город Ростов-на-Дону |
|
01 апреля 2013 г. |
дело N А53-29507/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.
при участии:
от истца: представитель Назарян В.Ш. (доверенность от 20.03.2013, паспорт);
от ответчика: не явились, извещен надлежаще (уведомление 46675)
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще (уведомление 40412,46676),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Ростовской области, Администрации города Ростова-на-Дону,
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21 января 2013 г. по делу N А53-29507/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14" (ИНН 6168081770,ОГРН 1026104368047)
к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, Администрации города Ростова-на-Дону
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков
принятое судьей Губенко М.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов - 14" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 67 111 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:25, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 164/4, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, а именно в размере 112 880 702 рубля; об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 851 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:26, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 164/1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, а именно в размере 1 431 382 рубля; об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 11 435 кв.м, кадастровый номер 61:44:03 18 03:0032, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 360, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г., а именно в размере 34 853 880 рублей.
Иск мотивирован несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости.
Определением суда от 16.10.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ростовской области.
Определением суда от 13.11.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21 января 2013 г. по делу N А53-29507/2012 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:07 03 01:25 площадью 67 111 кв. м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 164/4 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, а именно в сумме 112 880 702 рубля, обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:07 03 01:26 площадью 851 кв. м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 164/1 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, а именно в сумме 1 431 382 рубля, обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
Также установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:03 18 03:0032 площадью 11 435 кв. м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 360 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, а именно в сумме 34 853 880 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что действующее законодательство позволяет истцу ставить вопрос об определении кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в размере рыночной стоимости, не оспаривая при этом достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об утверждении.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Правительство Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 января 2013 г. по делу N А53-29507/2012 и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Жалоба мотивирована следующими доводами:
- истцом не представлены доказательства, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков недостоверны;
- выводы экспертов являются необоснованными, не подтвержденными материалами исследования, полученными с процессуальными нарушениями и нарушениями теории и практики судебно-экспертной деятельности и оценочной деятельности.
Администрация г. Ростова-на-Дону также обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 января 2013 г. по делу N А53-29507/2012 и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Жалоба мотивирована следующими доводами:
- суд неправильно применил нормы материального права;
- устанавливаемая кадастровая стоимость земельного участка напрямую влияет на размер налоговой базы муниципального образования, на территории которого он располагается. Соответственно, проведение оценки рыночной стоимости по состоянию на дату внесения сведения в ГКН (на 01.01.2007 г.) и указание на данное обстоятельство в мотивировочной части решения суда, влияет на надлежащее исполнение органами местного самоуправления обязательств при формировании, утверждении, исполнении бюджета городского округа, сбалансированность местного бюджет, а также на обеспечение исполнения местного бюджета и долговых обязательств муниципального образования.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "Комбинат строительных материалов-14" возражало против доводов апеллянтов.
В судебном заседании представитель ООО "Комбинат строительных материалов-14" просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик и третьим лица, извещенные надлежащим образом о времени и дате рассмотрения апелляционной жалобы явку представителей не обеспечили. Жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка, площадью 67 111 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:25, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 164/4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 61АД 380303; земельного участка, площадью 851 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:26, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 164/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 61АД 380304; земельного участка, площадью 11 435 кв.м, кадастровый номер 61:44:03 18 03:0032, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 360, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия АД 249377.
С 01.01.2009 размер кадастровой стоимости земельного участка, площадью 67 111 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:25 составляет 272 874 668 рублей, земельного участка, площадью 851 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:26, составляет 3 460 183,02 рубля, земельного участка, площадью 11 435 кв.м, кадастровый номер 61:44:03 18 03:0032, составляет 210 203 430,1 рубля.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212, которым утверждены средние по муниципальному району и кадастровому кварталу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обществом обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2007 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области. Проведение оценки было поручено ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала по Южному федеральному округу на основании государственного контракта N 2 от 20.04.2007.
Как верно установлено судом первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно абз. 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, предметом доказывания по настоящему делу является размер рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исходил из даты установления кадастровой стоимости на 01.01.2007 г. Заявитель жалобы, со ссылкой на нормы права, арбитражную практику, не обосновал правомерность установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на дату вынесения судебного акта.
Согласно представленному в материалы дела отчету рыночной стоимости спорных земельных участков от 14.09.2012 N 89-1-2012, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бета Консалтинг" Кориневским А.Ю., рыночная стоимость земельного участка, площадью 67 111 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:25 составляет 112 880 702 рубля, рыночная стоимость земельного участка, площадью 851 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:26, составляет 1 431 382 рублей по состоянию на 01.01.2007 г.
Согласно представленному в материалы дела отчету рыночной стоимости спорного земельного участка от 14.09.2012 N 89-2-2012, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бета Консалтинг" Кориневским А.Ю., земельного участка, площадью 11 435 кв.м, кадастровый номер 61:44:03 18 03:0032, составляет 34 853 880 рубля по состоянию на 01.01.2007 г.
Выводы, сделанные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бета Консалтинг" Кориневским А.Ю. в отчетах рыночной стоимости спорных земельных участков от 14.09.2012 N 89-2-2012, от 14.09.2012 N 89-2012, подтверждены экспертным заключением от 02.10.2012 N 120924-443, от 02.10.2012 N 120924-444, подготовленными саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов- оценщиков", согласно которым указанные отчеты соответствуют требованиям нормативных документов РФ в области оценочной деятельности.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза по инициативе Правительства Ростовской области.
В соответствии с результатами судебной экспертизы, проведенной экспертами СЧУ "Ростовский центр судебных экспертиз" Зубко Л.Ю., Борзовым Р.В., изложенными в заключении от 28.12.2012 N 1049/Э, рыночная стоимость земельного участка, площадью 67 111 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:25 составляет 113 820 256 рублей, рыночная стоимость земельного участка, площадью 851 кв.м, кадастровый номер 61:44:07 03 01:26, составляет 1 443 296 рублей, рыночная стоимость земельного участка, площадью 11 435 кв.м, кадастровый номер 61:44:03 18 03:0032, составляет 30 908 805 рублей.
Довод апеллянта - Правительства РО о том, что выводы экспертов необоснованны, не подтверждены материалами исследования, получены с процессуальными нарушениями и нарушениями теории и практики судебно-экспертной деятельности и оценочной деятельности, апелляционным судом во вниманием не принимаются ввиду следующего.
В основу решения суда первой инстанции положены результаты оценки, проведенной истцом, изложенные в отчетах от 14.09.2012 N 89-2-2012, от 14.09.2012 N 89-2012, поскольку доказательств недостоверности указанного отчета в материалы дела не представлено, нарушений данным оценщиком Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки участниками процесса не доказано.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность отчета об оценке определяется выполнением его в соответствии с требованиями закона об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Расхождение установленной различными оценщиками величины рыночной стоимости объекта само по себе не может свидетельствовать о недостоверности одного из отчетов. Указанное предопределено допускаемым законом и стандартами применением различных методов и методик оценки в рамках установленных подходов. А также различием источников и объема информации, используемых в ходе оценки.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, а также, принимая во внимание позицию истца, изложенную в судебном заседании 16.01.2013, о том, что истец поддерживает заявленные исковых требования в части установления рыночной стоимости земельных участков в заявленной в исковом заявлении стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доказательства недостоверности отчетов рыночной стоимости спорных земельных участков от 14.09.2012 N 89-2-2012, от 14.09.2012 N 89-2012 в материалы дела не представлено, а выводы, изложенные экспертами СЧУ "Ростовский центр судебных экспертиз" в заключении изложенными в заключении от 28.12.2012 N 1049/Э, не опровергают, а подтверждают доводы истца о том, что государственная кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 не соответствует его рыночной стоимости.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционных жалоб, отмены либо изменения решения суда первой инстанции отсутствуют. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 января 2013 г. по делу N А53-29507/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29507/2012
Истец: ООО "Комбинат строительных материалов-14"
Ответчик: Филиал Федерального Государственного Бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РО
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области