г. Киров |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А28-11474/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ложкина Г.И., действующего на основании доверенности от 15.11.2012,
представителя ответчика Бобровой М.А., действующей на основании доверенности от 02.04.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2013 по делу N А28-11474/2012, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Савали" (ОГРН 1034303501638, Кировская область, Малмыжский район, с. Савали)
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1025900533229, г. Киров, ул. Володаского, д. 223 ),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Савали" (далее - заявитель, Общество, ООО "Агрофирма "Савали") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2012 N 116/28-2012 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что для установления факта правонарушения в рассматриваемой ситуации не требовалось взаимодействия Управления и Общества, следовательно, судом необоснованно применены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателец при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы.
В заседании суда представители сторон, поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является владельцем опасного производственного объекта - системы газопотребления предприятия, о чем в государственный реестр опасных производственных объектов внесена запись 30.11.2006 N А47-11393-001.
31.08.2012 Управление направило в адрес ООО "Агрофирма "Савали" запрос информации, в соответствии с которым заявителю в трехдневный срок с момента получения запроса следовало представить копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда на опасном объекте согласно приложению к письму, в приложении указан опасный объект - система газопотребления предприятия N А47-11393-0001 (л.д. 37-38).
19.09.2012 Управлением получен ответ на запрос от 31.08.2012 (л.д. 39), к которому приложены документы о страховании имущества Общества, в том числе: страховой полис N ИОГ-430-0000331479 (страхования от огня и других опасностей имущества промышленных и коммерческих предприятий и частных лиц) (л.д. 40), страховой полис N ИМА/5000/0024414 (страхования имущества в пользу залогодержателя - ОАО "Сбербанк России") (л.д. 41) с договором страхования от 13.12.2011 (л.д. 43-48).
25.09.2012 Управлением произведена сверка представленных ООО "Агрофирма "Савали" сведений о страховании имущества со сведениями, имеющимися в государственном реестре опасных производственных объектов, в части страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда на опасном объекте, в ходе которой обнаружено, что сведения о страховании гражданской ответственности отсутствуют как в государственном реестре опасных производственных объектов, так и в сведениях, представленных Обществом 19.09.2012.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении по статье 9.19 КоАП РФ (л.д. 31-34). Из указанного протокола следует, что ООО "Агрофирма "Савали" допустило нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" (далее - Федеральный закон о промышленной безопасности), части 1 статьи 4, части 1 статьи 10, пункта 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта) в части эксплуатации опасного производственного объекта без заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда на опасном объекте.
06.11.2012 Управлением вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 300000 рублей (л.д. 12-15).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о нарушении Управлением требований части 1 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии со статьей 9.19 КоАП РФ эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения приложении 1 к Федеральному закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов следует, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Федеральному закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в том числе опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 10.06.2003 N 85 данные Правила распространяются на все организации, имеющие в своем составе взрывопожароопасные производственные объекты (далее - опасные производственные объекты), на которых перемещаются, перерабатываются и хранятся растительное сырье (зерно, семена) и продукты его переработки (мука, отруби, солод, комбикорм, жмых, шрот, сахар, травяная и древесная мука и т.п.), способные образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси, взрываться, самовозгораться или возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3).
Из пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1). Настоящим Федеральным законом устанавливаются, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 2). Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 3).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1). К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (пункт 4 части 2).
Материалами дела подтверждено, что ООО "Агрофирма "Савали" эксплуатирует находящийся в ее владении, зарегистрированный в установленном законом порядке опасный производственный объект. Из пунктов 1.1, 1.2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 17.08.2012 N 465 "Об организации мероприятий по контролю за исполнением владельцем опасного объекта требований федерального законодательства" следует, что Управлению предписано: организовать выявление незастрахованных поднадзорных объектов (пункт 1.1) и направление в адрес организаций (лиц, не застраховавших гражданскую ответственность владельца опасного объекта, либо не представивших сведения о наличии страхового полиса), уведомлений по форме согласно приложению N 1 к названному приказу (пункт 1.2).
На запрос от 31.08.2012 Управлением 19.09.2012 получен ответ Общества с приложением документов о страховании имущества Общества, который не содержал сведений о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.
Из материалов дела следует, что, рассмотрев документы, полученные от Общества, проведя сверку сведений с данными государственного реестра опасных производственных объектов, Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2012. Следовательно, информация и документы, полученные в результате взаимодействия ООО "Агрофирма "Савали" и Управления при исполнении запроса от 31.08.2012, использованы ответчиком при проведении проверки Общества.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Управление издавало распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя, что свидетельствует о нарушении ответчиком части 1 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в силу пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля является грубым нарушением процедуры проведения проверки и не позволяет использовать результаты такой проверки в качестве доказательства нарушения юридическим лицом обязательных требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемой ситуации не требовалось взаимодействия Управления и Общества для установления факта правонарушения, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 16.10.2012 указано, информация и документы, использованные ответчиком при проведении проверки Общества, получены Управлением 19.09.2012 в результате взаимодействия с ООО "Агрофирма "Савали" при исполнении запроса от 31.08.2012.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе в силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2013 по делу N А28-11474/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11474/2012
Истец: ООО "Агрофирма "Савали"
Ответчик: Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору