г. Пермь |
|
19 апреля 2013 г. |
Дело N А60-46883/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Усцова Л. А.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Истца общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2013 года
по делу N А60-46883/2012,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"" по СО) о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Совхозная, д. 20, с кадастровым номером 66:41:0514032:141, площадью 94 660 кв.м., равной его рыночной стоимости - 33 415 000 руб.
В судебном заседании истец заявил об уточнении требований, просил признать кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной рыночной стоимости в размере 33 604 000 руб. При этом истец представил другой отчет об оценке N 6673109436-2012-0368 от 26.10.2012, который приобщен к материалам дела. Уточнение требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2013 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. В жалобе ссылаясь на ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, считает, что положения данной статьи не подлежат применению в данном случае, поскольку оспаривание результатов определения кадастровой стоимости не является предметом рассмотрения по настоящему делу. При рассмотрении по настоящему делу требования об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на более позднюю дату (на 10.10.2012), в отсутствие иных сведений о рыночной стоимости земельного участка, закону не противоречит. Также указывает, что истцом было представлено экспертное заключение НП "Сообщество специалистов - оценщиков "СМАО" N 1565/355 от 20.12.2012 о соответствии отчета N 6673109436-2012-0368 от 26.10.2012 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 33 604 000 руб. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Таким образом, считает, что суд в нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправомерно не принял отчет общества с ограниченной ответственностью "Оценка и экспертиза собственности" N 6673109436-2012-0368 от 26.10.2012 в качестве надлежащего доказательства. Доказательств иной величины рыночной стоимости спорного земельного участка ответчик не представил.
Управление Росреестра направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2010. Именно поэтому средством доказывания этого обстоятельства является отчет об оценке рыночной стоимости на дату определения государством кадастровой стоимости. Кроме того указывает, что согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органов кадастрового учета, а также в силу совместного приказа Управления и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по СО от 14.09.2010 N 262/213 с 15.09.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по СО наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Также указывает, что согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС N913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются. Считает, что заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, следовательно, привлечение к участию в деле Управления Росреестра в качестве ответчика (имеющего только функции по государственной кадастровой оценке) не обоснованно. Также указывает, что установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является по Закону N 221-ФЗ, прерогативой органа кадастрового учета (ФБУ Кадастровая палата). В тоже время, по смыслу ст. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, при внесении в кадастр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Это означает, что новые учетные записи вносятся в ГКН по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено.
ФГБУ "ФКП Росреестра" с доводами жалобы не согласно, направило отзыв, в котором указало, что согласно Положению, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, в том числе осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, предоставление сведений государственного кадастра недвижимости. На филиал "ФГБУ "ФКП Росреестра" по СО возложена обязанность в виде внесения, данных об экономических характеристиках земельных участков в строгом соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель в сведения государственного кадастра недвижимости на основании утвержденных Правительством Свердловской области результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области. На основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость спорного земельного участка. Также указывает, что на сегодняшний день кадастровая стоимость спорного земельного участка в государственном кадастре составляет 84 909 073 руб. 40 коп. Вместе с тем, согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости должно проводиться на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, на 01.01.2010 (применяемая для целей налогообложения с 01.01.2012). Из чего следует, что истцу без оспаривания кадастровой стоимости необходимо на дату установления кадастровой стоимости противопоставить рыночную стоимость земельного участка. В связи с вышеизложенным считает, что суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к правильному выводу, что не представляется возможным признать кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной по состоянию на дату оценки 10.10.2012, а не дату проведения государственной кадастровой оценки на 01.01.2010.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка площадью 94660 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0514032:141 по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Совхозная, дом 20, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АЕ N 276578 от 29.02.2012.
Постановлением Правительства Свердловской области от 7 июня 2011 г. N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с кадастровым паспортом кадастровая стоимость спорного земельного участка по данным Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" СО составляет 84 909 073 руб. 40 коп.
На основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка N 6673109436-2012-0368 от 26.10.2012 выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Оценка и экспертиза собственности", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 10.10.2012 составляет 33 415 000 руб. С учетом изменений отчета, рыночная стоимость составляет 33 604 000 руб.
Считая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости позволит восстановить права истца в сфере налогообложения, истец обратился в арбитражный суд с данным иском.
Судом первой инстанции верно установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п. 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 названного Положения).
Как следует из материалов дела на основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец просит признать кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 33 604 000 руб. по состоянию на дату оценки 26.10.2012 согласно отчету об оценке N 6673109436-2012-0368.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит определению исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, вопрос о достоверности ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514032:141 не являлся предметом рассмотрения по настоящему делу при реализации истцом права на определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции истцом представлено два кадастровых паспорта - от 22.09.2009 с кадастровой стоимостью 187 426 руб. 80 коп., от 18.01.2012 с кадастровой стоимостью 84 909 073 руб. 40 коп. При этом истцом не отрицается, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.09.2009, то есть на 01.01.2010 его кадастровая стоимость уже должна была быть определена Правительством Свердловской области. Однако такие сведения в суд истцом не представлены и не указано, каким правовым актом эти стоимости определены. При этом кадастровая справка о земельном участке в материалы дела также не представлена.
В ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции также установлено, что в материалы дела истцом представлены два отчета об оценке N 6673109436-2012-0368 от 26.10.2012 об оценке одного и того же объекта недвижимости с указанием в них различной рыночной стоимости одного и того же земельного участка - 33 415 000 руб. и 33 604 000 руб. При этом как правильно указал суд первой инстанции невозможно установить, какой из двух отчетов является достоверным, указывающим на рыночную стоимость земельного участка. Вместе с тем согласно ст. 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основным доказательством, подтверждающим определенный размер рыночной стоимости земельного участка, является именно отчет об оценке.
Таким образом при наличии двух отчетов об оценке одного и того же объекта с указанием различной рыночной стоимости земельного участка на дату оценки суду не представляется возможным считать установленным одно из значимых для дела обстоятельств о действительной рыночной стоимости объекта оценки.
Поскольку истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514032:141 по состоянию на 10.10.2012, требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости не заявляло, доказательств несоответствия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514032:141 его рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости спорного земельного участка не представил, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2013 по делу N А60-46883/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46883/2012
Истец: ООО "КомплектТехМаркет"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области