г. Красноярск |
|
4 апреля 2013 г. |
Дело N А33-19399/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "3" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "4" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от Администрации муниципального образования Ширинский район: Буртасова С.В., представителя по доверенности от 26.12.2012;
от закрытого акционерного общества "Красноярсктурист": Ганнич С.И., представителя по доверенности от 16.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования Ширинский район и закрытого акционерного общества "Красноярсктурист"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 декабря 2012 года по делу N А33-19399/2011, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
администрация муниципального образования Ширинский район (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Красноярсктурист" (далее - ответчик, ЗАО "Красноярсктурист") о взыскании 1 081 927 руб. 08 коп., из них: 947 536 руб. 05 коп. неосновательного обогащения за период с 10.02.2008 по 10.10.2012, а также 134 391 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2012 года иск удовлетворен частично. Взыскано с закрытого акционерного общества "Красноярсктурист" в пользу администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия денежные средства в сумме 260 760 рублей 39 копеек, из которых: 220 067 рублей 10 копеек - сумма неосновательного обогащения, 40 693 рублей 23 копейки - сумма процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскано с закрытого акционерного общества "Красноярсктурист" в доход федерального бюджета 5 740 рублей 80 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с решением истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами.
Истец в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из материалов дела не усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 19:11:020801:8 общей площадью 21 375 кв.м. из категории "земли особо охраняемых территорий" был переведен в категорию "земли населенных пунктов" в порядке предусмотренном статьями 8,84 ЗК РФ, ст. 8,10 ФЗ N 172 "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".
По мнению заявителя, с момента утверждения схемы территориального планирования п. Жемчужный Постановлением Правительства РХ от 14.11.2011 N 763, какого либо дополнительного решения о переводе земель из одной категории в другую не требуется. В деле имеется кадастровая выписка от 23.10.2012 N 1900/12-43271 где указано, что земельный участок с кадастровым номером 19:11:020801:8 относится к землям населенных пунктов, в связи с чем истец пересчитал с 29.09.2011 арендную плату с учетом изменения категории земель, применив УПКС, Кв и Ки для категории земель "земли населенных пунктов".
Кроме того, Администрация не согласна с выводом суда о взыскании платы за пользование земельным участком только за летние месяцы 2009,2010,2011 и 2012 годов, поскольку пользование участком носит постоянный беспрерывный характер. Действующая методика расчета арендной платы не предусматривает установление арендной платы за летние периоды и не предусматривает сезонность использования земельного участка.
Ответчик в апелляционной жалобе полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку судом принято изменение истцом предмета и основания иска - первоначально Администрация просила взыскать задолженность по арендной плате и пени за неисполнение обязательств по договору аренды земельного участка N 106 от 16.05.2005. Впоследствии администрация потребовала взыскать неосновательное обогащение в большей сумме за пользование земельным участком и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик также указывает на отсутствие доказательств использования земельного участка со второго квартала 2008 в связи с чем не согласен с выводом суда о взыскании с него платы за 2009, 2010, 2011, 2012 года.
Полагает, что разница в длине по одной стороне участка с кадастровым номером 19:11:02 08 01:0015, используемым на праве постоянного пользования с 2005 года не свидетельствует о том, что ЗАО "Красноярсктурист" использовал и участок с кадастровым номером 19:11:020801:8, примыкающий к первому.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 12.03.2013 с последующим отложением на 03.04.2013.
В судебном заседании стороны поддержали доводы апелляционных жалоб.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 70 от 13.02.1986 утверждено положение о курорте "Озеро Шира", согласно которому курорт "Озеро Шира", находящийся в Ширинском районе Хакасской автономной области Красноярского края, отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР).
В пункте 12 положения о курорте "Озеро Шира" указано, что границы и режим округа санитарной охраны курорта установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556. В материалы дела представлена карта землепользования района курорта озеро Шира с границами III зоны санитарной охраны, изготовленная управлением "Геоминвод" Министерства здравоохранения СССР ЦНИИК и Ф в 1983 году.
Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район утвержден акт N 154 предварительного согласования расширения земельного участка для размещения палаточного городка в Ширинском районе вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее пос. Жемчужный на расстоянии 2 км., в котором отражено, что земельный участок находится во 2 зоне санитарной охраны объекта охраны природы озеро Шира. На схеме земельного участка в масштабе 1:10000, приложенной к акту N 154, изображено, что проектируемый участок для расширения базы отдыха площадью 1 га (палаточный городок) является смежным с существующей территорией базы отдыха ЗАО "Красноярсктурист".
По заявлению ЗАО "Красноярсктурист" общество с ограниченной ответственностью "Меридиан-90" провело работы по межеванию и установлению границ земельного участка, расположенного по адресу: п. Колодезный, 2 км. шоссе Шира-Абакан, база отдыха ЗАО "Красноярсктурист" (палаточный городок).
Рассмотрев представленные ЗАО "Красноярсктурист" материалы межевания, Глава администрации муниципального образования Ширинский район 30.03.2005 принял постановление N 380 "О предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее пгт. Жемчужный на расстоянии 2 км. ЗАО "Красноярсктурист". Согласно пункту 1 постановления от 30.03.2005 N 380 земельный участок относится к категории - земли особо охраняемых природных территорий и их объектов (земли рекреационного назначения), предоставляется для размещения палаточного городка, общая площадь участка 21375 кв.м.
Из кадастрового дела объекта недвижимости 19:11:020801:8 с датой открытия 04.05.2005 усматривается, что земельный участок с указанным кадастровым номером (равнозначен кадастровому номеру 19:11:020801:0008), расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее к.п. Жемчужный на расстоянии 2 км., поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 30.03.2005 N 380 и описания земельного участка, изготовленного ООО "Меридиан-90".
В материалах межевания и описании земельного участка по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее к.п. Жемчужный на расстоянии 2 км., изготовленных ООО "Меридиан-90" по заказу ЗАО "Красноярсктурист", отражено, что граница образуемого земельного участка от точки 46 до точки н2 является смежной с границей базы отдыха "Красноярсктурист" и проходит по деревянному забору.
Между Администрацией и ЗАО "Красноярсктурист" 16.05.2005 подписан договор аренды земельного участка N 106, согласно которому Администрация (арендодатель) предоставляет, а ЗАО "Красноярсктурист" (арендатор) принимает в аренду земельный участок общей площадью 21375 кв.м. из земель особо охраняемых территорий и их объектов с кадастровым номером 19:11:020801:0008, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее к.п. Жемчужный на расстоянии 2 км., для размещения палаточного городка в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В пункте 1.2 договора стороны указали, что земельный участок находится в фактическом пользовании арендатора. Срок действия определён с 30.03.2005 до 30.03.2010.
Администрация и ЗАО "Красноярсктурист" 16.05.2005 подписали акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 19:11:020801:0008, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее к.п. Жемчужный на расстоянии 2 км., для размещения палаточного городка.
В дополнительном соглашении от 29.01.2007 к договору аренды земельного участка N 106 от 16.05.2007 стороны определили, что арендатор ежемесячно вносит арендную плату в сумме 1477,70 руб. В качестве приложения к дополнительному соглашению подписали Администрация и ЗАО "Красноярсктурист" расчет арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:0008, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее к.п. Жемчужный на расстоянии 2 км., по методике, которая утверждена решениями Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 28.12.2005 N 389 и от 28.03.2006 N 411.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка от 20.10.2006 N 11/06-1640 земельный участок с характеристиками: площадь 60314 кв.м., категория - земли особо охраняемых территорий, адрес: Республика Хакасия, Ширинский район, в 2-х км. от п. Колодезный вдоль трассы Шира-Абакан, участок 1, имеет кадастровый номер - 19:11:020801:0015.
