г.Москва |
|
8 апреля 2013 г. |
Дело N А40-135042/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.04.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.01.2013 по делу N А40-135042/12 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "ЛУЧ" (ОГРН 1127746212923, 117546, г.Москва, ул.Медынская, д.2, корп.1, стр.2)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконными действий ДЗР г.Москвы, выраженных в отказе заключить договор купли-продажи земельного участка, оформленного письмом от 11.07.2012 N 33-5-8185/12-(0)-1, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
при участии:
от заявителя: |
Азизбекян И.А. по дов. от 04.09.2012; |
от ответчика: |
Давыдова Е.Ю. по дов. от 05.02.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛУЧ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР г.Москвы, Департамент), выраженных в отказе в заключении с ООО "Луч" договора купли-продажи земельного участка площадью 1207 кв.м. по адресу: ул. Медынская, вл.2, корп.1, стр.2, кадастровый номер 77:05:0009002:18 для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка, оформленного письмом от 11.07.2012 за N 33-5-8185/12-(0)-1; обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "Луч" договор купли-продажи земельного участка площадью 1207 кв.м. по адресу: ул.Медынская, вл.2, корп.1, стр.2, кадастровый номер 77:05:0009002:18 для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене 4 190 979, 20 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, при этом суд исходил из того, что действия ДЗР г.Москвы не соответствуют требованиям действующего земельного законодательства, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Ответчик не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что оспариваемые действия ДЗР г.Москвы являются правомерными.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на неправомерность отказа Департамента в заключении с обществом договора купли-продажи спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Луч" является собственником здания площадью 1203 кв.м. по адресу: ул.Медынская, д.2, корп.1, стр.2.
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 1207 кв.м. по адресу: ул.Медынская, вл.2. корп.1., кадастровый номер 77:05:0009002:18, предоставленном обществу по договору аренды от 24.11.1998 N М-05-012564 для эксплуатации магазина-продукты сроком до 01.04.2019. Данный договор зарегистрирован в установленном порядке.
Ранее на основании обращения заявителя распоряжением Департамента от 12.03.2012 N 853 был установлен адрес земельного участка: ул.Медынская, вл.2, корп.1, стр.2.
28.05.2012 заявитель обратился в ДЗР г.Москвы в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с заявлением о заключении договора купли-продажи запрашиваемого земельного участка.
Данное заявление вместе с необходимым комплектом документов были приняты ответчиком и согласно Выписке из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" договор купли-продажи должен был быть выдан заявителю 25.07.2012.
Ответчиком в рамках поданного заявления был подготовлен и направлен 05.06.2012 заявителю на согласование проект распоряжения ДЗР г.Москвы о предоставлении в собственность запрашиваемого земельного участка с сопроводительным письмом N 33-5-8185/12-(1)-0. Указанный проект был согласован заявителем и возвращен заявителю.
Между тем, 11.07.2012 письмом за N 33-5-8185/12-(0)-1 ответчик отказал обществу в заключении договора купли-продажи запрашиваемого земельного участка.
При этом свой отказ ответчик мотивировал тем, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0009002:18 площадью 1 207 кв.мю по адресу: ул.Медынская, вл.2, корп.1, оформлен ООО "ЛУЧ К.П.П." договором аренды от 24.11.1998 N М-05-012564 сроком до 01.04.2019 для эксплуатации магазина-продукты. По данным Департамента площадь застройки здания выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009002:18.
Также Департаментом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, было предложено обществу обратиться в службу "одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении государственной услуги города Москвы "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" с необходимым пакетом документов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Луч" в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в силу п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На основании п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п.7 ст.36 ЗК РФ).
Объектом купли-продажи в соответствии с п.1 ст.37 ЗК РФ могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Как правильно указал суд в своем решении, испрашиваемый обществом земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споры в отношении границ земельного участка отсутствуют.
При этом содержащиеся в отказе Департамента причины о наличии указанных выше разночтений, не могут являться основанием для отказа заявителю в приобретении в собственность занимаемого им земельного участка и не препятствуют утверждению разрешенного использования этого земельного участка в соответствии с действующим законодательством, что и входит в компетенцию ДЗР г.Москвы.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно отклонил указанную в отказе ДЗР г.Москвы ссылку ответчика о том, что площадь застройки здания выходит за границы земельного участка, поскольку документально данный факт ответчиком не подтвержден. Имеющиеся в материалах дела документы об установлении права землепользования подтверждают обратное: площадь застройки здания, согласно документам БТИ, составляет 821 кв.м., площадь земельного участка - 1207 кв.м.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев, прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим (п.4 ст.28 ЗК РФ).
В соответствии с ст.27 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст.27 ЗК РФ.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, если эти здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания. В случае приобретения указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Из разъяснений, данных в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае не направления исполнительным органом проекта договора собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из материалов дела усматривается, что в Департамент заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для приобретения прав на земельный участок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Департамента предусмотренных законодательством оснований для отказа ООО "Луч" в оформлении права собственности на испрашиваемый указанный земельный участок.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность примененных им оснований при совершении действий, связанных с отказом в оформлении права собственности на испрашиваемый указанный земельный участок, изложенным в письме Департамента от 11.07.2012 за N 33-5-8185/12-(0)-1.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных ООО "Луч" требований.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, в целях устранения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика повторно рассмотреть заявление общества от 28.05.2012 N 33-5-8185/12 и принять решение по вопросу оформления в собственность ООО "Луч" земельного участка площадью 1 207 кв.м. по адресу: ул.Медынская, вл.2, корп.1, стр.2, кадастровый N 77:05:0009002:18 для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка, по цене, определяемой в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" на дату подачи документов в ДЗР г.Москвы.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Нормы материального права вопреки доводам подателя жалобы применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.01.2013 по делу N А40-135042/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135042/2012
Истец: ООО "ЛУЧ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы