г. Воронеж |
|
8 сентября 2009 г. |
Дело N А64-5204/08-21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.09.2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей: Безбородова Е.А., Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
от ПК "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем": Полякова Н.А., начальник отдела капитальных вложений, доверенность N 29-юр/1 от 30.07.2009 г.; Иноземцева Т.В., начальник юридического отдела, доверенность N 29-юр от 11.01.2009 г.;
от ТУФА УГИ по Тамбовской области: Петровичева С.Л., начальник отдела правового обеспечения, кадров, бухгалтерского учёта, доверенность N 18 от 10.08.2009 г.;
от КУИ Тамбовской области: Кораблёв Д.Н., начальник юридического отдела, доверенность б/н от 05.03.2009 г.;
от ЗАО "Аудит-Инвест" представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от ТОГОУ СПО "Железнодорожный колледж представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2009 по делу N А64-5204/08-21 (судья Краснослободцев А.А.) по иску производственного кооператива "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области, при участии в качестве третьих лиц закрытого акционерного общества "Аудит-Инвест", комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Железнодорожный колледж", о признании права собственности с определением долей,
УСТАНОВИЛ:
Производственный кооператив "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" (далее - истец, ПК "Милорем") обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (в настоящее время ТУФА УГИ в Тамбовской области, далее - управление, ответчик) о признании права общей долевой собственности на здание колесного цеха по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Привокзальная, д. 1 с определением доли в праве собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, были привлечены закрытое акционерное общество "Аудит-Инвест", комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Железнодорожный колледж".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2009 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
ПК "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции от 19.05.2009 года и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив его исковые требования.
В судебном заседании представители заявителя апелляционной жалобы поддержали ее доводы, просили признать за ПК "Милорем" право на 2487/5000 доли в праве собственности на здание колесного цеха, находящегося по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Привокзальная, 1, литеры К, К1.
Представитель ТУФА УГИ в Тамбовской области и представитель комитета по управлению имуществом Тамбовской области доводы апелляционной жалобы отклонили и, указав на законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2009 года, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
ЗАО "Аудит-Инвест" и ТОГОУ СПО "Железнодорожный колледж" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 28.04.2009 года объявлялся перерыв до 04.09.2009 года.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия нашла решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2009 года подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 02.12.1992 года арендное предприятие Мичуринский локомотиворемонтный завод заключило с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом договор аренды имущества завода сроком до 31.12.1995 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 522 от 24.07.1992 года была утверждена Государственная программа реализации постановления "О развитии и повышении качества пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". Программой было предусмотрено увеличение производственных мощностей по капитальному ремонту электропоездов и их оборудования за счет реконструкции и технического перевооружения ряда заводов, в том числе Мичуринского локомотиворемонтного завода для обеспечения потребностей в запасных частях и оборудовании. Капитальные вложения должны были осуществляться в 1993-1998 годах в объеме 35 млн. руб. за счет средств государственного внебюджетного инвестиционного фонда и иных источников финансирования.
Совместное финансирование было подтверждено Указанием МПС N Н-678у от 02.08.1994 года и письмом МПС N С-6-26 от 15.07.1997 года, согласно которому оплата строительных, проектных и других работ должна была осуществляться за счет собственных средств ЛВЗ и в пределах лимита инвестиционного фонда МПС.
Проект реконструкции и технического перевооружения завода 1 очереди был утвержден Министерством путей сообщения указанием N Н-956у от 25.11.1994 года.
17.04.1995 года между обществом с ограниченной ответственностью "Мичуринский локомотиворемонтный "Милорем" (правопреемником арендного предприятия Мичуринский локомотиворемонтный завод) и Государственным комитетом по управлению государственным имуществом был заключен договор аренды N 71б имущественного комплекса Мичуринского локомотиворемонтного завода остаточной стоимостью 62 494 219, 967 тыс. рублей по состоянию на 01.01.1990 года.
В соответствии с пунктом 4.2.1 договора, арендатору было предоставлено право с согласия арендодателя вносить изменения в состав и структуру государственного имущества, переданного по договору аренды, а также имущества коллективной собственности.
