Просьба рассказать об особенностях учета бланков строгой отчетности в учреждениях здравоохранения (в частности, родовых сертификатов и листков нетрудоспособности), а также путевок, не оплаченных данным учреждением.
Родовые сертификаты. Форма родового сертификата, Инструкция по его заполнению и Порядок обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2005 N 701 (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2006 N 730, далее - приказ N 701).
Согласно приложению N 3 "Порядок обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения" (далее - Порядок) к приказу N 701 изготовление родовых сертификатов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Родовые сертификаты направляются предприятием-изготовителем в исполнительные органы ФСС РФ.
Исполнительные органы ФСС РФ (региональные отделения, филиалы региональных отделений) обеспечивают родовыми сертификатами учреждения здравоохранения по мере необходимости на основании отчетов-заявок на получение родовых сертификатов, представляемых на соответствующий квартал года.
В учреждениях здравоохранения не допускается наличие запаса родовых сертификатов, превышающего квартальную потребность в них.
Выдача родовых сертификатов осуществляется одновременно с оформлением накладной в двух экземплярах. Первый экземпляр передается учреждению здравоохранения, второй - остается в исполнительном органе ФСС РФ.
Доставка родовых сертификатов от исполнительных органов ФСС РФ производится за счет средств получателя.
Родовые сертификаты являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях, сейфах или в специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными внутренними или навесными замками. Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся родовые сертификаты, должны быть закрыты на замки и опечатаны печатью.
Родовые сертификаты подлежат бухгалтерскому учету на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности". Согласно п. 236 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция 25н) бланки строгой отчетности, в том числе и бланки родовых сертификатов, учитываются в бюджетном учете в условной оценке 1 руб. за 1 бланк.
Учреждения здравоохранения обязаны вести строгий учет родовых сертификатов.
Учет прихода и расхода родовых сертификатов осуществляется на бумажном и магнитном носителях по программе, разработанной Фондом.
Учет прихода и расхода родовых сертификатов ведется в Книге учета прихода родовых сертификатов, форма которой предусмотрена приложением N 2 к Порядку. Она должна быть пронумерована, прошнурована и иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, наименование, печать и подпись руководителя. Записи в книге производятся в хронологическом порядке лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение родовых сертификатов (далее - ответственное лицо).
Ответственное лицо назначается приказом руководителя учреждения. Ответственное лицо получает родовые сертификаты на основании доверенности, оформленной в установленном порядке.
Работники учреждения, оформляющие родовые сертификаты централизованно, на основании приказа руководителя получают родовые сертификаты под отчет от ответственного лица. При получении новых родовых сертификатов указанные лица обязаны сдать ответственному лицу корешки ранее полученных родовых сертификатов. Учет распределения родовых сертификатов осуществляется в книге, форма которой предусмотрена приложением N 3 к Порядку.
Оформленные корешки родовых сертификатов хранятся в течение трех лет, после чего уничтожаются по Акту об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек, форма которого утверждена приложением N 4 к Порядку.
Учет испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов ведется в Книге учета испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов, форма которой предусмотрена приложением N 5 к Порядку.
В конце года учреждения здравоохранения передают информацию об испорченных, утерянных и похищенных родовых сертификатах в исполнительные органы Фонда.
Испорченные родовые сертификаты хранятся в отдельной папке с их описью, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача, выдавшего родовой сертификат, дата сдачи, номера и серии испорченных родовых сертификатов. Уничтожение испорченных родовых сертификатов производится по истечении 3 лет комиссией, созданной по приказу руководителя, и оформляется Актом об уничтожении испорченных родовых сертификатов, форма которого предусмотрена приложением N 6 к Порядку.
Ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, учреждения здравоохранения обязаны представлять в исполнительные органы ФСС РФ отчеты-заявки на получение родовых сертификатов на соответствующий квартал, форма которых предусмотрена приложением N 7 к Порядку. Отчеты-заявки представляются независимо от того, имеется ли необходимость в получении новых родовых сертификатов.
Ответственность за получение, распределение и хранение родовых сертификатов, а также за их учет и отчетность по ним несут руководители и главные бухгалтеры.
Уполномоченные работники, оформляющие родовые сертификаты на основании приказа руководителя учреждения, несут ответственность за сохранность полученных родовых сертификатов.
Исполнительные органы ФСС РФ осуществляют контроль за организацией учета и хранения родовых сертификатов в учреждениях здравоохранения.
