Комментарии к нормативным документам
Письмо ФНС России от 15 октября 2007 г. N ШТ-6-03/777 "О направлении разъяснений Минфина России по вопросам, связанным с применением НДС при осуществлении капитального строительства объектов"
Новые разъяснения Минфина России касаются применения НДС при осуществлении капитального строительства.
При привлечении новых инвесторов заказчик-инвестор должен скорректировать ранее принятый к вычету НДС.
Уменьшение доли заказчика-инвестора в площади строящегося здания в связи с участием новых инвесторов приводит к необходимости восстановления ранее принятого к вычету НДС в сумме, приходящейся на площадь здания, которое передано новым инвесторам.
За период, когда заказчик принял к вычету НДС, составляется дополнительный лист книги покупок, где делается запись об аннулировании счетов-фактур, полученных от подрядных организаций. Указанные счета-фактуры регистрируются в размере суммы, на которую у заказчика сохраняется право на вычет (пропорционально стоимости его доли в площади строящегося здания). Заказчик также должен подать уточненную налоговую декларацию и перерассчитать налог.
При передаче права требования по договору строительного подряда налоговая база должна определяться в общем порядке, т.е. по пункту 2 статьи 153 НК РФ, исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих прав.
Финансовое ведомство аргументировало свою позицию тем, что в главе 21 НК РФ порядок определения налоговой базы при передаче названных имущественных прав не установлен.
Передача права требования на долю в строящемся объекте облагается НДС.
Минфин России разъяснил, что передача права требования на долю в строящемся жилом либо нежилом помещении от инвестора к соинвестору - это передача имущественных прав, облагаемая НДС в общем порядке.
Строительно-монтажные работы, выполненные подрядными организациями без участия самого налогоплательщика, НДС у заказчика не облагаются.
Суммы НДС по товарам, приобретенным в 2005 г., а использованным в СМР в 2006 г. можно принять к вычету только после постановки на учет построенного объекта.
В силу того, что статья 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ не содержит переходных положений, применимых для данного конкретного случая, такие суммы налога подлежат вычету в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г.).
Выводы о применении:
1. При привлечении заказчиком-инвестором новых инвесторов необходимо восстанавливать налог в порядке, рекомендованном Минфином России.
2. При передаче права требования по договору строительного подряда в строящемся объекте необходимо уплачивать НДС и определять налоговую базу согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ.
3. При приобретении права требования по договору строительного подряда в строящемся объекте нужно применять вычет по приобретенному имущественному праву в периоде принятия на учет построенного здания.
Письмо Минфина России от 19 октября 2007 г. N 03-11-04/3/411 "О ЕНВД"
Согласно статье 346.27 НК РФ площадь торгового зала для расчета ЕНВД при ведении розничной торговли через магазины и павильоны определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов на помещение.
В данном Письме Минфин России обращает внимание налогоплательщиков на возможность корректировки фактически используемой для торговли площади в случае отведения части площади под склад или передачи части торгового зала в аренду. При этом документы, подтверждающие такую корректировку (например, экспликация, выданная БТИ, распоряжение администрации, договор аренды), необходимо сдавать в инспекцию вместе с декларацией по ЕНВД за соответствующий период.
Выводы о применении:
Неиспользуемую часть торгового зала при применении ЕНВД можно скорректировать.
Письмо Минфина России от 10 октября 2007 г. N 03-11-05/242 "О применении индивидуальными предпринимателями УСН"
Рассматриваемое Письмо может быть интересно для всех индивидуальных предпринимателей-"упрощенцев". Согласно разъяснениям Минфина России, в случае снятия индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе (прекращения предпринимательской деятельности) и последующей регистрации в этом же году в качестве индивидуального предпринимателя правомерно применение УСН с даты постановки на учет в налоговом органе с возможностью выбора объекта налогообложения.
Напомним, что согласно пункту 2 статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут поменять выбранный ими объект налогообложения только после первых трех лет применения УСН.
Выводы о применении:
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе применять УСН и самостоятельно выбирать объект налогообложения с момента госрегистрации независимо от длительности предпринимательской деятельности и системы налогообложения при предыдущей регистрации.
Письмо Минфина России от 11 сентября 2007 г. N 03-11-04/3/359 "Об общепите"
К услугам общественного питания, облагаемым ЕНВД, с 1 января 2008 г. не будут относиться производство и реализация алкогольной продукции и пива.
Финансовое ведомство отмечает, что услуги общепита не будут переводиться на ЕНВД только в том случае, если потребителям реализуется алкогольная продукция или пиво собственного производства. Если же алкоголь и пиво покупные, предприятия общепита при их реализации по-прежнему должны уплачивать ЕНВД.