Согласно постановлению Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 21.09.2006 N 1143 право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Красноярсктурист" на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, в 2-х км. от п. Колодезный вдоль трассы Шира-Абакан, участок 1, прекращено. Земельный участок площадью 60314 кв.м. из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, в 2-х км. от п. Колодезный вдоль трассы Шира-Абакан, участок 1, предоставлен ЗАО "Красноярсктурист" в аренду сроком на 5 лет для эксплуатации базы отдыха.
ЗАО "Красноярсктурист" 26.10.2011 обратилось в Администрацию с заявлением N 443, в котором сообщило, что согласно извещению от 25.04.2008 N 112 ЗАО "Красноярсктурист" договор N 106 от 16.05.2005 расторгнут. Письмо от 26.10.2011 N 443 с копией извещения от 25.04.2008 N 112 получено Администрацией 02.11.2011.
В извещении от 25.04.2008 N 112 о расторжении договора аренды от 16.05.2005 N 106 ЗАО "Красноярсктурист" указало, что земельный участок будет возвращен по акту по первому требованию Администрации.
Районная межведомственная комиссия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район, на заседании 02.11.2011 рассмотрела извещение ЗАО "Красноярсктурист" от 25.04.2008 N 112 и приняла решение расторгнуть договор аренды земельного участка N 106 от 16.05.2005 с момента поступления заявления в Администрацию. Выписка из протокола заседания районной межведомственной комиссии по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район, вручена ЗАО "Красноярсктурист" 16.11.2011 с входящим номером 576.
Администрация подготовила проект соглашения о расторжении договора от 16.05.2005 N 106, датированное 02.11.2011, с приложенным к нему актом приема-передачи земельного участка от 02.11.2011.
Ответчик в устных объяснениях не подтверждает факт получения соглашения о расторжении договора от 16.05.2005 N 106, датированного 02.11.2011, с приложенным к нему актом приема-передачи. Ответчик указывает, что он после отказа от аренды земельного участка по правилам статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации считается не использующим земельный участок с кадастровым номером 19:11:020801:8 с апреля 2008 года.
Истец в качестве доказательств фактического пользования земельным участком в период с 01.02.2008 по 10.10.2012 представил акт выезда комиссии представителей администрации муниципального образования Ширинский район и Жемчужнинского сельсовета от 28.02.2012, фотографии земельных участков в летний период с размещенными палатками и автомобилями, акты комиссионного осмотра земельных участков с кадастровым номером 19:11:020801:8 и с кадастровым номером 19:11:020801:15 с участием кадастрового инженера от 02.11.2012 и от 15.11.2012.
В обоснование размера платы за пользование земельным участком в период с 01.02.2008 по 10.10.2012 Администрация представила нормативные акты: Решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 28.12.2005 N 389 "Об утверждении методики расчета ставок арендной платы за землю, базовых размеров арендной платы за землю, дифференцированных по видам использования согласно кадастровой стоимости земельных участков на территории Жемчужненского поссовета Ширинского района" с изменениями, внесенными Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 28.03.2006 N 411 (опубликовано в издании Ширинский вестник от 05.05.2006); постановление Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 N 243 "Об утверждении результатов расчета минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования Республики Хакасия" (опубликовано в издании "Вестник Хакасия" от 07.09.2007 N 52); постановление Правительства Республики Хакасия от 29.01.2008 N 05 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия" (опубликовано в издании "Ежедневная Хакасия" 26.01.2008 N 14); Решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29.02.2008 N 138 "Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, применяемых для расчета арендной платы на территории муниципального образования Ширинский район" (опубликовано в издании "Ширинский вестник" от 14.03.2008 NN 40-50); постановление Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 N 319 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия" вступает в силу с 01.01.2010 (система КонсультантПлюс); Решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 31.05.2010 N 345 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29.02.2008 N 138 "Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, применяемых для расчета арендной платы на территории муниципального образования Ширинский район" (опубликовано в издании "Ширинский вестник" от 11.06.2010 NN 81-85); Решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 15.04.2011 N 415 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 29.02.2008 N 138 "Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, применяемых для расчета арендной платы на территории муниципального образования Ширинский район" (опубликовано в издании "Ширинский вестник" от 22.04.2011 NN 54-57); информация о коэффициентах инфляции, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах (опубликована в газетах: "Ежедневная Хакасия" от 29.01.2008, 20.01.2009, "Хакасия" от 26.01.2010, 22.01.2011, 13.01.2012).
