г. Москва |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А41-55103/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Воробьевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, ИНН: 5003021664, ОГРН: 1035000907039): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 по делу NА41-55103/12,
принятое судьей Востоковой Е.А.,
по заявлению ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области к МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (далее - МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, учреждение, школа) о взыскании финансовой санкции за предоставление недостоверных индивидуальный сведений, в размере 258 061 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ-УПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Должностным лицом ГУ-УПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области на основании представленных МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов индивидуальных сведений персонифицированного учета за период 4 квартал 2011 года был установлен факт предоставления неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем 11.04.2012 составлен акт N 74.
По результатам рассмотрения акта заместителем начальника управления 29.05.2012 принято решение N 69 о привлечении учреждения к ответственности за непредставление страхователем сведений персонифицированного учета в установленные сроки (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") в виде взыскания штрафа в сумме 139 928 руб. 40 коп.
Требованием N 69 от 25.06.2012 управление предложило учреждению в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 13.07.2012.
Поскольку добровольно сумма финансовых санкций в срок, установленный в требовании, обществом уплачена не была, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что недостоверность индивидуальных сведений выразилась только в несоответствии представленной форме документа, а также несущественных расхождениях начисленных и уплаченных страховых взносах, а также указал на тот факт, что пенсионным фондом допущены существенные нарушения при составлении решения о привлечении школы к ответственности.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в соответствующей редакции) страхователи, под которыми понимаются юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", обязаны ежегодно представлять в орган пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для персонифицированного учета.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), предусмотренные данным Федеральным законом:
за период 2002 - 2009 - один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 01.08.2010;
за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15.02.2011;
с 2011 года - ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют о каждом работающем у него застрахованном лице.
Таким образом, у юридического лица, уплачивающего страховые взносы за своих работников, применительно к отчетному периоду 4 квартал 2011 года имелась обязанность представить до 15.02.2012 сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, законодательством предусматривается два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что по отчетность МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов за 4 квартал 2011 года представлена в орган пенсионного фонда 03.02.2012 с использованием телекоммуникационных каналов связи через оператора СКБ "Контур-Экстерн", т.е. в установленный в законом срок, что подтверждается представленными в материалы дела подтверждением получения сведений ПФР от 21.10.2011, заверенным ЭЦП представителя пенсионного органа, протоколом проверки файлов от 10.02.2012.
В уведомлении об ошибках и расхождениях ГУ - УПФР N 8 по г. Москве и Московской области известило страхователя в том, что при обработке сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 4 квартал 2011 года отчетный период выявлены общие ошибки, не позволяющие разнести данные на индивидуальные лицевые счета. Страхователю предлагалось устранить выявленные ошибки и представить исправленные документы в Управление в срок до 29.02.2012.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пенсионный фонд утверждает, что не устранение выявленных ошибок послужили основанием для составления в отношении МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов акта проверки N 74 от 11.04.2012 и последующего вынесения решения от 29.05.2012 N 69 и требования от 25.06.2012 N 69 об уплате штрафа в срок до 13.07.2012.
Вместе с тем, согласно статьям 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в случае выявления нарушений в ходе проверки представленных страхователем документов, орган пенсионного фонда составляет акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Формы и требования к документам установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
В соответствии данным приказом итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать, в том числе, предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений.
Согласно представленному в материалы дела акту от 11.04.2012 N 74, полученном от пенсионного фонда, констатируется факт непредставления страхователем за отчетный период 4 квартал 2011 в установленные сроки полных, достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и предложено привлечь организацию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В мотивировочной части решения от 29.05.2012 N 69 МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов указывается на неполному (недостоверность) представленных индивидуальных сведений, однако, в чем выразилась недостоверность представленных сведений, пенсионным фондом не указано.
Кроме того, данным оспариваемым решением (в резолютивной его части) учреждение привлекается к ответственности за иное правонарушение - за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 139 928 руб. 40 коп.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в решении содержится указание на совершение обществом двух разных правонарушений, ответственность за которые установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета), а также указана иная, по сравнению с заявленными требованиями, сумма штрафных санкций.
Также, в резолютивной части вышеуказанного решения указано на то, что финансовую санкцию, указанную в пункте 1 названного решения предложено уплатить другой организации - ГБСУСО МО Островский ПНИ - в срок, указанный в требовании.
Указанные нарушения, допущенные пенсионным фондом при составлении акта проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного страхователем нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования и реализовать предоставленные страхователю права на дачу пояснений относительно выявленного нарушения.
Допущенные пенсионным фондом нарушения процедуры проведения проверки и рассмотрения ее результатов являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы проведенной в отношении МБДОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов проверки. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, и по смыслу нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Сведения о том, каким образом был рассчитан назначенный учреждению штраф, пенсионным фондом в решении от 29.05.2012 N 69 не указаны.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы инспекции основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года по делу N А41-55103/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55103/2012
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области, ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ N8 по г. Москве и МО
Ответчик: МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с угдубленным изучением отдельных предметов
Третье лицо: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Развилковская средняя общеобразовательная школа с углуленным изучением отдельных предметов
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2321/13