город Воронеж |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А36-7229/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области на решение арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2013 по делу N А36-7229/2012 (судья Дегоева О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирмы "Настюша Липецк" (ОГРН 1064813004090) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области о признании недействительным решения от 08.11.2012 N 058/005/291-2012,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Настюша Липецк" - Бузыревой Л.Д., представителя по доверенности от 02.04.2013;
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области - представитель не явился, надлежаще извещено
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Настюша Липецк" (далее - общество Агрофирма "Настюша Липецк", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) от 08.11.2012 N 058/005/291-2012 "О привлечении страхователя к ответственности".
Решением арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2013 требования общества были удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, неполное исследование доказательств по делу, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда указывает, что в ходе проверки общества Агрофирма "Настюша Липецк" им было установлено занижение базы для уплаты страховых взносов на суммы 1 267 816,19 руб. за 2010 год (период с 01.01.2010 по 31.10.2010) и 65 956,71 руб. за май 2011 года, представляющие собой стоимость питания работников на весенне-полевых работах.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а также на то, что обязанность работодателя - страхователя обеспечить питание своим работникам была предусмотрена локальными нормативными актами общества (коллективный договор на 2009-2012 годы, приказы директора общества от 13.01.2010 N и от 01.05.2011), и организация питания работников была обусловлена именно наличием трудовых отношений между ними и обществом, фонд указывает, что произведенные обществом Агрофирма "Настюша Липецк" затраты на питание работников являются доходами работников - застрахованных лиц, полученными в натуральной форме, которые подлежали обложению страховыми взносами.
При этом, как считает фонд, данные выплаты не относятся к выплатам, перечисленным в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не облагаемым страховыми взносами, поскольку не носят компенсационного характера и производятся не в связи с законодательно установленной обязанностью обеспечивать работников питанием.
Поскольку, как указывает фонд, суммы, затраченные на питание работников, в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не были отнесены к объектам обложения страховыми взносами и не были, в нарушение части 1 статьи 8 того же Закона, включены в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, в нарушение частей 3, 4, 5 статьи 15 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ с них не были исчислены и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, то, по мнению управления Пенсионного фонда, им правомерно было произведено доначисление обществу Агрофирма "Настюша Липецк" недоимки по страховым взносам, пеней и штрафных санкций за неуплату страховых взносов.
Также фонд считает, что у него имелись основания для привлечения общества к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установленной Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), поскольку, в нарушение части 6 статьи 15, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ, обществом не велся учет вознаграждений в натуральной форме и сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого было организовано питание, и данные сведения не представлялись Пенсионному фонду.
Представитель общества Агрофирма "Настюша Липецк" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители управления Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования обществом Агрофирма "Настюша Липецк" за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
В ходе проверки фонд пришел к выводу о том, что произведенные обществом в 2010-2011 годах затраты на питание работников по льготным ценам, по своей сути, являются доходами работников - застрахованных лиц, полученными в натуральной форме, которые подлежали обложению страховыми взносами. При этом фонд исходил из того, что обязанность работодателя - страхователя обеспечить питание своим работникам была предусмотрена локальными нормативными актами общества (коллективным договором на 2009-2012, приказами от 13.01.2010 N 5а и от 01.05.2011 N 5), и организация питания работников была обусловлена трудовыми отношениями.
Поскольку произведенные затраты в сумме 1 267 816,19 руб. за 2010 год (январь - октябрь 2010 года) и 65 956,71 руб. за май 2011 года не были включены в базу для начисления страховых взносов за указанные периоды, то фонд пришел к выводу о ее занижении, а также о недостоверности индивидуальных сведений, представленных обществом в части начисленных страховых взносов за 2010 год в отношении 212 застрахованных лица и за полугодие 2011 года в отношении 35 застрахованных лиц.
