г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А42-5881/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4868/2013) ООО "Кольская АЭС-Сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2012 по делу N А42-5881/2012 (судья Быкова Н.В.), принятое
по иску ЗАО "Мурманский универсальный завод"
к ООО "Кольская АЭС-Сервис"
об обязании заключить договор
установил:
Закрытое акционерное общество "Мурманский универсальный завод" (183034, Мурманск, ул. Домостроительная, д. 7, ОГРН 1065190100139, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Кольская АЭС-Сервис" (184230, Мурманская область, Полярные Зори, ул. Ломоносова, д.1, ОГРН 1105103000111) заключить договор на поставку дверей ПВХ согласно Извещению и информационной карте о проведении запроса цен.
Решением от 29.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Кольская АЭС-Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права, просило решение от 29.12.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе ЗАО "Мурманский универсальный завод" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-З "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Единый отраслевой стандарт закупок государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденный решением наблюдательного совета госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37, указывает, что открытый запрос цен не является торгами по законодательству Российской Федерации и по его итогам у заказчика (или иного уполномоченного им лица) нет обязанности заключить договор с победителем запроса цен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Кольская АЭС-Сервис" на официальном сайте в сети Интернет www.fabrikant.ru Межотраслевой Торговой Системы "Фабрикант" размещено извещение о проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку ПВХ дверей.
Организатором размещения заказа и заказчиком является ООО "Кольская АЭС-Сервис".
Начальная (максимальная) цена договора 400 000 руб.
ЗАО "Мурманский универсальный завод" подало на электронный адрес www.fabrikant.ru заявку N 1047680-01.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению и оценке заявок по торговой процедуре "Запрос цен покупателя N 120615/2690/029" от 21.06.2012, ЗАО "Мурманский универсальный завод" являлось единственным участником запроса цен, принято решение заключить с данным лицом договор, при согласовании с соответствующим уполномоченным органом, на сумму 390 000 руб.
Письмом от 29.06.2012 заказчик уведомил ЗАО "Мурманский универсальный завод" о том, что по техническим причинам и в связи с прекращением финансирования, срок производства работ по ремонту объекта, на который необходимы были двери ПВХ, переносится на неопределенное время, в связи с чем предложил заявителю не заключать договор на поставку ПВХ дверей и направил в его адрес протокол о взаимном отказе от взятых на себя обязательств.
В письме от 09.07.2012 N 076, направленном в адрес заказчика, истец, сославшись на положения Федерального закона N 94-ФЗ, указал на обязанность заказчика заключить контракт с участником размещения заказа, признанным победителем, и сообщил о готовности подписать протокол о взаимном отказе от взятых обязательств при условии возмещения затраченных для выполнения договора на поставку дверей ПВХ материалов.
Поскольку договор ответчиком не подписан, ЗАО "Мурманский универсальный завод" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязал ответчика заключить с истцом договор в редакции, предложенной ответчиком.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), целями регулирования которого являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Федеральный закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
В силу статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Решением наблюдательного совета госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 утвержден Единый отраслевой Стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В соответствии с пунктом 10.7.1 Единого отраслевого стандарта, запрос цен является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения, назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке (если составлялась с учетом положений пункта 20.3.3) и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора.
Пунктом 10.7.2 Стандарта установлено, что по итогам запроса цен у заказчика (или иного уполномоченного им лица) нет обязанности заключить договор с победителем запроса цен.
Как следует из извещения о проведении запроса цен, размещенном ООО "Кольская АЭС-Сервис" в сети Интернет, процедура закупки производится в соответствии с Единым отраслевым Стандартом закупок государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Руководствуясь положениями данного документа, заказчик в извещении о проведении запроса цен, указал, что запрос цен не является торгами по законодательству РФ и организатор имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем.
Таким образом, поскольку у заказчика, разместившего извещение о проведении запроса цен, отпала необходимость в заключении договора, ООО "Кольская АЭС-Сервис" имело право отказаться от заключения договора.
Кроме того, как обоснованно указано в апелляционной жалобе, истец не признан победителем запроса цен. ЗАО "Мурманский универсальный завод" являлся единственным участником процедуры запроса цен и, в силу пункта 5 статьи 447 ГК РФ, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Следовательно, оснований для применения в рассматриваемом случае пункта 5 статьи 448 ГК РФ не имеется.
Апелляционный суд обращает внимание, что к возникшим между сторонами правоотношениям не подлежит применению Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку ООО "Кольская АЭС-Сервис" не является заказчиком в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе ЗАО "Мурманский универсальный завод" в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с истца в пользу ООО "Кольская-АЭС Сервис".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 декабря 2012 года по делу N А42-5881/2012 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Мурманский универсальный завод" (183034, Мурманск, ул. Домостроительная, 7, ОГРН 1065190100139) отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Мурманский универсальный завод" (183034, Мурманск, ул. Домостроительная, 7, ОГРН 1065190100139) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кольская АЭС-Сервис" (184230, Мурманская область, Полярные Зори, ул. Ломоносова, 1, ОГРН 1105103000111) 2 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5881/2012
Истец: ЗАО "Мурманский универсальный завод"
Ответчик: ООО "Кольская АЭС-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5132/13
16.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4868/13
06.02.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1955/13
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-5881/12