Без права на зачет или отсрочка по вычетам
Все давно привыкли к тому, что после оформления той или иной декларации у компании появляется сумма налога, начисленная к уплате в бюджет. Однако из этого правила есть исключение. Возьмем НДС. Довольно распространен случай, когда не фирма должна перечислить налог, а бюджет обязан его возвратить компании. Такая ситуация может возникнуть, например, при покупке большой партии товаров. Вот тут у компании и начинаются проблемы...
В 2006 году в статью 176 Налогового кодекса, которая регулирует порядок возмещения НДС из бюджета, были внесены значительные изменения. Они начали действовать с 1 января 2007 года. С этой даты бухгалтеры стали опасаться сдавать декларации по НДС, в которых сумма начисленного налога меньше, нежели вычеты по нему. В чем же причина? Все дело в относительно новых требованиях, которые упомянутая статья предъявляет к декларациям, где указан НДС к возмещению.
Налоговый кодекс Российской Федерации
1. В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения "...", полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) "...".
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
В результате такого новшества любая "отрицательная" декларация попадает под камеральную проверку. Пройти ее бывает не всегда просто. Да и сама проверка "обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению" может отнять у бухгалтера массу сил и времени. Так, в ходе "камералки" налоговый инспектор вправе запросить у компании множество документов, которые так или иначе связаны с зачетом. Это договоры с поставщиками, "первичка" на оприходованные ценности, "входящие" счета-фактуры, книга покупок и т.д. Причем конечный результат ревизии иной раз бывает весьма неожиданным. Например, компании вовсе отказывают в зачете тех или иных сумм. И отстаивать право на него приходится в суде.
Поэтому бухгалтеры пускаются на разного рода ухищрения, "размазывая" зачет по нескольким отчетным периодам и сдавая декларации, в которых указана незначительная сумма к уплате. Есть несколько способов.
Итак, для зачета налога нужно выполнить три условия:
- товары должны быть оприходованы, работы выполнены, а услуги оказаны;
- на товары (работы, услуги) есть счет-фактура поставщика;
- товары, работы или услуги необходимы для деятельности, облагаемой НДС.
При нарушении любого из этих требований НДС к вычету не принимают. Отсюда простой вывод. Чтобы получить отсрочку по зачету, достаточно хотя бы временно не соблюсти одно из них. Но сделать это нужно так, чтобы вовсе не остаться без вычета.
Оприходовать не торопись
С недавних пор зачет "входного" НДС не связан с оплатой полученных ценностей. Но это в общем случае. Из него есть несколько исключений. Одно из них - ситуация, когда факт оплаты увязан с правом собственности на товар. Возьмем договор, в котором прописан особый порядок перехода такого права от продавца к покупателю. Например, в договоре поставки может быть условие: "право собственности на товар переходит к покупателю после перечисления денежных средств поставщику. Если покупателем произведена частичная оплата, к нему переходит право собственности только на ту часть товара, расчеты по оплате которой завершены".
В результате, получив товар, вы можете самостоятельно регулировать порядок зачета "входного" НДС. Сумма "вычета" будет зависеть от количества оплаченного товара.
Пример
По договору поставки организация покупает 1000 телевизоров. Стоимость каждого из них составляет 8260 руб. (в т.ч. НДС - 1260 руб.). В договоре прописано, что покупатель получает право собственности на товары по мере их оплаты. Компания платит НДС ежеквартально. Деньги за товар были перечислены в I и во II кварталах в сумме по 4 130 000 руб. (в т.ч. НДС - 630 000 руб.).
Бухгалтер фирмы сделал записи (одинаковые и в I, и во II квартале):
Дебет 002
- 8 260 000 руб. (8260 руб. х 1000 шт.) - поступили товары;
- 4 130 000 руб. - перечислены деньги поставщику;
Кредит 002
- 4 130 000 руб. - списана с забалансового учета часть стоимости товаров;
- 630 000 руб. - учтен НДС по оприходованному товару;
- 3 500 000 руб. (4 130 000 - 630 000) - учтена стоимость товара, на который получено право собственности;
- 630 000 руб. - принята к вычету часть НДС по оприходованному товару.
Заключая подобный договор, важно учитывать, что вы не имеете права распоряжаться той частью товара, право собственности на которую к вам не перешло. То есть у вашей компании не будет возможности его продать, отдать на реализацию и т.д.
Спасительная задержка документов
Вам повезло, если ваш крупный поставщик находится в другом городе. Дело в том, что "входящие" счета-фактуры регистрируют не в тот день, когда они были оформлены, а лишь после их фактического получения. В данном случае можно попросить поставщика задержать высылку вам этого документа. То есть он должен его отправить вам по почте несколько позже, нежели он оформлен. В данном случае ни одна из сторон ничем не рискует. Поставщик зарегистрирует счет-фактуру в книге продаж и заплатит НДС с отгруженных товаров вовремя, а вы получите право на вычет позже, что ненаказуемо.
После поступления документа зарегистрируйте его в журнале учета полученной корреспонденции. И не забудьте сохранить конверт, где стоит почтовый штемпель. На нем будет указана дата поступления документа в ваше почтовое отделение. В результате вы получите полное основание зарегистрировать документ значительно позже, чем он был оформлен.
Выступаем в роли инспектора
Попробуйте себя в роли особо придирчивого налогового инспектора. Основная цель - найти в счетах-фактурах поставщика те или иные недостатки. Кстати, поможет вам в этом наша статья, опубликованная на стр. 26 этого номера журнала. В ней приведен перечень возможных дефектов этого документа.
Счет-фактуру с ошибкой вы не вправе регистрировать в книге покупок и принимать к вычету НДС по нему. В данной ситуации вам следует вернуть документ поставщику, чтобы тот внес в него исправления. Если речь идет об иногороднем продавце, то лучше вернуть документ по почте. В результате вы получите значительную отсрочку по вычету. Зарегистрировать поправленный документ нужно будет, исходя из наиболее поздней даты: момента внесения в него изменений (эта дата должна быть в нем проставлена) или получения исправленного счета-фактуры.
Обратите внимание: Налоговый кодекс устанавливает лишь крайний срок оформления этого документа при отгрузке товаров. Он составляет пять дней с момента их передачи покупателю. А вот срок исправления счета-фактуры законодательством никак не регламентирован. Он может составлять любое время. Поэтому вы можете рекомендовать поставщику с исправлениями не торопиться.
Смешанная деятельность
Проще всего получить отсрочку по возмещению тем компаниям, которые работают одновременно по двум системам налогообложения: "вмененной" и общей. По товарам, реализуемым во вмененной деятельности, "входной" НДС к вычету не принимают, а списывают на увеличение стоимости ценностей. Зачастую определить, какие товары в рамках какого режима будут проданы, со стопроцентной уверенностью нельзя. Обычно в такой ситуации всю сумму НДС принимают к вычету, а затем ее восстанавливают в части стоимости товаров, проданных в рамках "вмененной" системы. Но можно поступить и наоборот: всю сумму НДС учесть в стоимости товаров, а лишь после их продажи по обычной системе возместить налог.
И. Богатый,
налоговый консультант
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.