Ссылаясь на то, что ответчик, фактически пользуясь земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 в период с 01.02.2008 по 10.10.2012, неосновательно сберег денежные средства в сумме 947 536 руб. 05 коп., истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании указанной суммы в качестве неосновательного обогащения, а также начислил 134391 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования 8 % годовых за период с 01.01.2009 по 30.09.2012.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подписания договора аренды земельного участка от 16.05.2005 N 106 Администрация не обладала полномочиями по его распоряжению, поскольку курорт "Озеро Шира" имел статус курорта федерального значения, поэтому основания для взыскания платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 в пользу Администрации с 01.02.2008 отсутствуют.
Суд посчитал обоснованным данное требование за период с 19.12.2008 - момента вступления в законную силу Федерального закона от 09.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Учитывая вид его разрешенного использования - для размещения палаточного городка, который предполагает использование его в летний период, определил размер неосновательного обогащения за июнь, июль и август 2009,2010, 2011 и 2012 годов по формуле: Ап= КС х Кв х Ки, предусмотренной в Положении о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 года N 05.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе, вследствие неосновательного обогащения (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 94, пунктом 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Согласно пункту 5 статьи 31, пункту 4 статьи 32 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях", статье 1 и пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 16 указанного Закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются, соответственно, особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985 утверждены границы округов санитарной охраны курорта "Озеро Шира" Красноярского края.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 70 от 13.02.1986 курорт "Озеро Шира", находящийся в Ширинском районе Хакасской автономной области Красноярского края, отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР в составе СССР).
Учитывая, что Постановления Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985, N 70 от 13.02.1986 в установленном порядке не отменены и не признаны утратившими силу, статус курорта "Озеро Шира", как курорта федерального значения (Российской Федерации), не изменился.
Согласно акту N 154 предварительного согласования расширения земельного участка для размещения палаточного городка в Ширинском районе вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее пос. Жемчужный на расстоянии 2 км., утвержденному постановлением администрации муниципального образования Ширинский район, и выданному Администрацией ЗАО "Красноярсктурист", проектируемый земельный участок находится во 2 зоне санитарной охраны объекта охраны природы озеро Шира.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на момент подписания договора аренды земельного участка от 16.05.2005 N 106 Администрация в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:0008 общей площадью 21375 кв.м. из земель особо охраняемых территорий, местоположение: Республика Хакасия, Ширинский район, вдоль трассы Шира-Абакан, восточнее к.п. Жемчужный на расстоянии 2 км., относившимся к федеральной форме собственности.
Однако с 19.12.2008 (по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 08.12.2008) вступил в силу федеральный закон от 09.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 09.12.2008 N 244-ФЗ), поэтому к правам и обязанностям сторон после 18.12.2008 следует применять соответствующие нормы права.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:11:020801:8 до вступления в силу Федерального закона от 09.12.2008 N 244-ФЗ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Поскольку земельный участок не соответствует критериям отнесения к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, предусмотренным частями 8-10 статьи 1 Федерального закона от 09.12.2008 N 244-ФЗ, согласно части 11 указанной статьи он признается с 19.12.2008 муниципальной собственностью Ширинского района наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 этой нормы.
