральный закон N 125 дополнен статьями 20.1 и 20.2, которыми установлены объект обложения страховыми взносами и базу для начисления страховых взносов, а также суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.
В силу пунктов 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Случаи назначения и размер выходных пособий при расторжении трудового договора предусмотрены статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В частности, статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ) или сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в части 3 статьи 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка.
Одновременно с этим частью 4 статьи 178 ТК РФ установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1231, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Статья 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
При этом должны быть выполнены следующие условия:
1) выплаты должны быть установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления;
2) выплаты должны носить компенсационный характер;
3) выплаты должны производиться в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) выплаты должны быть связаны с одним из указанных в 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ оснований.
Согласно абзацу 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 указанного Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Таким образом, не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены ТК РФ (статьи 84, 178, 296, 318 ТК РФ).
Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, ТК РФ не предусмотрена.
Тот факт, что в ТК РФ закреплено право работодателя самостоятельно устанавливать дополнительные случаи выплаты выходного пособия в трудовом (коллективном) договоре, не означает, что данная выплата является установленной законодательством, в том числе указанным Кодексом, и включена в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Следовательно, компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, даже если она предусмотрена дополнительным соглашением к трудовому договору, коллективным договором и положением об оплате труда, подлежит обложению страховыми взносами.
На основании изложенного довод подателя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 4.6.14 коллективного договора ОАО "Центросвармаш" при увольнении работника по соглашению сторон согласно статье 78 ТК РФ работодатель может выплачивать работнику компенсацию, является несостоятельным и отклоняется судом апелляционной инстанции. Кроме того, коллективный договор, на который ссылается заявитель, в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что произведенные обществом выплаты выходных пособий при увольнении работников по соглашению сторон подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, является обоснованным.
Ссылка общества на то, что фактически произведенные выплаты являлись единовременными выплатами социального характера в связи с сокращением, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку отсутствует документальное подтверждение данного обстоятельства. Наличие в материалах дела приказа от 08.07.2011 N 177 само по себе не означает, что спорные суммы выплат работникам произведены в связи с увольнением по сокращению штата, а не по их собственному желанию.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Следовательно, в данном случае решение ФСС от 29.10.2011 N 431 в части начисления ОАО "Центросвармаш" страховых взносов в сумме 111 270 руб. 58 коп., соответствующих сумм пеней и штрафа с выплат при увольнении по соглашению сторон является правомерным, оснований для признания данного решения в указанной части недействительным не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с этим у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 декабря 2012 года по делу N А66-12804/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центросвармаш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12804/2012
Истец: ОАО "Центросвармаш"
Ответчик: ГУ - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации