Общественный совет участников финансового рынка при
Федеральной службе по финансовым рынкам:
компетенция, порядок формирования и основы деятельности
Важным шагом на пути дальнейшего развития в России гражданского общества, бесспорно, явилось появление Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата), которая была создана в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации"*(1) (далее - Закон "Об общественной палате"). Закон "Об общественной палате" определяет порядок формирования Общественной палаты, ее функции, задачи и формы деятельности.
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов власти различных уровней для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации.
Справка*(2). Общественная палата была сформирована в три этапа. На первом этапе Президент РФ по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями определил кандидатуры 42 граждан России, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, которые письменно подтвердили свое согласие участвовать в работе Общественной палаты, после чего были утверждены Указом Президента РФ. Группа представителей из числа членов Общественной палаты, утвержденных указом Президента, организовала сбор заявлений от общероссийских общественных объединений о желании включить своих представителей в состав Палаты. 15 ноября 2005 г. утвержденные Указом Президента члены Общественной палаты путем рейтингового голосования избрали в ее состав еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений, по одному представителю от общественного объединения. На третьем этапе избранные члены Общественной палаты (84 человека) выбрали 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений. Члены Общественной палаты образовали 7 инициативных групп (по числу федеральных округов), которые инициировали процесс подготовки собраний в субъектах Российской Федерации и конференций в федеральных округах. От каждого федерального округа предварительно было избрано по 6 кандидатов из представленных кандидатур, определенных на конференциях в федеральных округах.
Формирование полного состава Общественной палаты завершилось 23 декабря 2005 г., а 22 января 2006 г. в Георгиевском зале Кремля с участием Президента РФ прошло первое пленарное заседание Общественной палаты, в ходе которого были избраны Совет и секретарь Палаты, а также утверждены заместитель секретаря Палаты и Регламент Общественной палаты.
Сегодня в Общественную палату избрано 126 человек. Три четверти из них (94 человека) - мужчины, четверть (32 человека) женщины. К возрастной группе старше 50 лет относятся 60% членов Палаты, 30-50 лет - около 40%, до 30 лет - 3 человека. Все члены Общественной палаты имеют высшее или неоконченное высшее образование. В их числе докторов наук - 23 человека (почти каждый шестой), кандидатов наук - 37 человек (почти каждый четвертый). Имеют ученые звания доцентов и профессоров - 21 человек, членов-корреспондентов и академиков РАН и РАМН - 8 человек. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: учеными (22 человека), политологами и аналитиками-экономистами (16), работниками искусства и культуры (15), юристами (14), журналистами и литераторами (12), религиозными деятелями (8), предпринимателями (7), врачами (5), педагогами (4), занимаются иными видами деятельности 23 человека. Срок полномочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня первого пленарного заседания Общественной палаты. В Общественной палате сформировано 18 комиссий, в составе которых действуют подкомиссии по различным направлениям. Кроме того, члены Общественной палаты работают в формате рабочих групп, в которые входят в том числе привлеченные эксперты - представители общественных объединений и иные граждане.
Достижение этих целей Общественная палата осуществляет путем:
привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
осуществления общественного контроля (контроля) над деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации;
привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;
осуществления международного сотрудничества в соответствии со своими целями и задачами и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.
Постоянно действующим органом Общественной палаты является Совет Общественный палаты. Этот орган избирается на первом пленарном заседании Общественной палаты. Для реализации целей и задач, стоящих перед Общественной палатой, совет Общественной палаты вправе обращаться к руководителям федеральных органов исполнительной власти с предложением о создании общественных советов при органах, которыми они руководят. Порядок образования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, определяется Президентом РФ. В настоящее время такой порядок установлен Указом Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842*(3). Порядок образования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 481*(4) (далее - Постановление N 481).
Порядок формирования Общественного совета при ФСФР России
Согласно Положению о Федеральной службе по финансовому рынку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Соответственно, совет Общественной палаты вправе обратиться к руководителю ФСФР России с предложением о создании Общественного совета при ФСФР России. Поскольку руководство ФСФР России осуществляет Правительство РФ, то создание Общественного совета при ФСФР России осуществляется в соответствии с порядком, установленным Постановлением N 481.
Согласно Постановлению N 481 общественные советы при федеральных органах исполнительной власти могут быть созданы руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предложению совета Общественной палаты. Предложение совета Общественной палаты о создании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (далее - общественный совет), направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению. Руководитель федерального органа исполнительной власти в месячный срок со дня поступления указанного предложения направляет совету Общественной палаты Российской Федерации уведомление о согласии либо об отказе образовать общественный совет при данном органе. Общественный совет образуется в 2-месячный срок со дня направления совету Общественной палаты уведомления о согласии образовать общественный совет. Положение об общественном совете утверждается правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании данного совета. В указанном положении определяются компетенция и порядок деятельности общественного совета, а также порядок его формирования. Также в нем установлены ограничения на членство в общественном совете. В частности, не могут быть членами общественного совета лица, которые в соответствии с Законом "Об Общественной палате" не могут быть членами Общественной палаты. Члены общественного совета исполняют свои обязанности на общественных началах. Организационно-техническое сопровождение деятельности общественных советов и обеспечение участия в их работе членов Общественной палаты осуществляют федеральные органы исполнительной власти, при которых общественные советы образованы.
Общественный совет при ФСФР России образован в соответствии с приказом ФСФР России от 25 октября 2007 г. N 07-106/пз-н "Об Общественном совете участников финансового рынка при Федеральной службе по финансовым рынкам". Этим же нормативным правовым актом утверждено Положение об Общественном совете участников финансового рынка при ФСФР России (далее - Общественный совет при ФСФР России).
Общественный совет при ФСФР России формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации, представителей институтов гражданского общества, бизнеса и средств массовой информации. Членом Общественного совета при ФСФР России может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет. Не могут быть членами Общественного совета при ФСФР России лица, указанные в п. 2 ст. 7 Закона "Об Общественной палате". К числу таких лиц относятся: Президент РФ, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
лица, признанные недееспособными на основании решения суда;
лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;
лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено вследствие грубого нарушения ими Кодекса этики - по решению не менее половины членов Общественной палаты, принятому на пленарном заседании Общественной палаты. В этом случае запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава.
Члены Общественного совета при ФСФР России исполняют свои обязанности на общественных началах. Полномочия члена Общественного совета при ФСФР России прекращаются в следующих случаях:
истечения срока его полномочий;
подачи им заявления о выходе из состава общественного совета;
неспособности его по состоянию здоровья участвовать в работе общественного совета;
вступления в законную силу вынесенного в отношении его обвинительного приговора суда;
признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
избрания его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избрания (назначения) членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборную должность в органе местного самоуправления;
назначения его на государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должность муниципальной службы.
Руководитель ФСФР России определяет кандидатуры членов Общественного совета при ФСФР России и вносит изменения в состав общественного совета с учетом предложений участников финансового рынка, саморегулируемых организаций участников финансового рынка (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), общественных объединений, а также Председателя Общественного совета при ФСФР России*(5).
Председатель Общественного совета при ФСФР России, его заместитель (заместители) и секретарь избираются на организационном заседании Общественного совета при ФСФР России открытым голосованием простым большинством (от числа присутствующих). Первое заседание Общественного совета при ФСФР России должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней с даты формирования его состава
Срок полномочий членов общественного совета истекает через два года с даты первого заседания общественного совета. За два месяца до истечения срока полномочий членов общественного совета руководитель ФСФР России инициирует процедуру формирования нового состава общественного совета.
Компетенция Общественного совета при ФСФР России
Общественный совет при ФСФР России является постоянно действующим совещательно-консультативным органом. Его решения, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Персональный состав Общественного совета при ФСФР России и изменения, вносимые в него, утверждаются приказом ФСФР России. Организационно-техническое сопровождение деятельности Общественного совета при ФСФР России обеспечивает одно из управлений ФСФР России, а именно Управление развития регулирования на финансовом рынке.
Цель образования Общественного совета при ФСФР России - создание при основном регуляторе российского финансового рынка постоянно действующего совещательно-консультативного органа стратегического планирования, который будет заниматься выработкой предложений по долгосрочному развитию финансового рынка, его перспектив и наиболее приоритетных направлений развития. При этом основной задачей деятельности Общественного совета при ФСФР России является содействие ФСФР России в обеспечении защиты и согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, юридических лиц, органов государственной власти для решения приоритетных вопросов в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Для достижения цели своей деятельности и решения стоящих перед ним задач Общественный совет при ФСФР России вправе:
рассматривать инициативы граждан Российской Федерации, общественных объединений, юридических лиц, органов государственной власти в области финансовых рынков;
проводить слушания по приоритетным направлениям развития финансового рынка;
вырабатывать рекомендации по проектам приоритетных нормативных правовых актов в области финансовых рынков;
приглашать на свои заседания руководителей федеральных органов исполнительной власти, представителей общественных объединений, юридических лиц и саморегулируемых организаций участников финансового рынка (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности);
формировать рабочие группы;
взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях общественного совета, а также создавать необходимые информационные ресурсы и сайты в сети "Интернет" по освещению вопросов, связанных с перспективными направлениями развития финансового рынка.
