г. Томск |
|
03 апреля 2013 г. |
Дело N А27-13789/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2013 по делу N А27-13789/2012 (судья Л. С. Тимошенко)
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (ОГРН 1084205006600, ИНН 4205153492)
к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования по Кемеровской области об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - Общество, ОАО "СКЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора) от 10.04.2012 N ВЗН-083/23.
Решением суда от 31.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано на законность вынесенного предписания.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает доводы Управления Росприроднадзора несостоятельными.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.02.2012 084-кн Управлением Росприроднадзора в период с 05.03.2012 по 30.03.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ОАО "СКЭК" при осуществлении производственной деятельности при ведении подземных горных работ на участках недр: "Пугачевский водозабор" Пугачевского месторождения в рамках лицензии КЕМ 01446 ВЭ, "Ягуновский водозабор" в рамках лицензии КЕМ 01447 ВЭ (г. Кемерово), "Каменский" в рамках лицензии КЕМ 01437 ВЭ, "Березовский" в рамках лицензии КЕМ 01438 ВЭ, "Южный" в рамках лицензии КЕМ 01439 ВЭ, "Станция Барзас" и "Бойлерная" в рамках лицензии КЕМ 01435 ВЭ и других объектах ОАО "СКЭК".
По результатам проведенной проверки Управлением Росприроднадзора составлен акт проверки от 10.04.2012 N ВЗН-083 и вынесено предписание N ВЗН-083/23 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Посчитав предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из того, что оспариваемое предписание неконкретно и допускает неопределенность в изложении требований, в том числе, в части срока его исполнения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным предписания Управления Росприроднадзора необходимо наличие двух условий: несоответствие такого предписания закону или иному нормативному акту и нарушение этими предписанием прав и законных интересов Общества.
Из оспариваемого Обществом предписания следует, что ОАО "СКЭК" надлежит до 15.09.2012 разработать и согласовать в установленном порядке проект эксплуатации участка недр "Пугачевский водозабор", регламентирующий условия эксплуатации, в котором в том числе должны быть предусмотрены контроль за эксплуатацией водозабора и водоподъемного оборудования, мероприятия по защите подземных вод в зонах санитарной охраны, обоснование рационального количества эксплуатируемых и резервных скважин.
Вместе с тем, судом первой инстанции учтено, что в настоящее время не предусмотрен в качестве самостоятельного документа, требующего согласования, - проект эксплуатации участка недр, согласованию подлежит проектная документация - проект водозабора.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно подпункту "в" пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора.
Приказ Минприроды России от 27.10.2010 N 463 и Приказ Роснедр от 22.06.2010 N 654, устанавливающие требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, а также порядок рассмотрения и согласования технических проектов разработки месторождений подземных вод, не предусматривают представление в лицензирующий орган в качестве самостоятельного документа - проекта эксплуатации участка недр; согласованию подлежит проектная документация - проект водозабора.
Ссылка Управления Росприроднадзора на то, что Обществу не предписывалось согласование проекта эксплуатации участка недр в качестве самостоятельного документа, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с пунктом 4.9 лицензии КЕМ 01435 ВЭ по результатам проведенных работ в соответствии с пунктами 13 и 14 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 3314-1 от 15.07.1992, и пунктами 3.2, 3.4, и 3.5 Инструкции по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденной Роскомнедра от 14.04.1994, Обществу надлежит разработать и согласовать в установленном порядке проект эксплуатации участка недр, регламентирующий условия эксплуатации, в котором в том числе должны быть предусмотрены контроль за эксплуатацией водозабора и водоподъемного оборудования, мероприятия по защите подземных вод в зонах санитарной охраны.
Содержание данного пункта свидетельствует о том, что проекты эксплуатации участков недр "Станция Барзас" и "Бойлерный" должны быть представлены в качестве самостоятельного документа. Иного действующим законодательством на момент получения лицензии не было предусмотрено.
В акте проверки от 10.04.2012 Управлением Росприроднадзора установлено, что разработка двух проектов эксплуатации участков недр "Станция Барзас" и "Бойлерный" и согласование их с Кузбасснедра производится ООО НПО Кузбассгеолмониторинг" по договору от 02.08.2010 N 25-10/р.
Оспариваемым предписанием Обществу указано на необходимость разработки и согласования в установленном порядке проекта эксплуатации участков недр "Станция Барзас" и "Бойлерная", регламентирующего условия эксплуатации, в котором в том числе должны быть предусмотрены контроль за эксплуатацией водозабора и водоподъемного оборудования, уточненная оценка границ зон санитарной охраны, мероприятия по защите подземных вод в зонах санитарной охраны, обоснование рационального количества эксплуатируемых и резервных скважин.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что из акта проверки и вынесенного на его основании предписания следует, что Управление Росприроднадзора имело в виду проект эксплуатации именно участков недр, а не проект водозабора.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что Управлением Росприроднадзора также выдано предписание N ВЗН-083/25 от 10.04.2012, обязывающее Общество в срок до 01.02.2013 получить решение комиссии при Кузбасснедра о принятии материалов первого этапа и внесения изменений (дополнений) в лицензию второго этапа.
При этом оспариваемым предписанием Обществу также указано на необходимость получения решения комиссии при Кузбасснедра о принятии материалов первого этапа и внесения изменений (дополнений) в лицензию второго этапа, но в срок до 15.09.2012.
Следовательно, оспариваемое предписание неконкретно и допускает неопределенность в изложении требований в части срока исполнения одного и того же требования.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы Управления Росприроднадзора, заявленные в суде первой инстанции и оцененные судом, и не опровергают выводов суда первой инстанции.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2013 по делу N А27-13789/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В. А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13789/2012
Истец: ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2656/13
16.12.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1642/13
20.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2656/13
03.04.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1642/13
31.01.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13789/12