г. Томск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А45-24870/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю.
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 28 декабря 2012 года по делу N А45-24870/2012 (судья Карбовская И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Обь Девелопмент"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Мэрия города Новосибирска
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Обь Девелопмент" (далее- ООО "Обь Девелопмент", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее- ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области" (далее- филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по НСО), с участием третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее- Управление Росреестра по НСО) об установление кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:061396:5(0005) в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика N 0-67-У-12 от 20.06.2012 по состоянию на 25.05.2012 - 35 260 000 рублей, обязании Федерального государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГКБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области), внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:061396:5(0005), определенной на основании отчета независимого оценщика N 0-67-У-12 от 20.06.2012 по состоянию на 25.05.2012 - в размере 35 260 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 27.11.2012 к участию в деле привлечена - Мэрия города Новосибирска (далее- Мэрия) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 28.12.2012 г. Арбитражного суда Новосибирской области установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:061396:5(0005) в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика N 0-67-У-12 от 20.06.2012 по состоянию на 25.05.2012 - 35 260 000 руб., с возложением на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГКБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области) обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:061396:5(0005), определенной на основании отчета независимого оценщика N 0-67-У-12 от 20.06.2012 по состоянию на 25.05.2012 - в размере 35 260 000 рублей.
В поданной апелляционной жалобе Мэрия города Новосибирска просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения обращения истца в уполномоченный орган с предложением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка, не назначения судом судебной экспертизы, определения окончательного размера арендной платы Постановлением Администрации Новосибирской области от 21.01.2008 г. N 5-па.
ООО "Обь Девелопмент" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, а также рассмотреть дело в отсутствие истца.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частями 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ, частью 6 статьи 121 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца не нее, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Следуя материалам дела, истец, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 54:35:0613 96:5 (0005), площадью 22 896 кв.м, расположенного по адресу: г. Новосибирск, проезд Энергетиков, по договору аренды от 31.01.2007 N 60896т, заключенному по итогам аукциона. На участке возведен объект незавершенного строительства, свидетельство о государственной регистрации права от 30.06.2009 N 54АГ 656792.
Дополнительным соглашением от 04.03.2010 N 1 к Договору, зарегистрированным 26.05.2010, срок аренды был продлен до 31.01.2020.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п, утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области, в том числе в отношении арендуемого ООО "Обь Девелопмент" участка кадастровая стоимость утверждена в размере 57 623 736 рублей 96 копеек.
Данные результаты определялись на основании государственного контракта от 25.12.2009.
В соответствии с договором на оценку от 25.05.2012 N О-67-У-12 оценщиком ООО АНО "Аргумент" произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:061396:5 (005) площадью 22 896 кв.м. по состоянию на 25.05.2012, в котором рыночная стоимость земельного участка составила 35 260 000 рублей.
Общероссийской организацией оценщиков "Российское общество оценщиков" проведена экспертиза оценки, составлено экспертное заключение номер 562/2012 на отчет О-67-У-12, которым подтверждена рыночная стоимость объекта оценки и сделаны выводы, что отчет 0-67-У-12: соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт а); соответствует Федеральным стандартам оценки (пункт б); соответствует ССО-РОО 210 (пункт в); соответствует требованиям технического задания договора на оценку (пункт г); выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости можно признать обоснованными (пункт д).
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:061396:5 (005), содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежит защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную.
Суд, оценив представленные сторонами, доводы и доказательства, пришел к выводу о соответствии отчета оценки правилам Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, Федеральному закону N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). При этом доказательств о недостоверности определенной оценщиком величины рыночной стоимости объекта не представлено.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования ООО "Обь Девелопмент", суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Применительно к предмету спора, заявленные Обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такое требование обоснованно предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные истцом требования, правомерно исходил из подтверждения факта нахождения земельного участка в аренде у истца, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, что является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на оспаривание кадастровой стоимости.
Доказательств несоответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено.
Довод Мэрии г.Новосибирска о недостоверности отчета оценщика и необоснованном не назначении судом экспертизы отчета оценщика подлежит отклонению.
Арбитражным судом дана оценка представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 71 АПК РФ, при этом суд правомерно посчитал, что Обществом доказана достоверность такого отчета, а доказательств недостоверности отчета оценщика представлено не было.
Назначение судом экспертизы регламентировано статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанной нормой ограничены ситуации, в которых суд назначает экспертизу по собственной инициативе. Мэрией не приводится доводов о том, что назначение экспертизы в настоящем деле предписано законом, предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства.
Поскольку сторонами ходатайства о назначении экспертизы не заявлялось, указание представителя Мэрии в судебном заседании 26.12.2012 г. на необходимость проведения судебной экспертизы (протокол судебного заседания, л.д.24, т.2), не может быть расценено таким ходатайством в смысле статьи 82 АПК РФ, у суда не было оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе.
Ссылка Мэрии на то, что судом не дана оценка достоверности сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с отчетом оценщика и положительного заключения, которое имелось на момент утверждения результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области, также подлежит отклонению, поскольку достоверность кадастровой оценки, а также правомерность отдельных этапов ее проведения не являлись предметом рассмотрения и не имеют правового значения для рассмотрения требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой.
Довод Мэрии г.Новосибирска о необходимости применения порядка пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О, на положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности также не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела, поскольку к спорным отношениям положения статьи 24.19 не подлежат применению. Кроме того, из оспариваемого судебного акта не усматривается, что указанный довод приводился Мэрией ранее при рассмотрении дела по существу.
Указание Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О на то, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (абзац 4 пункта 2.2.), не лишает лицо, чьи права нарушены определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка в судебном порядке.
Утверждение Постановлением Администрации Новосибирской области от 21.01.2008 г. N 5-па окончательного размера арендной платы на основании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, выразившемся в установлении завышенной кадастровой стоимости земельного участка, не лишает истца права обратиться с требованием об установление рыночной стоимости арендуемого земельного участка.
Установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу N А45-18957/2010 обстоятельства, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку в деле N А45-18957/2010 Мэрией заявлялись требования о взыскании с ООО "Обь Девелопмент" задолженности по арендной плате за период с 1 квартала по 2 квартал 2010 г. по договору аренды земельного участка от 31.01.2007 г.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскание которой в доход федерального бюджета не производится, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 декабря 2012 года по делу N А45-24870/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
С.В.Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24870/2012
Истец: ООО "Обь Девелопмент"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии "Росреестра" по Новосибирской области", ФГБЮ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии "Росреестра" по Новосибирской области", ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государс венной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Мэрия г. Новосибирска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области