Выводы о применении:
С 2008 г. реализация предприятиями общепита алкогольной продукции и пива собственного производства на ЕНВД не переводится.
Письмо Минфина России от 16 октября 2007 г. N 03-11-05/251 "О суммах ЕСН при переходе на УСН"
В анализируемом Письме финансовое ведомство дало отрицательный ответ на вопрос о возможности признания предпринимателем при переходе на упрощенную систему налогообложения сумм ЕСН, начисленных за предыдущий период применения общего режима налогообложения.
Официальная позиция опирается на перечень расходов при применении УСН, установленный в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, который не предусматривает таких затрат, как суммы ЕСН, начисленные за периоды до перехода на "упрощенку". Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ "упрощенцы" могут учесть в расходах суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ. Однако, по мнению Минфина России, в этом случае данная норма не применяется, потому что налогоплательщики вправе учесть затраты только по тем налогам, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Выводы о применении:
Индивидуальные предприниматели (а также организации, применявшие кассовый метод), после перехода на УСН не могут учесть в расходах суммы ЕСН, уплаченные за предыдущий период.
Письмо Минфина России от 10 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/655 "О затратах на размещение рекламы на квитанциях по оплате квартир"
По мнению Минфина России затраты на размещение рекламы на квитанциях по оплате квартир не могут признаваться расходами по рекламе.
Для обоснования своей позиции Минфин России ссылается на Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Согласно статье 3 Закона, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация же, размещаемая на квитанциях по оплате квартир, не соответствует определению рекламы (предназначена для конкретных лиц), поэтому затраты организации не признаются расходами на рекламу и не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Выводы о применении:
Организация, размещающая свою рекламу на квитанциях по оплате квартир не вправе признавать расходы по ее размещению.
Письмо Минфина России от 23 октября 2007 г. N 03-07-11/512 "О НДС при УСН"
Организации и предприниматели, которые перешли на УСН и не признаются плательщиками НДС, обязаны все равно уплатить налог в бюджет в том случае, если они выставили покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога (пункт 5 статьи 173 НК РФ). В рассматриваемом Письме Минфин России отмечает, что согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ в данном случае необходимо также представить в налоговую инспекцию и декларацию по НДС.
Действительно, в соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налоговая декларация должна подаваться в том числе и теми организациями и предпринимателями, которые не признаются плательщиками НДС, но которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой налога покупателям.
Выводы о применении:
Организации и предприниматели, применяющие УСН, но выставившие счета-фактуры, должны подать декларацию по НДС.
Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Наряду с уже существующими особыми экономическими зонами будут созданы ОЭЗ еще одного типа - портовые. Они будут устраиваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, международных аэропортов, на территориях, предназначенных для строительства или реконструкции таких портов (часть 2.2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ). Срок, на который будут создаваться портовые ОЭЗ, - 49 лет (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ). В связи с особенностями данного режима соответствующие изменения вносятся также в НК РФ по части уплаты НДС и акцизов. Новые правила начнут применяться с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 04 ноября 2007 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с уточнением порядка применения налоговой ставки в размере 0 процентов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники"
Вносимые Законом поправки в налоговое законодательство направлены на уточнение порядка применения нулевой ставки НДС теми налогоплательщиками, которые занимаются производством и обслуживанием космической техники, однако изменения коснутся не только предприятий космической отрасли, но и практически всех плательщиков НДС.
1. НДС при расчетах собственным имуществом: вычет производится в сумме, указанной в платежном поручении;
2. Экспортная предоплата и авансы по освобожденным от обложения НДС операциям не должны включаться в налоговую базу;
3. Нулевая ставка НДС применяется по товарам, работам, услугам, используемым в космической деятельности.
Выводы о применении:
Приведенные нововведения вступят в силу с 1 января 2008 г.
Письмо ФСС России от 10 октября 2007 г. N 02-13/07-9665 "О взносах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний"
По мнению ФСС России взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний нужно платить не только с сумм оплаты труда, но и с других выплат, непосредственно не связанных с результатами трудовой деятельности. Исключение составляют лишь те выплаты, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765 (далее - Перечень). Перечень этих выплат является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К примеру, премии к юбилейным датам работников и стоимость подарков к ним в Перечне не упомянуты. Поэтому на указанные суммы нужно начислять страховые взносы.
Выводы о применении:
Организация, которая производит в пользу своих работников выплаты, непосредственно не связанные с оплатой труда и не указанные в Перечне, должна уплачивать страховые взносы.
Письмо ФНС России от 05 сентября 2007 г. N 02-7-12/356 "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ и главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 июля 2007 г. вправе продолжать работу только те игорные заведения, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством (части 1, 2, 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ). В частности, в казино должно быть установлено не менее десяти игровых столов, а в зале игровых автоматов - не менее пятидесяти игровых автоматов (подпункты 4 и 8 части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ).