В 1998 году стороны заключили дополнительное соглашение к договору N 71б от 07.04.1995 года, согласно которому, в связи с преобразованием ООО "Мичуринский локомотиворемонтный завод", арендатором с 22.06.1998 года выступал производственный кооператив "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем".
Дополнительным соглашением N 12, заключенным с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Тамбовской области были внесены изменения относительно размера остаточной стоимости арендуемого имущества (170 536 тыс. руб.) и арендной платы (175 965 руб. в месяц без НДС) с 01.01.2004 года.
В связи с отсутствием финансирования с 1998 по 2003 год строительство не осуществлялось.
30.12.2003 года ПК "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" обратился в комитет по управлению имуществом по Тамбовской области с просьбой о заключении инвестиционного проекта по завершению строительства колесного цеха. Письмом от 02.02.2004 года комитет по управлению имуществом по Тамбовской области в целях инвестирования дальнейшего строительства предложил передать здание на баланс ГОУ "Профессиональное училище N 20" и согласовать разрешение с Минобразования РФ.
Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности и может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) (ст. 244 ГК РФ). Долевая собственность может быть установлена по соглашению сособственников или на основании решения суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ).
В соответствии со статьями 218, 245, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации нежилые помещения, созданные в результате инвестиционной деятельности, являются общей долевой собственностью ее участников, доли которых подлежат определению на основании закона либо по соглашению между ними, либо по решению суда.
В статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусмотрено, что инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии со статьей 3 этого Закона объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
В соответствии с положениями статьями 6, 8 Закона РСФСР от 26.06.1991 года N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности несколькими инвесторами является возникновение у инвесторов права общей совместной собственности на объект инвестиций до завершения его строительства, а после его завершения общей долевой собственности на результат инвестиций. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора, заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 и пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с последующими изменениями) инвесторами могут быть физические лица, которые вправе осуществлять капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в объекты, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
02.04.2004 года ТУ Минимущества по Тамбовской области сообщило об отказе в даче согласия на заключение инвестиционного договора и целесообразности решения вопроса о приватизации всего арендуемого имущества путем создания открытого акционерного общества.
Распоряжением ТУ Министерства имущественных отношений РФ по Тамбовской области N 99-р от 27.04.2004 года часть здания колесного цеха площадью 942 кв.м. стоимостью 2 966 400,8 руб. была передана Государственному образовательному учреждению НПО "Профессиональное училище N 20", которое 14.01.2005 года было преобразовано в Областное государственное образовательное учреждение НПО ПУ N 20.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта N 1505 от 30.12.2004 года, здание колесного цеха по ул. Привокзальная, 1 г.Мичуринска общей площадью 7 338,2 кв.м. комиссией с участием специалистов завода, контролирующих органов и представителей органа местного самоуправления, было принято в эксплуатацию.
24.03.2005 года ПК "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" обратился к руководителю ТУФА УФИ по Тамбовской области с предложением разрешить вопрос о закреплении долей в праве собственности на завершенный строительством объект - здание колесного цеха, сообщив, что ПК "Милорем" вложил 16,3 млн. руб. в его строительство.
13.07.2005 года письмом N 161/37 ПК "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" направил в адрес руководителя ТУФА УФИ по Тамбовской области технический паспорт здания и межевое дело и просил заключить соглашение о закреплении долей. В ответ на данное обращение ТУФА УФИ по Тамбовской области письмом N 2993 от 10.08.2005 года в целях заключения соглашения просило предоставить всю необходимую техническую документацию и документы, подтверждающие финансирование строительства.
14.06.2006 года в ответ на обращение от 22.05.2006 года ТУФАУФИ по Тамбовской области предложило направить заявление на имя руководителя, документы, подтверждающие право пользования земельным участком, разрешение на реконструкцию и на ввод здания в эксплуатацию, а также соглашение о реконструкции и определении долей. 17.07.2006 года управление сообщило о необходимости согласования вопроса о распределении долей с ОАО "Российские железные дороги", затем, 29.09.2006 года о том, что имущественный комплекс завода не был передан ОАО "РЖД" и относится к имуществу казны Российской Федерации.