Порядок деятельности Общественного совета при ФСФР России
Общественный совет при ФСФР России осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, согласованным с руководителем ФСФР России и утвержденным Председателем Общественного совета при ФСФР России. Основной формой деятельности Общественного совета при ФСФР России являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в полугодие и считаются правомочными при присутствии на нем не менее половины его членов. По решению Общественного совета при ФСФР России может быть проведено внеочередное, а также заочное заседание.
Решения Общественного совета при ФСФР России по рассмотренным вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов (от числа присутствующих). При равенстве голосов Председатель Общественного совета при ФСФР России имеет право решающего голоса. Решения Общественного совета при ФСФР России отражаются в протоколах его заседаний, копии которых представляются секретарем Общественного совета руководителю ФСФР России и членам Общественного совета при ФСФР России. Члены Общественного совета при ФСФР России, не согласные с решением общественного совета, вправе изложить свое особое мнение, которое в обязательном порядке вносится в протокол заседания. За 10 дней до начала заседания общественного совета ответственные за рассмотрение вопросов члены общественного совета предоставляют секретарю общественного совета информационные и иные материалы. Секретарь общественного совета за 5 дней до начала заседания общественного совета предоставляет указанные материалы руководителю ФСФР России и членам общественного совета.
Председатель Общественного совета при ФСФР России:
вносит предложения руководителю ФСФР России по уточнению и дополнению состава общественного совета;
организует работку общественного совета и председательствует на его заседаниях;
подписывает протоколы заседаний и другие документы общественного совета;
формирует при участии членов общественного совета и утверждает план работы, повестку заседания и состав экспертов и иных лиц, приглашаемых на заседание общественного совета;
взаимодействует с руководителем ФСФР России по вопросам реализации решений общественного совета;
принимает решение, в случае необходимости, о проведении заочного заседания общественного совета, решения на котором принимаются путем опроса его членов.
Заместитель Председателя Общественного совета при ФСФР России:
по письменному поручению Председателя общественного совета председательствует на заседаниях в его отсутствие (отпуск, болезнь и т.п.);
участвует в подготовке планов работы общественного совета, формировании состава экспертов и иных лиц, приглашаемых на заседание общественного совета;
обеспечивает коллективное обсуждение вопросов, внесенных на рассмотрение общественного совета.
Члены Общественного совета при ФСФР России имеют следующие права:
вносить предложения по формированию повестки дня заседаний общественного совета;
возглавлять рабочие группы, формируемые общественным советом;
предлагать кандидатуры экспертов для участия в заседаниях общественного совета;
участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;
представлять свою позицию по результатам рассмотренных материалов при проведении заседания общественного совета путем опроса в срок не более 10 дней с даты направления им материалов.
Секретарь Общественного совета при ФСФР России выполняет следующие функции:
уведомляет членов общественного совета о дате, месте и повестке предстоящего заседания, а также об утвержденном плане работы общественного совета;
совместно с Управлением развития регулирования на финансовом рынке ФСФР России обеспечивает организационно-техническое сопровождение деятельности общественного совета;
готовит и согласовывает с Председателем общественного совета проекты документов и иных материалов для обсуждения на заседаниях общественного совета;
ведет, оформляет и рассылает членам общественного совета протоколы заседаний и иные документы и материалы, совместно с Управлением развития регулирования на финансовом рынке ФСФР России;
хранит документацию общественного совета и готовит в установленном порядке документы для архивного хранения и уничтожения;
в случае проведения заседания общественного совета путем опроса его членов обеспечивает направление всем членам общественного совета необходимых материалов и сбор их мнений по результатам рассмотрения материалов.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела по организации взаимодействия
с субъектами Российской Федерации
Регионального отделения Федеральной службы по
финансовым рынкам в Юго-Западном регионе,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного управления и финансов
Института бизнеса и права ОрелГТУ,
специалист по корпоративному управлению
"Право и экономика", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон принят Государственной Думой 16 марта 2005 г., подписан Президентом России 4 апреля 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2005 г.
*(2) http://www.oprf.ru
*(3) СЗ РФ. 2006. N 32. Ст. 3539.
*(4) СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3322; Российская газета. 2005. N 173.
*(5) На момент подготовки статьи уже около 50 человек изъявили желание стать членами Общественного совета при ФСФР России. Это, главным образом, представители НАУФОР, ПАРТАД, НФА, Опора России, Российского биржевого союза, Национальной ассоциации пенсионных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общественный совет участников финансового рынка при Федеральной службе по финансовым рынкам: компетенция, порядок формирования и основы деятельности
Автор
Д.А. Вавулин - начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Автор ряда научных статей.
"Право и экономика", 2008, N 2