г.Челябинск |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А47-13281/2012 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медногорск-Водоканал" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 по делу N А47-13281/2012 (судья Пирская О.Н.).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (далее - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медногорск-Водоканал" (далее - ООО "Медногорск-Водоканал", общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в сумме 3116457,27 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 (резолютивная часть решения объявлена 15.01.2013) заявленные требования удовлетворены. С ООО "Медногорск-Водоканал" в пользу Управления взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года в сумме 3116457,27 руб., а также в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 53582,28 руб.
ООО "Медногорск-Водоканал" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество ссылается, на необоснованность заявленных Управлением требований. Обращает внимание не то, что исполнение постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-п, которым признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пп."б" п.4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632), отсрочено для внесения законодателем необходимых изменений в правовое регулирование и адаптации субъектов к новым условиям правового регулирования. Соответствующие изменения в правовое регулирование внесены лишь Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 192, и до этого момента законно установленного порядка самостоятельно исполнения хозяйствующими субъектами обязанности по внесению платы не было. Распоряжение Администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р, предоставлявшее обществу льготу не отменено и судом необоснованно дана оценка этому правовому акту, не являющемуся предметом спора без привлечения к участию в деле издавшего этот акт лица. Также общество полагает, что у Управления отсутствуют полномочия на взыскание платы за 3-4 кварталы 2010 года, так как соответствующими полномочиями этот орган наделен лишь нормативными актами от сентября-октября 2010 года. Считает, что общество действовало добросовестно, исполняя федеральное и региональное законодательство надлежащим образом.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Управление против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Медногорск-Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.03.2010, имеет основной государственный регистрационный номер 1105658006630 и осуществляет в том числе деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда и удалению и обработке сточных вод.
В связи с осуществлением сброса загрязняющих веществ в водные объекты обществом в уполномоченный орган представлялась соответствующая отчетность (расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду) за 3, 4 кварталы 2010 года и за 1-5 кварталы 2011 года, содержащие суммы платы за осуществление сбросов в пределах допустимых нормативов и суммы платы за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области по итогам анализа представленных обществом указанных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду сделан вывод о неполной уплате обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно: не вносилась плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (оплата осуществляется только за сбросы в пределах допустимых нормативов сбросов). По расчету Управления размер недоимки составил в общей сумме 6116457,27 руб.
03.05.2012 Управлением в адрес общества направлено требование о добровольной уплате указанной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В требовании указан срок его исполнения - до 10.06.2012. Требование получено обществом 14.05.2012, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения заявителем в суд с заявлением о взыскании этой суммы в принудительном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии оснований для начисления обществу взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным.
Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательного платежа, порядок рассмотрения которых определен Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
В соответствии с указанными нормативными актами, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что в результате хозяйственной деятельности ООО "Медногорск-Водоканал" осуществляются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. При этом, самостоятельно рассчитанная плата за негативное воздействие на окружающую среду за период 3, 4 кварталы 2010 года и 1-4 кварталы 2011 года вносилась не в полном объеме, в связи с чем образовалась недоимка во взыскиваемом Управлением размере.
Общество полагает, что оно освобожден от уплаты указанных платежей в соответствии с пп."б" п.4 Порядка N 632 (в редакции, действовавшей до 06.03.2012), предусматривающим право в том числе органов исполнительной власти областей понижать размеры платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета, и в связи с изданием Администрацией Оренбургской области Распоряжения от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пунктами 6 и 8 которого предусмотрено освобождение от платежей за сброс и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов организации, финансируемые из федерального и местного бюджетов, а также установлен максимальный размер платы за сброс загрязняющих веществ в водоемы сверх предельно допустимых нормативов и размещение осадка сточных вод для предприятий ВКХ и предприятий-владельцев систем канализации населенных пунктов - не более семи процентов от прибыли от основной деятельности за услуги по канализации, остающейся в распоряжении предприятий.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П положение пп."б" п.4 Порядка N 632, предоставляющее право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19 (часть 1), 58 и 115 (часть 1), и утрачивающим силу с 1 января 2010 года. Как указал Конституционный Суда Российской Федерации, в силу конституционно значимого принципа платности природопользования и конституционного принципа разделения властей правовое регулирование порядка освобождения от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть осуществлено только федеральным законодателем либо по его прямому указанию. Соответственно, основания (критерии) исключений из принципа платности природопользования, - как имеющих своим следствием сужение объема публичных средств, которые предназначены для поддержания надлежащего состояния окружающей среды и защиты экологических прав граждан, и предполагающих возможность изъятий из принципа всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, - могут быть предусмотрены не иначе, как в федеральном законе, и должны отвечать требованиям правовой определенности, экономической обоснованности, соблюдения баланса частных и публичных интересов и во всяком случае не вызывать сомнения с точки зрения справедливости и соразмерности соответствующих льготных условий природопользования. Исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П отсрочено для предоставления законодателю возможности внести необходимые изменения в правовое регулирование, а заинтересованным субъектам - адаптироваться к новым условиям правового регулирования.
Руководствуясь положениями ч.ч.2, 3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" о непосредственном действии решений Конституционного Суда Российской Федерации и об утрате силы признанных неконституционными актов или их отдельных положений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения пп."б" п.4 Порядка N 632 утратили силу с 01.01.2010, в связи с чем с этого периода освобождение от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду нормативно не предусмотрено. Указанный вывод сделан судом первой инстанции по итогам определения нормативных актов, подлежащих применению при рассмотрении настоящего спора.
При этом, судом правовая оценка законности Распоряжения Администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р не давалась, в связи с чем довод апелляционной жалобы о необоснованном рассмотрении судом этого вопроса без участия Администрации Оренбургской области подлежит отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об ошибочности позиции общества о наличии у него льготы при уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в рассматриваемые периоды времени.
Принимая во внимание осуществление заявителем расчета взыскиваемой суммы на основании сведений, содержащихся отчетности самого общества, с учетом указанных выше обстоятельств следует признать обоснованным размер заявленной Управлением ко взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доказательств уплаты обществом взыскиваемой суммы в добровольном порядке материалы дела не содержат.
С учетом нормативно определенного срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и даты обращения заявителем в суд с рассматриваемым заявлением (17.09.2012), установленный ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий трехгодичный срок исковой давности следует признать соблюденным по отношению ко всей взыскиваемой сумме.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", п.2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 (в редакции от 13.09.2010), Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.10.2010 N 311, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 64, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользователей наделены бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также полномочиями по проверке правильности, полноты и своевременности перечислений по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и взысканию задолженности по таким платежам в бюджет.
В этой связи подлежит отклонению, как не основанный на законе довод апелляционной жалобы об отсутствии у Управления полномочий на обращение в суд с требованием о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2010 года.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции с учетом итогов рассмотрения дела, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 по делу N А47-13281/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медногорск-Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13281/2012
Истец: Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области
Ответчик: ООО "Медногорск-Водоканал"