г. Самара |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А55-29554/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Оникс" - представителя Савченко А.А. (доверенность от 19.11.2012),
от ИФНС России по Ленинскому району г.Самары - представителя Ежовой Е.Н. (доверенность от 10.01.2013 N 03-10/00133),
от Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Оникс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2013 года по делу N А55-29554/2012 (судья Лихоманенко О.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оникс", г.Самара,
к ИФНС России по Ленинскому району г.Самары, г.Самара,
третье лицо: Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области), г.Самара,
о признании недействительным решения от 29 июня 2012 года N 12-37/15374,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании от 29 июня 2012 года N 12-37/15374.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г.Самары N 12-37/15374 от 29.06.2012 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Оникс" к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 463681 руб. 40 коп., начисления пени в размере 74145 руб. 18 коп., а также доначисления земельного налога в сумме 1412680 руб. 18 коп., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Оникс" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявления, жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Оникс" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить в части, в которой отказано в удовлетворении заявления, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г.Самары в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Оникс", в соответствии со ст.388 НК РФ, является плательщиком земельного налога.
Во исполнение обязанности по уплате земельного налога, учитывая положения п.3 ст.391 НК РФ, воспользовалось предоставленным Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков") правом на получение в территориальном органе Росреестра сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Согласно представленной ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области кадастровой выписке от 15.08.2011 N 63-00-102/11-160394 о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0517004:503 кадастровая стоимость земельного участка составляет 14614674 руб. 56 коп. (л.д.28).
Указанные сведения послужили основанием для исчисления ООО "Оникс" земельного налога и представления в ИФНС России по Ленинскому району г.Самары налоговой декларации за 2011 год.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2011 год, ИФНС России по Ленинскому району г.Самары вынесено оспариваемое решение N 12-37/15374 от 29.06.2012.
Указанным решением ООО "Оникс" привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 463681 руб. 40 коп., доначислен земельный налог в размере 2318407 руб., а также пени 74145 руб. 18 коп. (л.д.16-22).
Основанием принятия послужило неправильное исчисление земельного налога, поскольку по сведениям, предоставленным в ИФНС России по Ленинскому району г.Самары из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номер 63:01:0517004:503 за период с 01.01.2011 по 07.04.2011 составляла 385530071 руб. 12 коп., а с 08.04.2011 и по настоящее время кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 159519369 руб. 77 коп. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 14614674 руб. 56 коп. является ошибочной (л.д.33).
УФНС России по Самарской области решением от 06.09.2012 N 03-15/22799 утвердило оспариваемое решение ответчика (л.д.23-25).
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых принят судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Пунктом 1 ст.388 НК РФ к плательщиками земельного налога отнесены организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии с п.1 ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Постановлением Правительства РФ N 52 от 07.02.2009 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Росреестра предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном ст. 14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в частности, сведения, внесенные в ГКН, представляются в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта об объекте недвижимости, содержащих сведения об объекте.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу должна определяться юридическим лицом на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в ГКН, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.
Статьей 17 НК РФ определено, что налог считается установленным только когда определены плательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая база.
Из п.1 ст.391 НК РФ следует, что кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года (п.14 ст.396 НК РФ).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Информационный обмен сведениями регламентирован Порядком обмена сведениями в электронном виде между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой, утвержденных совместным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой от 13.09.2007 N П/0235/ММ-3-13/529.
Кадастровая стоимость участков на 2009 год по Самарской области устанавливалась Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", и на 2011 год не претерпела изменений.
Следовательно, на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:503 составляла 385530071 руб. 12 коп.
В соответствии с письмом Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) от 02.05.2012 N 9959 кадастровая стоимость земельного участка пересчитана с 08.04.2011 в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка с "Амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры" на "Центры обслуживания туристов". Изменения в сведения о разрешенном использовании внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости в соответствии с представленными документами (л.д.33, 34, 36).
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, заявитель имел возможность самостоятельно исчислить земельный налог по рассматриваемому участку, исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в ГКН.
Суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости исчисления земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 159519369 руб. 77 коп.
В соответствии с п.7 ст.396 НК РФ сумма налога подлежит исчислению исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика.
Согласно письму Минфина РФ от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40, если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации и до конца налогового периода должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.
Как установлено судом, что на дату государственной регистрации права на земельный участок - 19.07.2011 действительная кадастровая стоимость земельного участка составляла 159519369 руб. 77 коп.
Отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
Указанная правовая позиция сформулирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 06.11.2012 N 7701/12.
Следовательно, обоснованно исчисленный и подлежащий уплате земельный налог составляет 997075 руб. 82 коп. (159519369,77 х 1,5 х 0,4167) : 100.
ООО "Оникс" сумма земельного налога исчислена в размере 91349 руб., что привело к необоснованному занижению исчисленной суммы налога за 2011 год в размере 905726 руб. 82 коп. (997075,82 - 91349).
Исходя из изложенного, оспариваемое решение правомерно признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 1412680 руб. 18 коп. (2318407-905726,82).
Заявленные требования в части признания оспариваемого решения недействительным в части начисления пени и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.12 НК РФ также правомерно удовлетворены судом, поскольку о действительной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:503 заявитель не был проинформирован.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства доведения до заявителя сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:503 до наступления срока представления налоговой декларации за 2011 год.
Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию.
В то же время, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка официально доводятся до налоговых органов органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, при проведении камеральной проверки налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам следует доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной налоговой службы от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@ "О земельном налоге" (вместе с письмом Министерства финансов от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75).
Суммы земельного налога (авансовых платежей), исчисленные в установленном порядке по уточненным налоговым декларациям (расчетам) за прошедшие налоговые (отчетные) периоды в связи с получением налогоплательщиком - организацией в текущем налоговом (отчетном) периоде сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости и повлекших необходимость перерасчета налоговой базы и сумм земельного налога (авансовых платежей), не являются недоимкой в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ.
Кроме того, частью первой и главой 31 НК РФ не установлены специальные сроки для исполнения налогоплательщиками - организациями обязанностей по уплате дополнительных сумм земельного налога (авансовых платежей), а также представлению в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам) по земельному налогу в связи с перерасчетом налоговой базы и суммы земельного налога (авансового платежа) при получении сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости. В связи с получением таких сведений обязанность по уплате указанных сумм земельного налога (авансовых платежей) должна быть исполнена налогоплательщиком - организацией в ближайший предстоящий срок уплаты земельного налога (авансового платежа).
Таким образом, если налогоплательщиком исполнена в установленном порядке обязанность по уплате указанной суммы земельного налога (авансового платежа) или суммы земельного налога на основании полученного уточненного налогового уведомления, основания для начисления пеней и привлечения такого налогоплательщика к ответственности отсутствуют.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2012 по делу N А55-10489/2011.
При таких обстоятельствах основания для начисления пени в размере 74145 руб. 18 коп. отсутствуют.
Также отсутствуют основания для привлечения ООО "Оникс" к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 463681 руб. 40 коп., поскольку в соответствии с п.2 ст.109 НК РФ общество не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в его совершении.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что налоговым органом, в нарушение положений ст.ст.108 НК РФ, ч.5 ст.200 АПК РФ, не представлены доказательства вины ООО "Оникс" при исчислении и уплате земельного налога за 2011 год.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для переоценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2013 года по делу N А55-29554/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29554/2012
Истец: ООО "Оникс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары
Третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6044/13
24.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4056/13
22.04.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3959/13
18.02.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29554/12