г. Самара |
|
05 апреля 2013 г. |
Дело N А55-29303/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - Александрова Ю.И., доверенность от 29.12.2012 г. N 12-05/25057,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 января 2013 г. по делу N А55-29303/2012 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Администрации сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, с. Чувашское Урметьево, Челно-Вершинский район, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
об обжаловании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обжаловании постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее административный орган) N 20-05/376 от 27.09.2012 г. о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 января 2013 г. по делу N А55-29303/2012 заявленное требование удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением N 20-05/376 от 27.09. 2012 г. административного органа заявитель подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 6.3 КОАП РФ.
Постановление получено заявителем 05.10.2012 г. Данное постановление было вынесено и производство по делу об административном правонарушении было возбуждено на основании поступившего на рассмотрение в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе постановления прокуратуры Челно-Вершинского района Самарской области по результатам проведенных мероприятий по контролю за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства при устройстве и содержании кладбищ на территории муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Согласно ч. 1 ст.28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
Статьёй 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно материалам дела, прокуратурой Челно-Вершинского района проведена выездная проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при устройстве и содержании кладбищ на территории муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
В ходе проверки выявлены существенные нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности администрации сельского поселения Чувашское Урметьево.
Администрация сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области является юридическим лицом (ОГРН 1056381016031 ИНН 6381009963).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. ст. 4, 17 ч. 1 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84 утвержден СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройств) и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2. СанПин 2.1.2882-11 настоящие требования распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
СанПин 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии со ст. 17 п. 4 Федерального закона "О погребении" при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В ходе проверки выявлены существенные нарушения вышеуказанного законодательства при устройстве и содержанию кладбищ на территории сельского поселения Чувашское Урметьево.
Кладбище с. Чувашское Урметьево (православное): в нарушении п.2.3.п.2.7 СанПиН 2.1.2882 - 11. "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", отсутствуют правоустанавливающие документы на устройство кладбища, не проведены мероприятия по благоустройству (ограждение ветхое); в нарушении п.6.3.п.6.4 СанПиН 2.1.2882 - 11, кладбище не благоустроено, отсутствует водообеспечение для полива и общественный туалет; в нарушении п.2.9,п.6.6,п.6.7. СанПиН 2.1.2882 - 11, отсутствует стоянка для автотранспорта, не установлены урны для сбора мусора, не оборудована контейнерная площадка, куча мусора за сторожкой. Озеленение не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (не проводится вырубка).
Кладбище с. Чувашское Урметьево (Языческое): в нарушении п.2.3.п.2.7 СанПиН 2.1.2882 - 11. "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", отсутствуют правоустанавливающие документы на устройство кладбища; в нарушении п.6.3.п.6.4 СанПиН 2.1.2882 - 11, кладбище не благоустроено, отсутствует водообеспечение для полива и общественный туалет; в нарушении п.6.6,п.6.7. СанПиН 2.1.2882 - 11, отсутствует стоянка для автотранспорта, не установлены урны для сбора мусора, Не оборудована контейнерная площадка.
Данные кладбища находится в ведении администрации сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Таким образом, администрацией сельского поселения Чувашское Урметьево, по состоянию на 22.08.2012 г. допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при устройстве и содержании вышеуказанных кладбищ расположенных на территории сельского поселения Чувашское Урметьево, тем самым совершено административное правонарушение предусмотренное ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что прокуратурой обоснованно установлен в деянии администрации признаки состава административного правонарушения и было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы Администрации о том, что администрацией сельского поселения выполняются возложенные на неё законом и уставом поселения обязанности по содержанию кладбищ, и состав инкриминируемого правонарушения отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе проверки было установлено нарушение администрацией сельского поселения санитарно-эпидемиологического законодательства и СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" при выполнении обязанности по содержанию кладбищ, возложенной на основании закона и устава сельского поселения.
Ссылку заявителя о том, что положения СанПиН 2.1.2882-11 нельзя применить к существующим кладбищам, а только к проектируемым и вновь строящемся, является несостоятельной, поскольку новые санитарные правила распространяются на все кладбища, независимо от времени их возникновения и именно исходя из этого положения и руководствуясь п. 1.3. данного СанПиНа, все требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права.
Кроме того, администрацией района не представлено доказательств в подтверждение доводов о том, что устранение нарушений СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" вступит в противоречие с другими санитарными нормами и правилами, в связи с чем, невозможно. Более того, заявителем жалобы не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений санитарных правил и норм, а также доказательств объективной невозможности их соблюдения.
Доводы заявителя о том, что он не был уведомлен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с чем нарушены его процессуальные права на защиту, предъявление доводов и возражений, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела усматривается уведомление Администрации сельского поселения о рассмотрении административного дела посредством телефонограммы.
Однако, исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности заявленного требования, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Территориальный отдел отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе неправомерно рассмотрел дело об административном правонарушении и привлек орган местного самоуправления к административной ответственности.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение.
Вмененное Администрации административное правонарушение связано с вопросам местного значения.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2006 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения и администрация сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в своей деятельности, в том числе при устройстве и содержанию кладбищ на своей территории, должна руководствоваться действующими санитарными нормами и правилами.
Как правильно установлено судом первой инстанции административный орган не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления при реализации ими полномочий, отнесенных к вопросам местного значения, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.
Следовательно, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности Администрации за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.
Данный вывод суда основывается на указанных нормах права и на правовой позиции, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.05.2012 по делу N А55-24383/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.06.2012 по делу N А55-18355/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.04.2012 по делу N А12-18418/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2012 по делу N А65-16837/2011, Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А55-22931/2012.
При таких обстоятельствах, постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области N 20-05/376 от 27.09.2012 г. о назначении административного наказания и о привлечении Администрации сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует указанным нормам Федерального закона и нарушает права заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 января 2013 г. по делу N А55-29303/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29303/2012
Истец: Администрация сельского поселения Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2384/13