Листки нетрудоспособности. Порядок обеспечения медицинских учреждений бланками листков нетрудоспособности, учета и хранения этих бланков регламентируется Инструкцией о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной приказом ФСС РФ и Минздрава России от 29.01.2004 N 18/29 (далее - Инструкция N 18/29) в редакции приказа Минздравсоцразвития N 42, ФСС РФ N 130 от 23.07.2004.
Изготовление бланков листков нетрудоспособности осуществляется ФСС РФ. Региональные отделения ФСС РФ обеспечивают бланками листков нетрудоспособности медицинские организации по мере необходимости на основании отчетов-заявок на получение бланков листков нетрудоспособности, предоставляемых ими на соответствующий квартал года.
Выдача бланков листков нетрудоспособности ФСС РФ оформляется накладной в двух экземплярах, первый передается медицинскому учреждению, второй остается в региональном отделении ФСС РФ. Согласно требованиям Инструкции N 18/29 доставка бланков листков нетрудоспособности от регионального отделения фонда производится за счет средств получателя бланков.
Бланки листков нетрудоспособности являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях, сейфах или в специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными внутренними или навесными замками. Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки, должны быть закрыты на замки и опечатаны.
Учет прихода и расхода бланков листков нетрудоспособности осуществляется учреждениями здравоохранения в книге получения бланков листков нетрудоспособности и книге распределения бланков листков нетрудоспособности согласно приложениям N 2 и 3 к Инструкции N 18/29. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы и иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, наименование, печать и подпись руководителя. Записи в книгах производятся в хронологическом порядке лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение листков нетрудоспособности.
Корешки бланков листков нетрудоспособности хранятся в медицинских учреждениях в течение трех лет, после чего уничтожаются. При уничтожении составляется Акт об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, срок хранения которых истек. Форма акта приведена в приложении N 4 к Инструкции N 18/29.
Медицинские учреждения ведут учет испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности в книге учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности (приложение N 5 к Инструкции N 18/29).
В конце года медицинские учреждения передают информацию об испорченных, утерянных и похищенных бланках листков нетрудоспособности в региональное отделение ФСС РФ. Испорченные бланки хранятся в отдельной папке с описью, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача, дата сдачи, номер и серия испорченных бланков. Уничтожение испорченных бланков производится в медицинских учреждениях по истечении трех лет комиссией, созданной по приказу руководителя медицинского учреждения, по Акту об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности (приложение N 6 к Инструкции N 18/29). Ответственность за получение, хранение и распределение бланков, а также за учет и отчетность по ним несут руководители и главные бухгалтеры медицинских учреждений. Работники медицинского учреждения, оформляющие листки нетрудоспособности на основании приказа руководителя, несут личную ответственность за сохранность полученных бланков.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности установлен приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172.
Согласно постановлению ФСС РФ от 17.05.1995 N 25 "О печатях и штампах для оформления медицинских документов" при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения (организации) используются без указания его профиля.
В соответствии с п. 76 Порядка бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи листка нетрудоспособности гражданину, продления листка нетрудоспособности, выписки гражданина на работу.
Аналогично бланкам родовых сертификатов бюджетный учет бланков листков нетрудоспособности ведется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".
Согласно п. 236 Инструкции N 25н бланки строгой отчетности, в том числе листки нетрудоспособности, как и бланки родовых сертификатов, учитываются в бюджетном учете в условной оценке 1 руб. за 1 бланк.
Для более детального аналитического учета указанных бланков в учетной политике учреждения могут быть предусмотрены дополнительные счета и разработан порядок оформления медицинскими работниками отчетов об использовании бланков с приложением к ним корешков листков нетрудоспособности.
Путевки неоплаченные. Путевки, безвозмездно полученные лечебно-профилактическими учреждениями от общественных, профсоюзных и других организаций согласно п. 236 Инструкции N 25н, должны учитываться на забалансовом счете 08 "Путевки неоплаченные". Эти путевки следует хранить в кассе учреждения наравне с денежными документами. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости, но не по 1 руб. за 1 путевку, как учитываются бланки строгой отчетности. В этом особенность учета неоплаченных путевок.
Г.М. Федина,
заведующая Отделом методологии
Управления бухгалтерского учета и отчетности
Министерства финансов Московской области
15 февраля 2008 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 4, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).