Со ссылкой на указанные нормы права суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация вправе требовать с ответчика плату за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 за период с 19.12.2008 (момента вступления в законную силу Федерального закона от 09.12.2008 N 244-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что "судам следует иметь в виду, что положения статьи 608 ГК РФ не означают, что в ходе рассмотрения споров, связанных с нарушением арендатором своих обязательств по договору аренды, арендодатель обязан доказать наличие у него права собственности на имущество, переданное в аренду.
Доводы арендатора, пользовавшегося соответствующим имуществом и не оплатившего пользование объектом аренды, о том, что право собственности на арендованное имущество принадлежит не арендодателю, а иным лицам и поэтому договор аренды является недействительной сделкой, не принимаются судом во внимание".
Исходя из указанных разъяснений, апелляционный суд полагает правомерным требования истца о взыскании платы за пользование земельным участком за 2008 год.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 19:11:020801:8 был образован по инициативе ЗАО "Красноярсктурист", поставлен по заявлению его представителя на государственный кадастровый учет, находился в фактическом пользовании ЗАО "Красноярсктурист" еще до подписания договора аренды от 16.05.2005 N 106, о чем стороны прямо указали в пункте 1.2 договора аренды, подтвердили фактическую передачу земельного участка подписанным обеими сторонами актом приема-передачи от 16.05.2005.
Ответчик не отрицает факт передачи ему Администрацией по акту от 16.05.2005 земельного участка с кадастровым номером 19:11:020801:0008. Вместе с тем полагает, что отношения по его использованию прекратились с 2008 года, когда письмом N 112 от 25.04.2008 ЗАО "Красноярсктурист" уведомил Администрацию о расторжении договора N 106 от 16.05.2005.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта возврата земельного участка истцу в 2008, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства вручения ответчиком Администрации письма от 25.04.2008 N 112 ранее 02.11.2011; в содержании письма от 25.04.2008 N 112 ЗАО "Красноярсктурист" указывает, что земельный участок будет возвращен по акту по первому требованию Администрации. Следовательно, инициативу по направлению проекта акта возврата земельного участка ЗАО "Красноярсктурист" переложило на Администрацию.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о не применении к спорным правоотношениям сторон статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор предусматривает срок аренды с 30.03.2005 по 30.03.2010 (5 лет). На арендатора пунктом 4.2.12 возложена обязанность зарегистрировать договор аренды в Управлении федеральной регистрационной службы. Указанная обязанность ответчиком не исполнена.
В пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" дано следующее разъяснение: " Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.
Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами".
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Поскольку ответчик не доказал, что вручил Администрации письмо от 25.04.2008 N 112 о прекращении договора аренды ранее 02.11.2011, следует признать, что договор аренды по истечении указанного в нем срока 30.03.2010 возобновил свое действие на неопределенный срок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 4 статьи 53 ЗК РФ предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В материалы дела представлена выписка из протокола заседания районной межведомственной комиссии по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район N 1-11 от 02.11.2011 из которого следует, что рассмотрев заявление ЗАО "Красноярсктурист" о расторжении договора аренды N 106 от 16.05.2005 согласно поданного извещения N 112 от 25.04.2008комиссией принято решение: расторгнуть договор аренды земельного участка с момента поступления заявления в администрацию МО Ширинский район (лд. 88 том N 1).
Администрацией направлены ответчику: соглашение о расторжении договора аренды от 02.11.2011 и акт приема-передачи земельного участка от 02.11.2011, подписанные в одностороннем порядке главой муниципального образования и скрепленные его печатью (л.д. 9,10 том N 3). Направлен расчет платы за пользование земельным участком за период с 2006 по 02.11.2011(л.д. 11-13 том N 3)
Указанные доказательства в совокупности свидетельствуют о прекращении арендных отношений с ответчиком с 02.11.2011 года.
Довод истца о фактическом использовании ответчиком земельного участка со ссылкой на комиссионный акт осмотра от 16.07.2012, отклоняется апелляционным судом. В указанном акте зафиксировано, что на земельном участке находится палаточный городок с проживающими в нем отдыхающими. К акту приложен фотографический материал (л.д. 156-161 том N 2). Указанные доказательства не подтверждают использование земельного участка именно ответчиком, но не гражданами-отдыхающими.
