г. Чита |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А19-12145/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Клочковой Н.В, Макарцева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашиевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2012 года по делу N А19-12145/2012 по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 18, ОГРН 1020300983702, ИНН 0326012322) к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" (место нахождения: 665805, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Первый промышленный массив промзона тер., 54 квртал,7, ОГРН 1083808002706, ИНН 3811118707) о взыскании 19 666, 70 руб. (суд первой инстанции: судья Коломинова Н.Ю.),
при участии в судебном заседании: от истца: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" о взыскании 19 666 рублей 70 копеек ущерба, причиненного автомобильным дорогам в результате осуществления ООО "Транспортная компания "Сибирь" перевозки тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге "Байкал" с превышением допустимой нагрузки на оси и по полной массе автомобиля без специального разрешения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2012 года исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что поскольку факт нарушения водителем Стешенко А.В., управлявшим транспортным средством, принадлежащим ответчику, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, ООО "Транспортная компания "Сибирь" в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм обязано возместить ущерб, причиненный дорогам общего пользования (в настоящем случае - федеральной автодороге М-55 "Байкал") в результате перевозки тяжеловесного груза без получения разрешения на такую перевозку в установленном порядке. Размер ущерба исчислен истцом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", с учетом степени превышения осевой массы автотранспортного средства над установленными нормами и расстояния, пройденного автотранспортным средством.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2012 года по делу N А19-12145/2012 Арбитражного суда Иркутской области отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями и сведениями сайта Почты России. Истец направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.08.2010 автомобиль СКАНИЯ, государственный регистрационный номер р346оу38, в нарушение пункта 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, разработанной и утвержденной Министерством транспорта России 27.05.1996, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал".
27.08.2010 в 11 часов 00 минут на пункте весового контроля, расположенного на 443 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-55 "Байкал", инспекторами Управления государственного автомобильного и дорожного надзора по Республике Бурятия произведено взвешивание вышеуказанного транспортного средства.
Установлено, что при допустимой полной массе транспортного средства 38 474 тонны, фактическая масса автомобиля составила 47 400 тонны, при допустимой нагрузке на вторую ось 7 043 тонны, фактическая осевая нагрузка составила 8 650 тонны, при допустимой нагрузке на третью ось 7 042 тонны, фактическая осевая нагрузка составила 8,300 тонны, при допустимой нагрузке на четвертую ось 7 541 тонны, фактическая осевая нагрузка составила 8 150 тонны, при допустимой нагрузке на пятую ось 7 542 тонны, фактическая осевая нагрузка составила 8 300 тонны, при допустимой нагрузке на шестую ось 7 540 тонны, фактическая осевая нагрузка составила 8 050 тонны.
Согласно акту от 27.08.2010 N 358 размер нанесенного ущерба составил 27 652 рубля.
В связи с допущенной ошибкой при составлении акта и расчете размера причиненного ущерба был произведен новый расчет, согласно которому сумма причиненного ущерба составила 19 666 рублей 70 копеек.
В добровольном порядке ущерб возмещен не был.
Полагая, что ущерб причинен по вине ООО "Транспортная компания "Сибирь", ФКУ "Байкалуправтодор" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным иском.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо установить наличие вины причинителя вреда, неправомерность действий (бездействия), размер убытков, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Частями 1, 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого владельцем автомобильных дорог, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения дорожного движения.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования регулируется положениями Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, разработанной и утвержденной Министерством транспорта России 27.05.1996 (в редакции приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 22.01.2004 N 8, от 21.07.2011 N 191).
Для целей поименованной Инструкции согласно пункту 1.2 под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 к Инструкции.
Согласно пунктам 1.4, 2.1 Инструкции, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений (разовых или на определенный срок), выдаваемых соответствующими дорожными органами, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства, на основании заявлений грузоперевозчиков.
Пунктом 1.6 Инструкции предусмотрено, что с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по сети автомобильных дорог Российской Федерации, взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на то, что он не являлся владельцем транспортного средства в момент перевозки грузов.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ООО "Транспортная компания "Сибирь" заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии договора аренды транспортного средства без экипажа N ТКС-23/2010 от 12.01.2010, копии паспорта транспортного средства 50 МН 526698, копии паспорта транспортного средства 78 ТВ 008347, копии приказа о направлении работника в командировку от 08.06.2012 N 17, копии командировочного удостоверения от 08.06.2012 N 02, приказ о предоставлении отпуска работнику от 08.06.2012 N 16. Протокольным определением от 25.09.2012 представленные документы приобщены к материалам дела.
Ответчиком в материалы дела также представлены доказательства направления истцу названных документов. Определениями от 21.02.2013, от 25.03.2013 суд апелляционной инстанции предлагал истцу представить пояснения по доводам о том, что автомобиль в спорный период был передан по договору аренды транспортного средства без экипажа N ТКС-23/2010 ООО "СибТранс". Никаких пояснений, возражений, ходатайств и заявлений от истца не поступило.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 25, 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Согласно договору аренды транспортного средства без экипажа N ТКС-23/2010 от 12.01.2010 автомобиль СКАНИЯ, государственный регистрационный номер р346оу38, в спорный период был передан ООО "СибТранс". Автомобиль был передан по акту приема-передачи от 12.01.2010. Достоверность договора аренды от 12.01.2010, а также акта приема-передачи транспортного средства в установленном порядке не оспорена.
Таким образом, на момент обнаружения причинения вреда автомобильной дороге, принадлежащей Учреждению, владельцем транспортного средства являлось не ООО "Транспортная компания "Сибирь", а ООО "СибТранс".
В соответствии со статьей 648 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании п.2 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ с принятием нового решения об отказе в иске.
При подаче апелляционной жалобы ответчика уплатил платежным поручением N 603 от 09.08.2012 госпошлину в размере 1000 руб., и при подаче кассационной жалобы 2000 руб. (п/п N 969 от 26.11.2012).
На основании ст.ст.333.21, 333.22 Налогового кодекса РФ ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме 3000 руб. и в доход федерального бюджета - государственная пошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.07.2012, принятое по делу N А19-12145/2012, отменить, принять новое решение.
В иске отказать.
2.Взыскать с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Сибирь" судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме 3000 руб.
3. Взыскать с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
4.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
5.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12145/2012
Истец: ФГУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "Транспортная компания "Сибирь"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4121/12
05.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6152/12
01.10.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4121/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12145/12