г. Челябинск |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А07-15956/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2013 года по делу N А07-15956/2012 (судья Давлеткулова Г.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" - Валеев С.А. (доверенность от 06.09.2012),
Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Нафиков Р.Ш. (доверенность от 12.11.2012 N 10/9531),
администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Косых Л.В. (доверенность от 16.04.2013 N 2698).
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" (далее - заявитель, ООО "Ритуал-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Минэкологии РБ), выраженного в письме от 07.08.2012 N 05/6689, об отказе в проведении аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования озером Жуково.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора к участию в деле привлечены:
- администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация Уфимского района) (определение от 14.11.2012, т. 1, л.д. 67, 68);
- отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского бассейнового водного управления (далее - отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ) (определение от 26.11.2012, т. 1, л.д. 78, 80);
- Камское бассейновое водное управление (далее - Камское БВУ), общество с ограниченной ответственностью "УралАгро" (далее - ООО "УралАгро"), федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" (далее - ФГУП РосНИИВХ) (определение от 17.12.2012, т. 1, л.д. 144, 145).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.02.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ритуал-1" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения неправильно применены нормы материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, противоречат фактическим обстоятельствам, поскольку последние, выяснены неполно. В частности, заявитель в апелляционной жалобе указывает на следующее:
- в нарушение условий ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции переложил доказывание обстоятельств, с заинтересованного лица, на заявителя;
- Минэкологии РБ, вынося оспариваемое решение в форме письма, указало на отсутствие у него компетенции по предоставлению обществу права водопользования на водный объект, сославшись на то, истребуемый водный объект не находится в собственности Российской Федерации, Республики Башкортостан или иного лица. В то же время, из отзыва Камского БВУ следовало, что в предоставленным Федеральной регистрационной службой письмом от 28.09.2012 N 14725/212 сведениям, отсутствует информация о зарегистрированном кем-либо праве собственности на водный объект - озеро Жуково. Обществом с ограниченной ответственностью "УралАгро" и администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан также не представлено доказательств принадлежности водного объекта "Жуково" кому-либо на праве собственности;
- отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ письмом от 04.02.2009 N 03/63 предоставил информацию о том, что водный объект "Жуково" является озером, что подтверждается отчетом "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково", выполненным федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов";
- арбитражный суд первой инстанции, делает противоречивый вывод о том, что спорный водный объект является обводненным карьером, а, не озером, поскольку указывает в судебном акте на то, что карьер образовался в результате разработки и добычи грунта для строительства железной дороги, одновременно указывая на то, что карьер образовался в результате добычи карбонатно-гипсовой гажи;
- в нарушением норм ст. ст. 1, 5, ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ), арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание то, что земельный участок, на котором расположен спорный водный объект, не принадлежит на праве собственности муниципальному району Уфимский район Республики Башкортостан, а, общество с ограниченной ответственностью "УралАгро" владеет данным земельным участком на праве аренды, что не предоставляет арендатору одновременно, права водопользования. На указанный земельный участок право собственности не разграничено, в кадастровом паспорте земельного участка информация о правах также отсутствует. Кроме того, береговая линия водного объекта "Жуково" выходит за границы земельного участка, в которых он расположен.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо указывает в частности на следующее: Минэкологии РБ не обладает полномочиями по заключению договора водопользования на спорный водный объект, исходя из условий ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ, п. 3 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, п. п. 1, 4 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-346; доказательства того, что спорный водный объект является федеральной собственностью и внесен в Государственный водный реестр (далее - ГВР), отсутствуют; земельный участок, расположенный в районе д. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не является федеральной собственностью и не относится к собственности Республики Башкортостан; спорный водный объект является обводненным карьером, расположенным на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, и распоряжение указанным водным объектом в силу условий ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что имеющимися в материалах дела N А07-15956/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан подтверждено, что спорный водный объект является обводненным карьером, расположенным на землях данного муниципального образования.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "УралАгро" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В отзывах на апелляционную жалобу отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского бассейнового водного управления и Камское бассейновое управление просят апелляционную жалобу удовлетворить, указывая на то, что спорный водный объект является озером, что следует из отчета "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково", выполненного в 2009 году ФГУП РосНИИВХ (Башкирский филиал), однако, в компетенцию отдела водных ресурсов не входит определение статуса водного объекта. Также данные третьи лица ссылаются на письмо федерального государственного бюджетного учреждения "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Башкирское УГМС") от 11.12.2012 N 1-18-3778, которым подтверждено, что водный объект, расположенный северо-восточнее с Жуково, является озером.
Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители ООО "УралАгро", отдела водных ресурсов по РБ Камского БВУ, Камского БВУ и РосНИИВХ, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 17.04.2013, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов и возражений на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, принимавших участие в судебном заседании 17.04.2013, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности оспариваемого заявителем решения в форме письма, вынесенного Минэкологии РБ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, ООО "Ритуал-1" письмом от 24.07.2012 N 150 (т. 1, л.д. 8) обратилось в Минэкологии РБ с просьбой об оформлении договора на право водопользования озером Жуково, расположенного в Уфимском районе Республики Башкортостан, для рекреационных целей, а также подало заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование (т. 1, л.д. 9 - 11).
Письмом от 07.08.2012 N 05/6689 (т. 1, л.д. 12) Минэкологии РБ сообщило заявителю, что предоставление прав пользования обводненным карьером, расположенным возле с. Жуково МР Уфимский район не входит в полномочия заинтересованного лица, исходя из условий ч. 2 ст. 8, ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ.
Также имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства свидетельствуют о следующем.
Из содержания акта по выбору площадок под грунтовый карьер для сооружения железнодорожного полотна путепроводных развязок и станции Дема-II по титулу строительства новой железной дороги Белорецк-Чишмы (т. 3, л.д. 5, 6) следует, что во исполнение распоряжения заместителя Председателя Совета Министров БАССР от 18.05.1971 был произведен натурный осмотр возможных мест заложения карьеров исходя из технического проекта железнодорожной линии Белорецк-Чишмы и согласно запросу Мосгипротранса от 14.05.1971 N 3011-08-2275 для отсыпки земляного полотна проектируемой станции Дема-II, второго железнодорожного пути на участке Дема-Дема-II и путепроводных развязок станции Дема. Данным актом также установлено, что на 17 км слева от автодороги Уфа-Октябрьск (в 5 км от западного парка ст. Дема) находится высокий холм между двумя оврагами площадью около 3 га. Участок расположен на территории колхоза "Дружба" Уфимского района, непригоден под посевы, используется под выгон скота на крутых склонах; полезная мощность грунта 9-10 м.
Советом Министров Башкирской АССР 12.03.1973 было принято постановление N 5-23 "Об отводе 33,57 гектара земли колхоза "Дружба" Уфимского района Башкирскому отделению Куйбышевской железной дороги под строительство станции Дема II и путепроводной развязки" (т. 1, л.д. 41, 42), согласно которому предполагалось изъятие 33,57 га из землепользования колхоза "Дружба" Уфимского района и отвод указанной площади Башкирскому отделению Куйбышевской железной дороги Министерства путей сообщения СССР под строительство станции Дема-II, путевой развязки железнодорожной линии Белорецк-Карламан с двухпутными вставками на участке Дема-Карламан и грунтовые карьеры на отсекаемых земельных участках NN 1, 2, 4.
Согласно отчету о поисках и предварительной разведке месторождений рыхлых карбонатных агрономических руд в Илишевском, Ишимбайском и Уфимском районах БАССР, проведенных в 1974 году (по работам Башкирского отряда Нерудной партии) (том 1) Башкирского территориального управления Западно-Башкирская комплексная геологическая экспедиция Министерства Геологии СССР, выполненному в 1975 году (т. 1, л.д. 44 - 46), Жуковское месторождение гипсовой и карбонатно-гипсовой гажи расположено в 12 км на ю.з. от западной окраины г. Уфы, на территории колхоза "Дружба", в 1,6 км от кладбища пос. Жуково по аз. 90 град., на первой надпойменной террасе р. Дема у тылового шва террасы. Географические координаты месторождения (привязка по скважине N 838): 54,39 с.ш., 55,48 в.д. Абсолютные отметки месторождения от 95 до 96. Месторождение приурочено к заболоченной поверхности первой надпойменной террасы р. Демы. В северо-восточной части участка имеется карьер, отрабатываются песчано-гравийные образования вновь строящейся железной дороги Белорецк-Чишмы (т. 1, л.д. 46).
Суд апелляционной инстанции при этом отмечает, что аналогичные географические координаты были приведены обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование (т. 1, л.д. 10), - в связи с чем, доводы представителя заявителя, высказанные в судебном заседании 17.04.2012, о том, что не представляется соотнести место нахождения спорного водного объекта, с карьером, разработанным на основании правовых актов, изданных Советом Министров Башкирской АССР, - судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие содержанию имеющихся в материалах дела N А07-15956/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан документов. Кроме того, исходя из содержания ретроспективных планов (т. 3, л.д. 46 - 48) также усматривается тождественность места нахождения водного объекта с местом нахождения разработанного карьера (с учетом сброса воды при гидронамыве насыпи развязок узла Дема ст. Дема-II и двухпутной вставки).
Советом Министров Башкирской АССР 09.03.1977 было принято постановление N 5-47 "Об отводе 26,70 гектара земли Башкирскому отделению Куйбышевской ордена Ленина железной дороги из землепользования колхоза "Дружба" Уфимского района для строительства железнодорожной ветки N 1, путепровода и карьеров N 9 и 10" (т. 1, л.д. 36).
Распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 16.02.1977 N 191-р (т. 1, л.д. 36) было принято предложение Уфимского райисполкома и Башкирского отделения Куйбышевской ордена Ленина железной дороги о выборе земельных участков для строительства: автодорожного путепровода, железнодорожной ветви N 1, тяговой подстанции и грунтовых карьеров для отсыпки земляного полотна по титулу строительства третьего главного пути на участке Чишмы-Дема с развитием узла Дема на землях колхоза "Дружба" Уфимского района Башкирской АССР с последующим занятием земель согласно приложению.
В приложении к данному распоряжению (т. 1, л.д. 37) также содержатся сведения об отведенной площади для разработки карьера.
Аналогичные сведения также содержатся в решении Исполкома Уфимского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от 19.10.1982 N 658 "Об отводе земельного участка для строительства объектов второго пути Белорецк-Чишма" (т. 1, л.д. 38) и приложении к данному решению (т. 1, л.д. 39, 40).
В дальнейшем хронология развития событий относительно спорного водного объекта, такова.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" обращалось в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан с заявкой на использование акватории озера Жуково, ранее, в 2011 году.
В связи с возникшими у Минэкологии РБ сомнениями относительно категории испрашиваемого водного объекта, заинтересованным лицом в отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского БВУ 07.06.2011 был направлен запрос N 05/3566 на предмет определения сведений о водном объекте и его собственнике (т. 1, л.д. 48).
Письмом от 08.06.2011 N 03/671 (т. 1, л.д. 49) отдел водных ресурсов Камского БВУ сообщил заинтересованному лицу, что основанием для выдачи сведений по водному объекту "озеро Жуково" является отчет "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково", выполненный ФГУП "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов Башкирский филиал" (БашНИИВХ), по данным которого, озеро имеет гидравлическую связь с другими водными объектами и согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации находится в федеральной собственности.
Минэкологии РБ, в связи с возникшими разногласиями между отделом водных ресурсов Камского БВУ и администрацией Уфимского района (сообщившей письмом, что спорный водный объект является карьером), 10.05.2012 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан был направлен запрос N 05/3961 (т. 1, л.д. 50) на предмет предоставления информации о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:051201:63 и 02:47:000000320 в реестре федерального имущества.
Письмом от 14.05.2012 N 04032 (т. 1, л.д. 51) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан сообщило, что по состоянию на 14.05.2012 земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:051201:63 и 02:47:000000320, расположенные в д. Жуково МР Уфимский район Республики Башкортостан не заявлены в реестр федерального имущества.
Также Минэкологии РБ 11.05.2012 обращалось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с запросом N 05/4003 (т. 1, л.д. 52) на предмет того, является ли земельный участок с кадастровым номером 02:47:051201:63, расположенный в районе д. Жуково МР Уфимский район РБ (около 2,0 км на северо-восток) республиканской собственностью. Также в указанном запросе заинтересованное лицо просило сообщить информацию о том, предоставлялся ли данный земельный участок для разработки карьера песчано-гравийной смеси для постройки железной дороги Белорецк-Чишмы, с учетом предоставленных администрацией Уфимского района документов, обосновывающих, что расположенный на данном земельном участке водный объект является обводненным карьером.
Письмом от 16.05.2012 N ИА-65/8514 (т. 1, л.д. 53, 54) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:051201:63 является обособленным земельным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000320; право собственности Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000320 не регистрировалось. Также было сообщено, что Минземимущество РБ не предоставляло данный земельный участок для разработки карьера песчано-гравийной смеси для постройки железной дороги Белорецк-Чишмы; согласно представленным сведениям обводненный карьер, расположенный в районе д. Жуково Уфимского района (около 2 км на северо-восток) находится на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; по имеющимся сведениям земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000320 в соответствии с договором аренды от 22.07.2010 N 1008-ЖУК предоставлен администрацией Уфимского района в аренду обществу с ограниченной ответственностью "УралАгро" сроком до 30.06.2035.
Минэкологии РБ 04.05.2012 обратилось с запросом N 05/3879 (т. 1, л.д. 55, 56) в ФГУП РосНИИВХ. В указанном запросе заинтересованное лицо в частности ссылалось на то, что в представленных отделом водных ресурсов Камского БВУ документах спорный объект обозначен, как "озеро Жуково", со ссылкой на отчет "О выполнении гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково" за 2009 год, выполненный ФГУП РосНИИВХ, однако, проведенная Минэкологии РБ работа показала, что на ретроспективных картах данный водный объект как озеро не обозначен, а, в проведенных Башкирским республиканским геологическим фондом изысканиях, место расположения данного водного объекта совпадает с местом расположения карьера. Сообщив ФГУП РосНИИВХ данную информацию, а также предоставив в распоряжение ФГУП РосНИИВХ копии необходимых документов (письма администрации Уфимского района, отчета о поисках и предварительной разведке месторождения рыхлых карбонатных агрономических руд в Илишевском, Ишимбайском и Уфимском районах БАССР, проведенных в 1974 году, схемы размещения карьеров в районе с. Жуково), Минэкологии РБ просило подтвердить факт выполнения ФГУП РосНИИВХ отчета "О выполнении гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково" за 2009 год, а также пояснить, ставились ли техническим заданием, задачи определения особенностей режима спорного водного объекта, а также установления типа водного объекта и его собственности; возможен ли на основании выполненной работы определить, является ли данный водный объект озером или обводненным карьером, в том числе исходя из определения озера, данного в ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши".
Письмом от 23.05.2012 N 213 (т. 1, л.д. 57) ФГУП РосНИИВХ сообщило заинтересованному лицу, что работу "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково" в 2009 году самостоятельно выполнял Башкирский филиал ФГУП РосНИИВХ; поскольку каждый водный объект индивидуален, особенности его гидрологического режима в процессе выполнения работ определялись, однако, задач установления типа водного объекта и его собственника в техническом задании не ставилось; на основании только результатов указанной работы статус данного водного объекта не представляется возможным определить. Также ФГУП РосНИИВХ сообщило Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, что анализ представленных им документов (копий: постановления Совмина БАССР от 12.02.1973 N 5-23, распоряжения Совмина БАССР от 16.02.1977 N 191-р, постановления Совмина БАССР от 09.03.1977 N 5-47, решения Исполкома Уфимского райсовета народных депутатов БАССР от 19.10.1982 N 658, "Отчета о поисках и предварительной разведке месторождений рыхлых_", том 1, текст, выполненный в 197 году Башкирским территориальным геологическим управлением (Западно-Башкирской комплексной геологической экспедицией) показал, что указанный водный объект возник в результате подтопления отработанного карьера по добыче карбонатно-гипсовой гажи; согласно справочнику "Стандартные термины в водном хозяйстве" под редакцией Н.Н. Михеева (изд. НИА-Природа, Москва, 1999), водный объект, образовавшийся в результате подтопления карьера, из которого изъяты горные породы для строительства железной дороги, иметь статус озера не может; согласно справочнику, озеро - естественный водоем с замедленным водообменном (первоисточники - ГОСТ 19179-73, пункт 176, СТ СЭВ 2263-80, пункт 215).
Действительно, исполнительному директору общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-1", отделом водных ресурсов по РБ Камского БВУ письмом от 04.02.2012 N 03/63 (т. 1, л.д. 71), для оформления прав пользования водными объектами были предоставлены имеющиеся сведения по озеру Жуково (бассейн р. Дема).
В то же время, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что спорный водный объект имеет статус озера, в связи со следующим.
Как отмечено выше, письмом Камского БВУ от 23.05.2012 N 213 было сообщено, что предметом отчета "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково" в 2009 году (имеется в материалах дела N А07-15956/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, т. 2, л.д. 71 - 86, при этом из содержания представленной копии указанного отчета не следует, что он согласован с Камским БВУ) не являлось определение статуса данного водного объекта; на основании указанного отчета статус данного водного объекта не представляется возможным определить. Следовательно, письмо отдела водных ресурсов Камского БВУ от 04.02.2012 N 03/63 содержит лишь, информацию в отношении водного объекта, заявляемого обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-1", как озеро, и предполагающегося к истребованию в целях водопользования.
Понятие водного объекта приведено в пункте 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, а именно, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
К поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ).