Поскольку игровой стол и игровой автомат - это объекты обложения налогом на игорный бизнес (пункт 1 статьи 366 НК РФ), налоговое ведомство пояснило, что если по состоянию на 1 июля 2007 г. игровое заведение соответствует всем необходимым условиям, то после указанной даты налоговые инспекции не могут отказывать их владельцам в регистрации установки новых или выбытия действующих объектов налогообложения (с учетом упомянутых ограничений).
Также в Письме подчеркивается, что объект считается выбывшим, если физически отсутствует в игорном заведении. Если же объекты временно не используются из-за приостановления хозяйственной деятельности игорного заведения, их нельзя признать выбывшими. Поэтому в такой ситуации у налогоплательщика нет оснований обращаться в инспекцию с заявлением о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения.
Выводы о применении:
Если объекты налогообложения временно не используются из-за приостановления деятельности, то налогоплательщик не вправе заявлять об изменении количества объектов налогообложения и, следовательно, должен продолжать уплачивать налог по этим объектам.
Письмо Минфина России от 03 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/767 "Об амортизируемом имуществе"
Согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ с 1 января 2008 г. амортизируемым будет признаваться имущество с первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб., а не 10 тыс. руб., как ранее. Следовательно, по имуществу со стоимостью 20 тыс. руб. и менее не будет начисляться амортизация, затраты на его приобретение можно будет единовременно учесть как материальные расходы (согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ).
Минфин России в комментируемом Письме отмечает, что расходы на приобретение имущества организация должна учитывать в соответствии с порядком, действующим на момент введения имущества в эксплуатацию. Значит расходы по приобретенному в 2007 г. имуществу стоимостью до 20 тыс. руб., которое было введено в эксплуатацию после 1 января 2008 г., можно будет учесть единовременно.
Выводы о применении:
Если имущество стоимостью до 20 тыс. руб. приобретается в 2007 г., а вводится в эксплуатацию в 2008 г., расходы на его приобретение признаются единовременно.
Письмо Минфина России от 30 октября 2007 г. N 03-03-06/1/745 "Об учете расходов, связанных с благоустройством прилегающей территории"
Минфин России высказал мнение по вопросу учета расходов, связанных с благоустройством прилегающей территории. Согласно официальной позиции ни капитальные, ни текущие расходы на благоустройство территории в целях налогообложения не учитываются. Как отмечает финансовое ведомство, понятие "благоустройство территории" нигде не раскрывается. Поэтому нужно применять его общепринятое значение, понимая под расходами на благоустройство затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на ее территории. В обоснование своей точки зрения финансовое ведомство ссылается на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ: не амортизируются объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты. Что касается затрат текущего характера, то они, по мнению Минфина России, не направлены на получение дохода и поэтому не отвечают критериям расходов, установленным статьей 252 НК РФ.
Выводы о применении:
Организация, которая несет затраты по благоустройству прилегающей территории не должна признавать их в целях налогообложения.
Письмо Минфина России от 07 ноября 2007 г. N 03-07-11/556 "Об обязательных реквизитах счета-фактуры"
Одним из обязательных реквизитов счета-фактуры, заполняемого при отгрузке товара, в счет которого была получена предоплата, является номер платежно-расчетного документа. Такое требование содержится в подпункте 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Банковскими же правилами предусмотрено следующее: если номер состоит более чем из трех цифр, то платежные поручения идентифицируются по трем последним цифрам, которые должны быть отличны от "000" (приложение 4 к Положению Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П). В связи с этим Минфин России разъяснил, что суммы НДС по счету-фактуре, в строке 5 которого указан трехзначный номер платежно-расчетного документа, принимаются к вычету на общих основаниях.
Выводы о применении:
Если расчеты производились на условиях предоплаты, в счете-фактуре можно указывать только три последние цифры номера платежного поручения.
Приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2008 год"
Рассматриваемый Приказ устанавливает коэффициент-дефлятор для целей УСН в 2008 г. равным 1,34. Величина коэффициента большая и заметно превышающая значение 2007 г. (1,241), из чего можно сделать вывод, что и в 2008 г. Минфин России будет настаивать на применении для УСН лишь одного, установленного на текущий год, значения коэффициента.
Предельный размер доходов за 9 месяцев 2008 г., при которых организация сможет перейти на УСН с 1 января 2009 г., в таком случае будет равен 20 100 тыс. руб. (15 млн. руб. x 1,34). А в течение 2008 г. организации и предприниматели утратят право применять УСН, если их доходы превысят 26 800 тыс. руб. (20 млн. руб. x 1,34).
Выводы о применении:
На 2008 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН установлен в размере 1,34.
И.В. Перелетова,
Генеральный директор
ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
"Консультант бухгалтера", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru