г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А21-6674/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: Васильев А.В. - доверенность от 16.01.2013
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24007/2012) ООО "Земельная Инновационная Компания"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2012 по делу N А21-6674/2012 (судья Д.В. Широченко), принятое
по заявлению ООО "Земельная Инновационная Компания"
к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное)
об отмене решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Земельная Инновационная Компания" (ИНН 3902069310, ОГРН 1083914001930) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) (ИНН 3914012773, ОГРН 1023902150535) (далее - заинтересованное лицо, управление) об отмене решения управления о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 2 от 25 мая 2012 года.
Решением суда от 18.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15 февраля 2012 года общество представило в Пенсионный фонд комплект документов, в частности: индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица за 4 квартал 2011 года на 13 человек по электронным каналам связи.
При проверке были выявлены ошибки, и в адрес страхователя (общества) 24 февраля 2012 года были направлены соответствующие протоколы.
В последующем, обществом 13 апреля 2012 года были направлены в Пенсионный фонд документы, при проверке которых управлением также были выявлены ошибки, и в адрес общества 16 апреля 2012 года были направлены протоколы.
Как следует из материалов дела, следующий отчет общества отделом Пенсионного фонда был получен 17 апреля 2012 года, при этом в указанном отчете также содержались ошибки. Соответствующий отчет общества без ошибок был принят управлением только 19 апреля 2012 года.
В этой связи, в отношении общества был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 17 от 19 апреля 2012 года.
На указанный акт N 17 общество представило письменные возражения (исх. N 66 от 16 мая 2012 года) указав, что Общество не допускало нарушений сроков представления отчетности.
Письмом от 21 мая 2012 года общество было уведомлено о том, что 25 мая 2012 года в Управлении Пенсионного фонда в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) состоится заседание комиссии об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного законодательства.
25.05.2012 Управление приняло решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС N 2 от 25 мая 2012 года к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений в размере 16 266 рублей.
Полагая указанное решение N 2 от 25 мая 2012 года неправомерным, общество, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС, в связи с чем заявитель правомерно привлечен к ответственности Управлением по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а требования заявителя удовлетворению, с учетом следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная норма действует с 01.01.2011, в связи с вступлением в силу изменений в пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
Как следует из материалов дела, согласно обжалуемому решению в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено представление недостоверных сведений за 4-ый квартал 2011 год в системе обязательного пенсионного страхования. Основанием, для признания представленных Обществом сведений недостоверными послужило расхождение данных в сумме страховых взносов за 2011 год, указанных Обществом в ведомости уплаты по форме АДВ-6-2 и формах РСВ-1 за 4-ый квартал 2011 год.
Из акта проверки N 17 от 19 апреля 2012 года, решения от 25.05.2012 усматривается, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях не изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ: не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений.
Привлекая Общество к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений за 2010 год в системе обязательного пенсионного страхования, в описательной части оспариваемого решения фонд указал только о факте представления недостоверных индивидуальных сведений. Ссылки на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении отсутствуют.
При этом, в ходе камеральной проверки Управлением не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2011 согласно данным ПФ РФ и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. Указанные обстоятельства так же не отражены ни в акте камеральной проверки, ни в решении. Формой отчетности за недостоверность сведений, в которой может налагаться штраф, является АДВ-6-2. Управлением при вынесении решения не установлен факт несоответствия сведений в АДВ-6-2. Данное обстоятельство установлено только после принятия решения Управлением ПФР при представлении уточненных данных Обществом.
Таким образом, вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в Ведомости уплаты по форме АДВ-6 -2, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной Обществом информации.
Проверка же представленных Обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что пенсионным фондом такая проверка не проводилась, апелляционный суд считает, что Управлением не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона. Следовательно, у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по данным основаниям.
Более того, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно акту проверки N 17 от 19 апреля 2012 года обществу вменено несвоевременное представление индивидуальных сведений, в то время как согласно обжалуемому решению, вынесенному на основании акта проверки N 17, заявитель привлечен к ответственности за представление недостоверных индивидуальных сведений, то есть иное правонарушение.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, следует, что сумму штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены, либо представлены неполные и недостоверные.
Апелляционный суд также считает, что расчет штрафа произведен фондом в нарушение данных рекомендаций не от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, а от суммы платежей за отчетный период.
Таким образом, Управлением не доказана обоснованность размера санкций, предъявленных к взысканию по настоящему делу.
Исходя из изложенного апелляционный суд считает, что Управлением не доказано как наличие в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, так и размер санкций, заявленный к взысканию.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2012 по делу N А21-6674/2012 отменить.
Признать недействительным решение Отделения Пенсионного Фонда в Черняховском районе Калининградской области (Межрайонное ОПФР в Гусевском районе Калининградской области) N 2 от 25.05.2012.
Взыскать с Отделения Пенсионного Фонда в Черняховском районе Калининградской области (Межрайонное ОПФР в Гусевском районе Калининградской области) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Земельная Инновационная Компания" (ОГРН 1083914001930) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в сумме 3 000 руб.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6674/2012
Истец: ООО "Земельная Инновационная Компания"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное), УПФР (ГУ) в Черняховском районе К/о (межрайонное)