г. Чита |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А58-6321/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ВОСТОК" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2013 года по делу N А58-6321/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ВОСТОК" (ИНН 7704801271, ОГРН 1127746102770) к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435151857, ОГРН 1041402052427) о признании незаконным решения Рабочей группы, оформленное протоколом N 63 от 29.10.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Шевелев В. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рябов В. В. - представитель по доверенности N 3 от 23.11.2012 г.,
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ВОСТОК" (далее - Общество, заявитель, ООО "УК "ВОСТОК") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее Якутнедра) о признании незаконным решения Рабочей группы, оформленное протоколом N 63 от 29.10.2012 г.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2013 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявочные материалы ООО УК "ВОСТОК" не соответствуют Порядку проведения аукциона, пункту 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, пункту 17 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "ВОСТОК" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также имеется несоответствие выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), обстоятельствам дела.
Якутнедра в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству. Заинтересованное лицо явку в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) издан приказ от 06.09.2012 N 167 о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Правый Ыт-Юрях с притоками в Республике Саха (Якутия). Указанным приказом утвержден состав аукционной комиссии, порядок и условия проведения аукциона.
8 октября 2012 года ООО "УК Восток" обратилось в Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) с заявкой на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Правый Ыт-Юрях с притоками в Республике Саха (Якутия).
Согласно протоколу N 63 от 29.10.2012 заседания рабочей группы, образованной приказом Якутнедра N 204 от 14.11.2011 29 октября 2012 года состоялось заседание рабочей группы группа Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению заявочных материалов на участие в аукционе.
Рабочая группа, рассмотрев заявочные материалы ООО УК "ВОСТОК", отказало в приеме заявки на участие в аукционе в связи с несоответствием аукционной документации пункту 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, требованиям пункта 3 приложения 2 к Порядку аукциона.
Не согласившись с отказом, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 6 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
На основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
В соответствии со статьей 10 Закона о недрах одним из оснований пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр.
Приказом Якутнедра от 06.09.2012 г. N 167 утверждены Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Правый Ыт-Юрях с притоками в Республике Саха (Якутия) (т. 1 л.д. 40).
Согласно пункту 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент) для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным пунктом 17 настоящего Административного регламента.
Требования к документам, представляемым заявителями, установлены в пункте 17 Административного регламента.
Аналогичные требования содержатся в Приложение N 2 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также в пункте 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, разработанного в соответствии с Законом о недрах и утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии с пунктом 11.4 Положения о лицензировании и приложением N 2 к Порядку аукциона заявка на участие в аукционе должна содержать:
- данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;
- данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;
- данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами;
- данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков;
- информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет;
- предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Как следует из протокола N 63 от 29.10.2012, отказ в допуске заявителя к участию в аукционе основан на положениях пункта 3 статьи 14 Закона РФ "О недрах", пункта 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, пункта 3 приложения N 2 к Порядку аукциона.
Пунктом 3 Приложения N 2 Порядка аукциона предусмотрено предоставление заявителем данных о финансовых возможностях, необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем были представлены следующие документы, подтверждающие финансовые возможности Общества: справки филиала "Московский ЗАО "ФИА-БАНК", оборотная ведомость по лицевым счетам за период с 01.09.2012 по 04.10.2012 г.
Из указанных документов следует, что ООО "УК "ВОСТОК" на момент обращения с заявкой на участие в аукционе обладало собственными средствами в размере 9 079 510,00 рублей.
Кроме того, из Выписки из ЕГРЮЛ от 06.07.2012 г. следует, что ООО УК "ВОСТОК" зарегистрировано и поставлено на налоговый учет 16.02.2012 г. Из чего суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что иных документов: в том числе копии бухгалтерских балансов за год, предшествующий подаче заявки и т.д. заявитель представить не мог.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается факт представления Обществом всех документов, предусмотренных пунктом 11.4 Положения о лицензировании и приложением N 2 к Порядку аукциона.
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу пункта 54 Административного регламента решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа.
В протоколе указываются:
а) все зарегистрированные заявки;
б) все отозванные заявителями заявки;
в) заявки, которые приняты для участия в аукционе;
г) заявки, которые не были приняты для участия в аукционе с указанием основания отказа в принятии заявки.
На основании пункта 55 Административного регламента должностное лицо Роснедр или ответственного территориального органа в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола заседания рабочей группы о приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участками недр передает заявителям под расписку соответствующие сообщения в письменной форме или направляет такое сообщение в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр также доводится до заявителей, подавших заявку на участие в аукционе, в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Между тем в нарушение указанных норм, Якутнедра ни в протоколе N 63 от 29.10.2012, ни в письме от 31.10.2012 N 01-03/21-2792 не указало, в чем конкретно выразились недостатки заявочных материалов ООО УК "ВОСТОК, какие именно документы не были представлены обществом вместе с заявкой и что непосредственно послужило основанием для принятия решения об отказе в принятии заявки на участие в аукционе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Якутнедра не обосновал причины несоответствия заявочных материалов ООО УК "ВОСТОК" требованиям пункта 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и пункту 3 Приложения N 2 Порядка аукциона. Вывод рабочей группы о несоответствии представленных обществом заявочных материалов Порядку и условиям проведения аукциона основан на формальном подходе к оценке представленных документов, а также на не соответствующих законодательству требованиях.
Как было указано выше, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на Якутнедра.
В нарушение указанных норм заинтересованным лицом не представлено доказательств соответствия оспариваемого решения рабочей группы по отказу в приемке заявки ООО УК "ВОСТОК" на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Правый Ыт-Юрях с притоками в Республике Саха (Якутия) действующему законодательству.
При этом оспариваемый отказ в приеме заявки на участие в аукционе, оформленный протоколом Рабочей группы N 63 от 29.10.2012 г. непосредственно нарушает права и законные интересы ООО УК "ВОСТОК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия для участия в аукционе на право пользования недрами.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выяснится, что оно соответствует действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все названные выше доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2013 года по делу N А58-6321/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2013 года по делу N А58-6321/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Рабочей группы, образованной приказом Якутнедра от 14.11.2011 г. N 204, оформленное протоколом N 63, утвержденным начальником Якутнедра 31.10.2012 г., об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "УК "ВОСТОК" в приеме заявки к участию в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Правый Ыт-Юрях с притоками в Республики Саха (Якутия).
Обязать Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "УК "ВОСТОК" в установленном законом порядке.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Рылов Д.Н. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6321/2012
Истец: ООО "УК ВОСТОК", ООО Управляющая компания "ВОСТОК"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3281/13
23.04.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-773/13
21.02.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-773/13
29.01.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6321/12