22 апреля 2013 г. |
А79-12431/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашкой Республики - Чувашии от 24.12.2012
по делу N А79-12431/2012,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." (ОГРН 1025202395525, г. Н. Новгород, ул. Есенина, д. 10) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия лиц,
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики- Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 24.12.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Управлению в удовлетворении требования. При этом суд установил существенные процессуальные нарушения со стороны Управления при производстве по делу об административном правонарушении.
Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.12.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 27.08.2012 в адрес Управления поступила информация о реализации продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации, в универсаме "Перекресток", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 22, в котором 24.08.2012 были куплены продукты: зефир белый ванильный, филе сельди в маринадном засоле, булочка-багет с кунжутом.
На основании данной информации Управление 31.08.2012 возбудило в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении, о чем вынесло соответствующее определение.
Определением от 11.09.2012 Управление назначило санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
13.09.2012 в универсаме "Перекресток" произведен отбор образца пищевого продукта - сельди атлантической филе в масле с пряностями "Мехико", изготовленной открытым акционерным обществом ПКП "Меридиан".
Согласно заключению эксперта от 20.09.2012 N 865, составленному специалистом-экспертом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии", отобранная в универсаме "Перекресток" продукция не соответствует по количеству мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП, Управление 22.10.2012 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 1575, а 26.10.2012 обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Вместе с тем административным законодательством установлен процессуальный порядок производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 26.4 КоАП в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4 статьи 26.4 КоАП).
В силу статьи 26.2 КоАП заключение эксперта, полученное с нарушением закона, не может быть использовано в качестве доказательства наличия либо отсутствия состава административного правонарушения.
В качестве доказательства события вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП, Управлением представлено заключение эксперта от 20.09.2012 N 865, согласно которому отобранная продукция не соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с определением от 11.09.2012 о проведении экспертизы Общество было ознакомлено после его вынесения.
В частности, указанное определение получено Обществом 20.09.2012, то есть в день, когда уже была проведена экспертиза изъятых товаров и составлено заключение эксперта.
Таким образом, Общество было лишено возможности пользоваться правами, предоставленными ему статьей 26.4 КоАП.
При этих условиях, как правомерно указал суд первой инстанции, протокол отбора образца пищевого продукта от 13.09.2012, протокол лабораторных испытаний от 18.09.2012 N П-1569-П-2012, протокол об административном правонарушении от 22.10.2012 N 1575 не могут быть использованы в качестве надлежащих доказательств, так как составлены с учетом определения о назначении экспертизы от 11.09.2012.
Поскольку иных доказательств в материалы дела не представлено, суд обоснованно признал недоказанным Управлением факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал допущенные Управлением процессуальные нарушения существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП.
На этом основании суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении требования о привлечении Общества к указанной административной ответственности.
Оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине между сторонами не рассматривался, поскольку законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.12.2012 по делу N А79-12431/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12431/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской республике- Чувашии
Ответчик: ООО "Сладкая жизнь Н. Н.", представитель Зимин Е. С.
Третье лицо: ИФНС России по Канавинскому району г. Н. Новгорода, ООО "Сладкая жизнь НН"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-921/13
17.04.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12431/12
03.04.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12431/12
13.02.2013 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-921/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12431/12