Тула |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А62-2919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Капустиной Л.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии от открытого акционерного общества "Измеритель" (ОГРН 1026701422076; ИНН 6731036814) Климовой Е.А. (доверенность N 254 от 09.01.2013), Бежко А.Б. (доверенность N 197 от 17.01.2013), в отсутствии представителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013 по делу N А62-2919/2012 (судья Алмаев Р.Н.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Измеритель" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Измеритель") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее - Территориальное управление, ответчик), связанные с отказом Обществу в приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013 исковые требования удовлетворены. Действия Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, связанные с отказом Открытому акционерному обществу "Измеритель" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5 признаны незаконными.
Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Смоленской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Измеритель" (ОГРН 1026701422076; ИНН 6731036814) путем принятия решения о предоставлении за плату в собственность ОАО "Измеритель" земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5 в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Смоленской области просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает, что действовало в соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, предприняло необходимые меры по направлению в адрес Росимущества заявления о приватизации земельного участка и не может оценивать ответ Росимущества о том, что оснований для выкупа земельного участка не имеется.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
31.08.2011 года ОАО "Измеритель" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации подало заявку в Территориальное управление на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, площадью 155087 кв.м., расположенного по адресу Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5, приложив документы согласно описи, в том числе свидетельство о праве собственности общества на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, копию Свидетельства о праве бессрочного пользования землей от 12.05.1999 г. N 19338.
17.01.2012 года ОАО "Измеритель" получило от Территориального управления решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером, 67:27:0030904:25 в собственность (исх. N 04-17/КС от 10.01.12 г.) со ссылкой на то, что основной вид деятельности Общества, указанный в Уставе заявителя разработка оборонной продукции и согласно пункта 2 Указа Президента РФ от 24.01.98 г. N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне", к объектам оборонной промышленности отнесены предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения.
Отказ Территориального управления в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25 послужило основанием для обращения истца в суд с указанным иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО "Измеритель" (свидетельство о государственной регистрации N 7969 от 06.09.2000 года) преобразовано из государственного завода "Измеритель" и является правопреемником всех его прав и обязанностей (пункт 1 Устава Общества).
Преобразование Общества происходило в соответствии с Постановлением Правительства N 1347 от 14.11.1998 года. В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Смоленский завод "Измеритель" исключен из перечня предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена (т. 104-105).
Согласно Свидетельства о праве бессрочного пользования землей N 19338 от 12.05.99 г. Смоленскому заводу "Измеритель" правопреемником которого является ОАО "Измеритель" в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5 для производственной зоны (л.д. 14, том 1).
Испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок размежеван и поставлен на кадастровый учет за кадастровым номером 67:27:0030904:25.
ОАО "Измеритель" является собственником 20 объектов недвижимости находящихся на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030904:25, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации и сторонами не оспаривается (л.д. 15-34, том 1).
В подтверждение факта принадлежности на праве собственности объектов недвижимости и правомерности формирования границ испрашиваемого земельного участка, на котором расположены эти объекты, Общество представило в уполномоченный орган соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Согласно части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период обращения с заявлением о предоставлении в собственность) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ указанный срок был продлен до 1 июля 2012 года.
Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" ОАО "Измеритель" было включено в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, однако Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" исключено из данного перечня.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами судом первой инстанции о том, что истец не является стратегическим предприятием.
В пункте 2 статьи 7 Устава Общества указан 41 вид деятельности, которым оно вправе заниматься (л.д.46-47, том 1). Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 02.04.2012 года N 4320 Общество осуществляет 24 вида экономической деятельности и ни один из этих видов не относится к разработке оборонной продукции (л.д.35-41, том 1).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке кадастровый номер 67:27:0030904:25 указанный участок относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование - для производственной зоны.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление ограничений прав собственников земельных участков.
Доказательств того, что в отношении земельного участка, находящегося у Общества на праве бессрочного (постоянного) пользования было принято решение об ограничении оборотоспособности - не представлено.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) (далее - Положение от 05.06.2008 N 432).
В соответствии с пунктом 4 Положения от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Смоленской области таким органом является Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Смоленской области.
Полномочия управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 Территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков. При этом внутриведомственные отношения между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами не должны служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом, и обоснованием нарушения данного права.
Кроме того, судами учтено, что ответчиками был нарушен установленный для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность срок, который исходя из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не может превышать одного месяца со дня поступления заявления от заинтересованного лица независимо от того, находится ли земельный участок в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Согласно подпунктам "б" и "ж" п. 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (в редакции, действовавшей в период осуществления оспариваемых действий), Территориальное управление по поручению Федерального агентства:
- осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе:
принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;
определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;
определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;
выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод ответчика о том, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4.8 приказа Росимущества N 63 от 05.03.2009 (редакция от 31.01.2012) Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар по поручению Федерального агентства, поскольку в период осуществления оспариваемых действий действовала редакция Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, где подпункт "ж" пункта 4.8 указанного Положения не содержал специального требование к площади земельного участка.
При этом суд области правильно указал, что предусмотренная ведомственными актами процедура предоставления земельного участка в собственность не может продлевать установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок для принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на получение в собственность земельного участка.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление, отказав заявителю в приватизации спорного земельного участка, не представило суду каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность своего отказа.
Суд области правильно отметил, что переписка, сложившаяся между заявителем и Территориальным управлением по вопросу приватизации испрашиваемого земельного участка, также свидетельствует о том, что отказ Обществу в выкупе земельных участков основан на предположениях и сомнениях органа государственной власти, уполномоченного на решение этого вопроса.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Позиция заявителя жалобы о том, что истец осуществляет производство оборонной промышленности получила правильную оценку суда области, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 истец исключен из перечня стратегических предприятий и в выписке из ЕГРЮЛ не содержится разрешенных истцу видов деятельности, относящихся к разработке оборонной продукции. С учетом изложенного, указание на изготовление оборонной продукции в уставе общества является декларативным, не относящимся к фактической деятельности общества и само по себе не может являться основанием для отказа истцу в реализации права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.
Ссылка заявителя жалобы на позицию Росимущества по выкупу спорного земельного участка также является несостоятельной, поскольку именно ответчик наделен полномочиями по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность и ведомственная подчиненность не может являться препятствием для реализации истцом права на приобретение в собственность данного земельного участка.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24 января 2013 года по делу N А62-2919/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Каструба |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2919/2012
Истец: ОАО "Измеритель"
Ответчик: Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Смоленской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в РФ, ЗАО "Измеритель-Авто"
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2189/13
17.04.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1149/13
06.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1149/13
24.01.2013 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2919/12