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 8 ВК РФ).
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).
Частью 3 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).
Согласно части 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Владение, пользование, распоряжение водными объектами отнесено к полномочиям: органов государственной власти Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности (п. 1 ст. 24 ВК РФ); органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 25 ВК РФ); органов местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 1 ст. 27 ВК РФ).
В силу условий п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ч. 1 ст. 31 ВК РФ).
В силу условий п. 3 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1404.2007 N 230 подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляют: а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей; б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта; в) орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Согласно п. п. 3.31, 3.51 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-346, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан принимает участие в использовании и охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан и заключает договоры водопользования, а также принимает решения о предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан.
С учетом вышеперечисленных норм, у Минэкологии РБ отсутствуют полномочия по распоряжению водными объектами, находящимися в собственности муниципальных образований.
Порядок ведения государственного водного реестра (далее - реестр) определен Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253.
Согласно п. 2 Положения о ведении государственного водного реестра, реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Под документированными сведениями в настоящем Положении понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее - сведения).
Реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах" (п. 6 Положения о ведении государственного водного реестра).
В силу пункта 7 Положения о ведении государственного водного реестра в раздел "Водные объекты и водные ресурсы" реестра включаются сведения: а) о бассейновых округах; б) о речных бассейнах; в) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях.
Пунктом 12 Положения о ведении государственного водного реестра установлено, что Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе:
а) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах;
б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах;
в) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима;
г) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах;
д) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и режимах использования водоохранных зон водных объектов, а также об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ);
е) Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
ж) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, осуществляющих сбросы радиоактивных веществ;
и) Федеральным агентством морского и речного транспорта - о пользовании акваториями водных объектов и береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации;
к) Федеральным агентством по недропользованию - о подземных водных объектах, в том числе об их использовании, водопотреблении и водоотведении;
л) Федеральным агентством по рыболовству - о водных объектах рыбохозяйственного значения;
м) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, о принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о рыбопромысловых участках, режимах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, в границах которых расположены водные объекты, о водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
н) органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Приказом Минприроды России от 21.08.2007 N 214 утвержден Порядок представления органами местного самоуправления сведений для внесения в государственный водный реестр (далее - Порядок, утвержденный приказом Минприроды России от 21.08.2007 N 214), - разработанный в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253, и определяющий последовательность действий по представлению органами местного самоуправления сведений, установленных подпунктом "н" пункта 12 Положения для внесения в государственный водный реестр на безвозмездной основе.
К спорным правоотношениям в рассматриваемой ситуации применяются положения пунктов 3 - 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 21.08.2007 N 214.
Административным регламентом исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 293 установлены порядок и основания внесения в реестр сведений о водных объектах, их использовании, о гидротехнических сооружениях и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, и водохозяйственных системах.
В частности, подпунктом 57.2 пункта 57 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала соответствующих вышеперечисленных действий является факт поступления сведений, представляемых для внесения в Реестр федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с порядком и составом представляемых сведений, устанавливаемыми согласно п. п. 12, 13 Положения о ведении государственного водного реестра: в территориальные органы Росводресурсов: территориальными органами Федеральной регистрационной службы, территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В случае некомплектности представленных документов должностное лицо, ответственное за внесение сведений в Реестр, подготавливает письмо за подписью руководителя (заместителя руководителя) Росводресурсов или руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела) территориального органа Росводресурсов о некомплектности представленных сведений с указанием отсутствующих сведений (п. 61 Административного регламента).
В случае если представленные документы, содержащие сведения для внесения в Реестр, комплектны, должностное лицо, ответственное за внесение сведений в Реестр, переходит к выполнению пункта 64 Регламента (п. 63 Административного регламента).
Между тем, в материалах дела N А07-15956/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан имеются доказательства фактического наличия спора между администрацией Уфимского района и Камским БВУ в лице отдела водных ресурсов по Республике Башкортостан, относительно статуса спорного водного объекта, о чем свидетельствует следующее.
Администрация Уфимского района письмом от 28.11.2011 N 848 (т. 1, л.д. 111) обратилась в отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ с просьбой о внесении в Государственный водный реестр обводненного карьера, расположенного северо-восточнее с. Жуково, к водному объекту муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (ранее аналогичная просьба была изложена в письме администрации Уфимского района от 19.05.2011 N 1946 (т. 1, л.д. 120), однако, доказательств рассмотрения данного письма отделом водных ресурсов по РБ Камского БВУ в материалы настоящего дела не представлено)).
Письмом от 23.12.2011 N 03/1434 (т. 1, л.д. 114) отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ довел до сведения администрации Уфимского района, что на основании отчета "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково", выполненных БашНИИВХ ФГУП РосНИИВХ, спорный водный объект является озером и поскольку в отделе водных ресурсов по РБ Камского БВУ имеется таким образом информация, подтверждающая статус указанного водного объекта, - на основании представленных администрацией Уфимского района документов, отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ не вправе изменить статус водного объекта.
Администрация Уфимского района продолжила обращаться в отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ с заявлениями о внесении в ГВР упомянутого выше обводненного карьера (письма от 14.02.2012 N 485 (т. 1, л.д. 116, 117), от 14.02.2012 N 499 (т. 1, л.д. 118, 119)).
Письмом от 12.03.2012 N 03/256 (т. 1, л.д. 112) отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ довел до сведения администрации Уфимского района информацию о том, что документы для внесения соответствующих сведений в ГВР, представлены не в полном объеме, в связи с чем, недостающие документы должны быть представлены в отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ в течение 15 рабочих дней.
Документы представлены администрацией Уфимского района письмами от 09.04.2012 N N 1249, 1250 (т. 1, л.д. 114, 115).
Доказательств внесения в ГВР сведений о спорном объекте по состоянию на момент рассмотрения спора в арбитражном апелляционном суде не имеется.
Между тем, информация, приведенная в письме отдела водных ресурсов Камского БВУ от 23.12.2011 N 03/1434, вступает в противоречие со сведениями, предоставленными им же, прокурору Башкирской природоохранной прокуратуры от 20.03.2012 N 01/295 (т. 1, л.д. 92 - 95, в частности, л.д. 95), согласно которым "_водный объект может быть внесен в ГВР тогда, когда информация о нем будет представлена указанными органами. Озеро Жуково не внесено в ГВР, так как в отдел водных ресурсов информация ни одним из указанных органов не предоставлялась". Кроме того, как отмечено выше, письмом от 23.05.2012 N 213 (т. 1, л.д. 57) ФГУП РосНИИВХ сообщило, что отчет "Выполнение гидрологических исследований и расчетов по озеру Жуково" в 2009 году не актуален в целях определения статуса спорного водного объекта, поскольку это не входило в число задач при выполнении гидрологических исследований. Более того, указание отделом водных ресурсов по РБ Камского БВУ в письме от 23.12.2011 N 03/1434 на то, что "спорный водный объект является озером и поскольку в отделе водных ресурсов по РБ Камского БВУ имеется таким образом информация, подтверждающая статус указанного водного объекта, на основании представленных администрацией Уфимского района документов, отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ не вправе изменить статус водного объекта", - противоречит нормам, закрепленным в пункте 12 Положения о ведении государственного водного реестра, учитывая, что отдел водных ресурсов по РБ Камского БВУ не наделен правом самостоятельного внесения в ГВР определенной информации.
Таким образом, фактически между администрацией Уфимского района и Камским БВУ имеет место быть спор о статусе водного объекта, который может быть разрешен в самостоятельном порядке, но не в рамках настоящего дела, учитывая, что арбитражный суд в данном случае не обладает компетенцией по отнесению спорного объекта к озеру, либо к обводненному карьеру.
Соответственно Минэкологии РБ на законных основаниях отказало обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" в удовлетворении заявления об оформлении договора на право водопользования спорным объектом, так как документального подтверждения наличия у заинтересованного лица компетенции распоряжаться спорным водным объектом, не имеется (в том числе исходя из упомянутых выше в настоящем судебном акте сведений об отсутствии принадлежности земельного участка к федеральной либо к республиканской собственности).
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что на указанный земельный участок право собственности не разграничено, в кадастровом паспорте земельного участка информация о правах также отсутствует, а, береговая линия водного объекта "Жуково" выходит за границы земельного участка, в которых он расположен, - не подтверждены имеющимися в деле N А07-15956/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательствами, а, следовательно, оснований для применения к спорным правоотношениям нормы, закрепленной в ч. ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ, не имеется.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не означает, что с заявителя снимается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые основываются его требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2013 года по делу N А07-15956/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15956/2012
Истец: ООО Ритуал-1
Ответчик: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан
Третье лицо: Администрация муниципального района Уфимский район РБ, Камское бассейновое водное управление - Отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ООО "УралАгро", ФГУП "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов"
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9988/13
17.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9988/13
02.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7668/13
22.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3173/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15956/12