О выявленных в ходе проверки нарушениях фондом был составлен акт выездной проверки от 01.10.2012 N 058/005/291-2012.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных обществом возражений 08.11.2012 начальником управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области было вынесено решение N 058/005/291-2012 о привлечении страхователя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 48 309,8 руб. - за неполную уплату страховых взносов, и по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в общей сумме 466 147,97 руб. - за представление недостоверных индивидуальных сведений за 2010 и за 2011 годы.
Указанным решением обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 241 544 руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 52 515,1 руб.
Полагая, что решение фонда от 08.11.2012 N 058/005/291-2012 нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.
Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил заявленные требования исходя из того, что расходы по организации питания работников не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и не относятся к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера, соответственно, они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Также суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты носили обезличенный характер, в связи с чем у общества Агрофирма "Настюша Липецк" не имелось реальной возможности учета конкретной части стоимости потребленных продуктов каждым работником, получавшим питание.
Соглашаясь с выводом суда области о том, что спорые выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 указанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с предоставлением питания в случаях, установленных действующим законодательством, не подлежит обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает понятие трудовых отношений, под которыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Поощрения предусмотрены статьей 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Статья 164 Трудового кодекса содержит понятие компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 168.1 Трудового кодекса определено, что работникам, исполняющим свою трудовую функцию в полевых условиях, работодатель возмещает иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
При этом, как следует из этой же нормы, размеры, порядок возмещения расходов, связанных, в том числе, с полевыми работами, может устанавливаться локальными нормативными актами.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, компенсация, определенная в локальном нормативном акте в соответствии с нормами действующего законодательства, признается законно установленной.
Согласно представленному в материалы дела уставу общества Агрофирма "Настюша Липецк" основным видом деятельности общества является сельскохозяйственная деятельность - выращивание зерновых, зернобобовых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, разведение сельскохозяйственных животных.
Данное обстоятельство также было установлено и фондом при проведении выездной проверки.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что в проверенном фондом периоде общество представляло своим работникам, занятым на полевых работах, бесплатное питание на основании коллективного договора на 2009-2012 годы, предусматривающего организацию двухразового питания сотрудников общества по льготным ценам в период проведения сельскохозяйственных работ, приказов от 13.01.2010 N 5а и от 01.05.2011 N 51в, то есть, на основании локальных нормативных актов. Питание представлялось на период проведения весенне-полевых работ работникам, занятым непосредственно в полевых условиях.
Стоимость питания, как это установлено фондом, составила 1 267 816,19 руб. в 2010 году и 65 955,12 руб. в мае 2011 года.
Из акта проверки следует, что работникам, занятым на весенне-полевых работах, обществом выдавались талоны на питание стоимостью 5,0 руб. Согласно лицевым счетам работников ежемесячно фактическая стоимость предоставленного обществом питания (превышающая 5,0 руб.) удерживалась из общей суммы выплат работнику, а затем в этом же месяце удержанная сумма компенсировалась за счет средств работодателя.
Указанная компенсация учитывалась в 2010 году в сводах начислений и удержаний по заработной плате, а также отражалась обществом как по строкам 200, 300 расчета РСВ-1 ПФР (сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ), так и по строкам 210, 310 того же расчета как сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В 2011 году общество, также предоставляя работникам бесплатное питание, включало его стоимость в облагаемую базу для исчисления страховых взносов, за исключением мая 2011 года, кода стоимость бесплатного питания в сумме 65 955,12 руб. была отражена по строке 210 расчета РСВ-1 ПФР (сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом, положением об оплате труда общества не предусматривалось, что питание является одной из форм оплаты труда (частью оплаты труда) работников, работающих в полевых условиях. Согласно представленному обществом положению об оплате труда, установленной в обществе системой оплаты труда на период проведения полевых работ предусматривалось премирование работников общества, выполняющих график полевых работ, и возможность уменьшения премий при его невыполнении.
Также условие о предоставлении питания в качестве формы оплаты труда отсутствует и в трудовых договорах, представленных обществом Агрофирма "Настюша Липецк" в материалы дела.
Питание, как это установлено самим фондом при проведении проверки, представлялось работникам общества, занятым в период проведения весеннее полевых работ на полевых работах, вне зависимости от условий трудовых договоров и результатов выполнения работы.
Следовательно, поскольку расходы общества на питание работников не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение трудовой функции в рамках трудовых отношений (по трудовым договорам), а носили в рассматриваемой ситуации компенсационный характер, обусловленный особыми условиями труда при выполнении весенне-полевых работ в полевых условия, то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положения подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вывод суда области о том, что данные выплаты не носят компенсационного характера, в силу изложенного выше признается судом апелляционной инстанции ошибочным, вместе с тем, данный вывод не повлек принятия неверного решения по делу.
Также и вывод об отсутствии у общества возможности персонального учета размера предоставленных компенсаций представляется апелляционной коллегии не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку фонд при проведении проверки установил, что общество учитывало суммы компенсаций в сводах начислений и удержаний по заработной плате индивидуально по каждому работнику и в расчетных листах работников, однако, с учетом характера спорных выплат, исключающего обязанность страхователя учитывать их в облагаемой базе при исчислении страховых взносов, этот вывод также не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Отклоняя утверждение управления Пенсионного фонда о том, что предоставление питания не является компенсацией, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Из статьи 168.1 Трудового кодекса не следует, что компенсации, связанные с работой в полевых условиях, предоставляются исключительно на основании документов, обосновывающих произведенные работником расходы, в том числе, на питание. Размер возмещения и способ возмещения работнику его расходов, связанных с полевой работой, устанавливает работодатель.
Материалами дела подтверждено, что общество является сельскохозяйственным предприятием и его работники выполняли сельскохозяйственные работы в полевых условиях, в связи с чем предоставление бесплатного питания на период проведения этих работ должно расцениваться как элемент организации труда, обеспечивающий бесперебойное осуществление рабочего процесса, но не как дополнительное поощрение работников, предусмотренное системой оплаты труда.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации доказано, что предоставлявшееся обществом работникам бесплатное питание на период выполнения весенних полевых работ в соответствии с трудовым законодательством носит характер компенсационных выплат и потому не подлежит обложению страховыми взносами.
При этом то обстоятельство, что с 01.01.2011 изменилась формулировка пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ (вместо понятия выплат по трудовому договору введено понятие выплат в рамках трудовых отношений), не изменило порядок учета в облагаемой базе для исчисления страховых взносов выплат, носящих компенсационный характер, к каковым относится предоставляемое работодателям работникам бесплатное питание на период выполнения полевых работ.
С учетом изложенного, у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 229 474,70 руб. за 2010 год и в сумме 12 069,60 руб. за 2011 год, а всего - в сумме 241 544 руб.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Так как в силу положений статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу Агрофирма "Настюша Липецк" страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 241 544 руб., также неправомерным является и начисление пеней в сумме 52 515,10 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ (ее пунктом 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны ежегодно представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 того же Закона страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество застрахованного лица; дату его приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения застрахованного лица или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Так как материалами дела не доказаны ни факт неполной уплаты страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для их исчисления, ни факт представления управлению Пенсионного фонда недостоверных или неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в сумме 48 309,80 руб. - за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, и штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в сумме 466 147,97 руб. - за представление недостоверных индивидуальных сведений, в силу отсутствия неучтенных объектов обложения страховыми взносами и, соответственно, обязанности вести учет этих объектов, исчислять с них суммы страховых взносов, представлять органам Пенсионного фонда сведения об исчисленных и уплаченных с них суммах страховых взносах.
В этой связи решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области от 08.11.2012 N 058/005/291-2012 "О привлечении страхователя к ответственности" правомерно было признано арбитражным судом Липецкой области недействительным как несоответствующее нормам Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2013 по делу N 36-7229/2012 отмене не подлежит.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2013 по делу N А36-7229/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7229/2012
Истец: ООО Агрофирма "Настюша Липецк"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Липецком р-не Липецкой обл., ГУ УПФР в Липецком районе Липецкой области