29.09.2006 года ТУФА УФИ по Тамбовской области запросило дополнительно предоставить отчет о рыночной стоимости введенного в эксплуатацию объекта и о рыночной стоимости собственных средств кооператива, затраченных при строительстве, выполненный независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для направления его на проверку для принятия решения по вопросу общей долевой собственности в Росимущество.
07.12.2006 года ПК "Милорем" направило, помимо прочих документов, отчет, выполненный ООО "Консоль" N 048-06 от 20.11.2006 года о рыночной стоимости здания колесного цеха и проект соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности.
05.03.2007 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (управление имущества организаций коммерческого сектора) сообщило о том, что отчеты N 048-06 от 20.11.2006 года и N 047-06 от 21.11.2006 года не могут быть рекомендованы для целей заключения соглашения о разделении долей в праве общей долевой собственности и направило экспертное заключение с замечаниями, после устранения которых, возможно повторное рассмотрение соглашения.
В экспертном заключении было отмечено, что при оценке необоснованно была использована площадь земельного участка лишь под застройкой, а не весь предоставленный кооперативу участок, оценщик не описал здание до реконструкции и не оценил эффективность капитальных вложений, не привел точные ссылки на источники. Кроме того, в отчете N 048-06 при затратном методе оценки не учтена прибыль и не приведено экономическое обоснование целесообразности восстановительного ремонта; в отчете N 047-06 при доходном методе не отражено, учтено ли в ставке капитализации (23,5%) освобождение дохода от налога на прибыль.
02.08.2008 года при повторной экспертизе отчета ТУФА УФИ по Тамбовской области вновь отразило некоторые из указанных недостатков отчетов и указало на то обстоятельство, что с момента проведения оценки прошло более 6 месяцев.
В соответствии с дополнительным соглашением от 20.12.2007 года к договору от 30.10.2007 года N 128-07, ЗАО "АУДИТ-ИНВЕСТ" произвело оценку рыночной стоимости здания колесного цеха площадью 7 837,8 кв.м. (литер К, К1, кадастровый номер 68:26:00 00 000:0016) на 30.10.2007 года, что составило 74 114 000 руб. (с учетом НДС) и величины затрат на реконструкцию оцениваемого здания, что составило 39 290 887 руб.
В материалы дела были представлены договоры подряда на строительство колесного цеха, справки формы КС-3, акты приемки выполненных работ, счета-фактуры.
В соответствии с договором N 064-08 от 01.08.2008 года на проведение оценки ЗАО "ИНВЕСТ-АУДИТ" представило отчет о рыночной стоимости здания колесного цеха с земельным участком на 13.08.2008 года, согласно которому стоимость здания и земельного участка - 83 421 800 руб. (с учетом НДС). Величина затрат на реконструкцию объекта составила 39 290 887 руб. (с учетом НДС).
Экспертным заключением по отчету от 01.08.2008 года N 064-1-08 на 13.908.2008 года, представленный отчет был признан соответствующим требованиям действующего законодательства РФ об оценочной деятельности.
Согласно техническому паспорту нежилого здания N 1 по ул. Привокзальная г. Мичуринска (реестровый номер 68:26:000/001/0220/1) литеры К, К1 площадью 7 837,8 кв.м, основная площадь здания составляет 7 395,9 кв.м.
В отзыве на исковое заявление ТУФА УФИ по Тамбовской области указало, что капитальные вложения в строительство колесного цеха из федерального бюджета составили 25 951 277 руб.
Из проекта соглашения N 261/37 усматривается, что истец определил стоимость своих капитальных вложений в 16 935 201 руб., что соответствует 39,49 % или 39/100, соответственно, доля иных собственников составила 61/100.
Согласно проекта соглашения на основании отчета ЗАО "ИНВЕСТ-АУДИТ", доли сторон определены как ?, исходя из стоимости всего объекта 79 000 445 руб.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.02.1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" в редакции Федерального закона от 19.06.1995 года N 89-ФЗ предусмотрено, что основным правовым документом, регулирующим производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Следовательно, закон не предусматривает обязательного требования к форме и наличие одного документа.