Суд первой инстанции, учитывая вид разрешенного использования земельного участка - для размещения палаточного городка, который предполагает использование его в летний период, определил размер неосновательного обогащения за июнь, июль и август 2009,2010, 2011 и 2012 годов.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Из расчетов арендной платы, прилагаемой к договору, следует, что арендная плата определена по формуле: Ап = S x Сзн x Кк x Коз. В основу расчета положена ставка земельного налога, которая умножается на коэффициент Кк (1), учитывающий категорию арендатора, целевое назначение участка и коэффициент оценочной зоны Коз (1). Соответственно арендная плата за год составляет 33 558 рубль 75 копеек.
Учитывая, что соглашением сторон предусматривалось взимание платы за пользование земельным участком за год, у суда отсутствовали основания для исчисления платы за пользование земельным участком только за летние месяцы. Арендодатель, передав во владение и пользование земельный участок ответчику, лишился права на распоряжение им в течение всего срока аренды, поэтому плата за пользование земельным участком подлежит взысканию за год, независимо от времени фактического использования участка ответчиком.
Пунктом 2.9 договора аренды земельного участка N 106 от 16.05.2005 предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем изменения базовой ставки арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор, но не чаще одного раза в год.
Изменение арендной платы произошло в результате произведенной кадастровой оценки земельных участков, ранее не производившейся и издания нормативного акта органом государственной власти субъекта о порядке определения размера арендной платы (методики определения ее размера).
Как следует из искового заявления, расчет арендной платы выполнен истцом с учетом постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 по следующей формуле: Ап = S x УПКС x Кв x Ки, где S - площадь земельного участка, УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости участка, КС - кадастровая стоимость земельного участка, Кв - коэффициент установленный уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, Ки - коэффициент инфляции. При этом УПКС равен 0,43 рубля за кв.м (утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия N 243 от 25.07.2007 "Об утверждении результатов расчета минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования Республики Хакасия"), Кв равен 20 (утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район N 138 от 29.02.2008 "Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, применяемых для расчета арендной платы на территории муниципального образования Ширинский район"), Кв равен 10 (утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район N 345 от 31.05.2010 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район N 138 от 29.02.2008 "Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, применяемых для расчета арендной платы на территории муниципального образования Ширинский район"), Ки равен 1,35 в 2008 и 2009 годах, Ки равен 1,66 в 2010 году, Ки равен 1,8 в 2011 году, Ки равен 1,91 в 2012 году
При оценке требований истца о взыскании платы за пользование земельным участком, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из содержания и смысла пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ вытекает, что стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом аренды должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
При этом изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Органы государственной власти субъектов устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера.
Поскольку Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 утверждено положение о порядке определения размера арендной платы, предусматривающее определение указанного размера исходя, в том числе из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с земельным законодательством, истец обоснованно применил для расчета арендной платы формулу, предусмотренную указанным постановлением.
Вместе с тем, истцом неправильно произведен расчета арендной платы исходя из применения коэффициента инфляции (Ки), равного 1,35, 1,66, 1,8.
В соответствии с абзацами 10 - 12 пункта 2.2 постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 в первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель для соответствующей категории земель коэффициент инфляции принимается равным 1, во второй и последующий годы - как произведение индексов потребительских цен в Российской Федерации (декабрь к декабрю) за годы, предшествующие расчетному (начиная с первого года применения результатов государственной кадастровой оценки земель).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель - совокупность действий, включающих в себя, в том числе внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.07.2012 N 438 (вступает в силу с 01.01.2013) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Хакасия. В Приложении N 1 определена кадастровая стоимость для спорных земельных участков.
Поскольку до принятия постановления от 04.07.2012 N 438 результаты государственной кадастровой оценки указанных участков, отсутствовали, следовательно, оснований для применения Ки, равного 1,35, 1,66, 1,8 у истца не имелось.
Утверждение средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Хакасия постановлением Правительства от 25.07.2007 N 243 не свидетельствует о возможности применения с указанной даты Ки в толковании, придаваемом ему абзацам 10 - 12 пункта 2.2 постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05.
По расчету суда годовая плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 за 2008 год составляет: Ап=21375 х 0,43 х 20 х 1 = 183 825 рублей. За период с 14.03.2008 по 31.12..2008 плата составляет 147 563 рубля 63 копейки. С учетом платы за период с 01.01.2008 по 13.03.2008 в размере 3 536,79 рублей плата за пользование земельным участком в 2008 году составляет 151 100 рублей 42 копейки. Сумма платежей составила в 2007 - 21 293,80 рублей. Долг за 2008 год составил 129 806 рублей 62 копейки
Плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 за 2009 год составляет: Ап=21375 х 0,43 х 20 х 1 = 183 825 рублей
Плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 за 2010 год составляет: Ап=21375 х 0,43 х 10 х 1= 91 912 рублей 50 копеек.
Плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 19:11:020801:8 за 2011 год составляет: Ап=21375 х 0,43 х 12,9 х 1 = 118 567 рублей 13 копеек.
Поскольку с 02.11.2011 договор аренды прекратил свое действие на основании пункта 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование земельным участком за 305 дней 2011 составляет 99 076,64 рубля.
Таким образом, общий размер платы за пользование земельным участком за период с 2008 по 2011 годы составил 504 620 рублей 76 копеек. Заявленные истцом требования в части долга подлежат удовлетворению частично на указанную сумму.
Довод ответчика о неиспользовании земельного участка в течение спорного периода отклоняется судом, поскольку участок был передан ответчику по акту от 16.05.2005 и до момента принятия районной межведомственной комиссией решения о расторжении договор аренды земельного участка истцу не возвращен.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
На день предъявления иска - 24.11.2011 и на дату вынесения решения 21 декабря 2012 года размер ставки рефинансирования составлял 8,25% годовых.
При расчете процентов в исковом заявлении Администрация определила следующие периоды просрочки: за 2008 год - с 01.01.2009 по 30.09.2012; за 2009 год - с 01.01.2010 по 30.09.2012, за 2010 год - с 01.01.2011 по 30.09.2012, за 2011 год - с 01.01.2012 по 30.09.2012.
Исходя из установленного судом размера ежегодных платежей общая сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца за указанные периоды составляет 101 264 рубля 44 копейка. Заявленные истцом требования в части процентов подлежат удовлетворению частично на указанную сумму.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права. Неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Суд первой инстанции необоснованно не применил положения пункта 5 статьи 53 Земельного кодекса, определяющих момент прекращения права на земельный участок, не зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не верно истолковал абзацы 10 - 12 пункта 2.2 постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 о коэффициенте инфляции.
Государственная пошлина по рассмотренному делу по правилам части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, так как истец на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, уплаченная ответчиком при обращении с апелляционной жалобой, относится на сторон спора пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от " 21 " декабря 2012 года по делу N А33-19399/2011 изменить.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Красноярсктурист" в пользу администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия 605 885 рублей 20 копеек, в том числе 504 620 рублей 76 копеек долга, 101 264 рубля 44 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Красноярсктурист" в доход федерального бюджета 13338 рублей 92 копейки государственной пошлины по иску.
Взыскать с администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия в пользу закрытого акционерного общества "Красноярсктурист" 880 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19399/2011
Истец: Администрация МО Ширинский район
Ответчик: ЗАО Красноярсктурист
Третье лицо: ТУ Росимущества в Республике Хакасия, МИФНС N 22 по КК, Управление Росреестра по Респ. Хакасия, ФГБУ"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Респ. Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3913/13
28.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2644/13
04.04.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-532/13
21.12.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-19399/11