По смыслу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договора связывается с достижением соглашения по всем его существенным условиям, под которыми понимаются условия о предмете договора, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из содержания договора от 17.04.1995 года следует, что арендатор имеет право с согласия арендодателя вносить изменения в состав и структуру государственного имущества, переданного по договору аренды, а также имущества коллективной собственности, следовательно, осуществлять инвестиции в имущественный комплекс предприятия. Исходя из совокупности данного условия договора с положениями Государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 522 от 24.07.1992 года, письмами и указаниями МПС, имеющимися в деле, возможно сделать вывод о наличии соглашения о капитальных вложениях в производство проектных, строительных и других работ, что свидетельствует о том, что инвестиции имели место в создание нового объекта.
Из содержания указанных документов не усматривается, что вложения подразумевали благотворительный или возмездный характер.
Переписка сторон по поводу необходимости обоснования размера вложений в целях заключения соглашения сторон о распределении долей также свидетельствует о наличии соглашения о создании общей долевой собственности.
Отказ 02.04.2004 года ТУ Минимущества по Тамбовской области в даче согласия на заключение инвестиционного договора не имеет правового значения, так как он имел место после осуществления вложений в строительство цеха согласно договору, Государственной программе и с разрешения компетентных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Довод суда первой инстанции о невозможности удовлетворить исковые требования в связи с незавершением строительства, судебная коллегия не нашла обоснованным, т.к. пунктом 3 статьи 7 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" предусмотрено, что незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса. После ввода в эксплуатацию осуществляется раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре в соответствии с положениями статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом соглашения сторон.
Кроме того, в соответствии с действующими на момент составления акта о приемке в эксплуатацию Строительными нормами и правилами СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 года N 84), законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежали приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями, в состав которых должны были входить в качестве членов комиссии представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, различных государственных органов (санитарного надзора, пожарного надзор) и др. Датой ввода объекта в эксплуатацию считалась дата подписания акта Государственной приемочной комиссией. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии. Эти акты утверждались решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии.
Данный документ подтверждал момент создания объекта недвижимости, с показателями, соответствующими требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также устанавливал возможность его эксплуатации (использования) в соответствии с целевым назначением.
Приведенным требованиям отвечает акт приемки законченного строительством объекта N 1505 от 30.12.2004 года, здания колесного цеха по ул. Привокзальная, 1 г. Мичуринска, общей площадью 7 837,8 кв.м.
Исходя из данных отчета от 01.08.2008 года N 064-1-08 на 13.08.2008 года, из соотношения величины капитальных вложений истца и рыночной стоимости здания (39 250 887 : 77 000 445), доля истца в праве собственности может быть определена как 2487/5000, доля остальных сособственников составит, соответственно 2513/5000.
Возражения комитета по управлению имуществом Тамбовской области относительно определения доли без учета вложений в завершение строительства из бюджета области, не могут повлиять на выводы суда, так как при определении размера доли за основу берется стоимость всего здания (с учетом переданных колледжу помещений) и размер вложений истца. Затраты на капитальные вложения, оплаченные из бюджета субъекта будут иметь значение при определении соотношения долей между Тамбовской областью и Российской Федерацией.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение иска и за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.05.2009 года по делу N А64-5204/08-21 отменить.
Признать за производственным кооперативом "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" право на 2487/5000 доли в праве общей собственности на нежилое здание колесного цеха, расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Привокзальная, д. 1, литер К, К1.
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу производственного кооператива "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Л.М.Мокроусова |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5204/2008
Истец: ПК "МИЧУРИНСКИЙ ЛОКОМОТИВНО-РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД "МИЛОРЕМ", ПК "Мичуринский локомотивный завод "Милорем", Производственный кооператив "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем"
Ответчик: ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУ ФА УГИ по Тамбовской области, ТУ ФАУГИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФАУГИ РОСИМУЩЕСТВО, Г. МОСКВА, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области
Третье лицо: ЗАО "Аудит-Инвест", Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Железнодорожный колледж", ТОГОУ СПО "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ", Управление Росреестра по Тамбовской области