г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2013 г. |
Дело N А56-38753/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Манзук Н.В. по доверенности от 13.06.2012 N 089.
от ответчика: Бугаевой Е.А. по доверенности от 27.12.2012 N 01/26-2263/12-0-0.
от 3-го лица: Салита С.Е. по доверенности от 27.03.2013 N 835.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2055/2013) ЗАО "Империя - Фарма" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012 по делу N А56-38753/2012 (судья Сергеева О.Н.), принятое
по заявлению ЗАО "Империя-Фарма"
к Комитету по здравоохранению
3-е лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр"
Об обязании совершить действия
установил:
Закрытое акционерное общество "Империя-Фарма" (191123 г.Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.34, пом.20Н, лит.Б, ОГРН 1027807986360, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (191023 г.Санкт-Петербург, ул.Малая Садовая, д.1, ОГРН 1037843003285, далее - Комитет, ответчик), в котором просило обязать Комитет совершить фактические действия по принятию товарно-материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении общества, согласно описи (приложение N 3 к иску).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" (198095 г.Санкт-Петербург, ул.Шкапина, д.30, ОГРН 1027810283170, далее - медицинский центр).
Решением суда от 29.11.2012 в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования являются неконкретными; доказательства, подтверждающие принадлежность лекарственных средств с истекшим сроком годности городу Санкт-Петербургу в лице Комитета по здравоохранению, истцом не представлены.
В апелляционной жалобе, поддержанной представителем общества в судебном заседании, истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Истец настаивает, что заключенные между обществом и Комитетом государственные контракты сочетают в себе элементы договоров возмездного оказания услуг по обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и договоров хранения. Следовательно, к отношениям сторон, вытекающим из указанных контрактов, применимы положения Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о хранении. По мнению подателя жалобы, суд не дал оценки представленным в материалы дела доказательствам (инвентаризационным описям, актам о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение), что свидетельствует о неисследовании судом указанных документов.
От Комитета поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выражает согласие с принятым судебным актом. Считает правомерным вывод суда о том, что заключенные между сторонами контракты не являются договорами хранения.
Комитет настаивает, что все остатки товара по состоянию на 01.01.2011 приняты от истца, ссылаясь на Акт приема-передачи остатков лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 10.02.2011. По мнению ответчика, из представленных истцом документов не представляется возможным определить, что указанные в исковом заявлении лекарственные препараты принадлежат Санкт-Петербургу.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу Комитет обращает внимание, что представленные истцом инвентаризационные описи не могут являться доказательствами по делу, поскольку не содержат ссылки на государственные контракты и не подписаны уполномоченным Комитетом лицом.
Представитель медицинского центра в судебном заседании поддержал возражения ответчика на апелляционную жалобу, письменный отзыв с изложением позиции третьего лица не представлен.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период 2008-2011 годов между ЗАО "Империя-Фарма" (исполнитель) и Комитетом по здравоохранению (государственный заказчик) по результатам проведенных конкурсов заключены государственные контракты Санкт-Петербурга:
- N 234 от 31.12.2008, сроком действия до 31.12.2009;
- N 190 от 29.10.2009, сроком действия до 31.12.2010;
- N N 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,17,18,19,20,21,22,23 - все от 30.12.2010, сроком действия до 31.12.2011;
- N 44 от 26.01.2011, сроком действия от 31.12.2011;
- N N 46,48,49 - все от 10.02.2011, сроком действия до 31.12.2011.
Предметом указанных государственных контрактов являлось обеспечение ЗАО "Империя-Фарма" лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения льготной категории граждан.
В соответствии с пунктом 2.2.3 контракта N 234, пунктом 2.2.8 контракта N 190, пунктами 2.2.2 контрактов NN 6-23, пунктом 1.1 контракта N 44, пунктами 2.2.2 контрактов NN 46,48,49 исполнитель принимает на ответственное хранение лекарственные средства и изделия медицинского назначения, подлежащие отпуску льготным категориям граждан.
После истечения сроков исполнения государственных контрактов, общество письмами от 24.11.2010 исх.N ИФ-1-5/3043, от 23.11.2011 исх.N ИФ-1-5/2407, от 20.04.2012 исх.N ИФ-1-5/572, от 17.05.2012 исх.NИФ-1-5/713 уведомило ответчика о необходимости приемки им остатков лекарственных средств, находящихся на ответственном хранении ЗАО "Империя-Фарма" и не отпущенных в рамках действия государственных контрактов.
На основании распоряжения Комитета по здравоохранению третьим лицом по Актам о возврате товарно-материальных ценностей в течение 2012 года приняты товарные остатки на общую сумму 610 538 917, 47 руб.
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения общей стоимостью 72 129 392,77 руб. с ответственного хранения истца не приняты.
Полагая, что общество не вправе распоряжаться находящимися у него на хранении лекарственными средствами, собственником которых является Санкт-Петербург, в том числе и принять решение об их уничтожении (ввиду истечения срока годности), ЗАО "Империя-Фарма" обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету об обязании совершить фактические действия по принятию товарно-материальных ценностей.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон и третьего лица, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого судебного акта, учитывая следующее.
В соответствии с условиями государственного контракта N 234, в обязанности исполнителя входило:
- направление полученных от государственного заказчика сводных заявок поставщикам, у которых заключены государственные контракты с государственным заказчиком;
- осуществлять приемку от поставщиков товара по количеству и качеству;
- осуществлять хранение поступающих от поставщиков товаров в соответствии с лицензионными требованиями и условиями;
- организовать и обеспечить в аптечных учреждениях отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
По окончании действия контракта исполнитель не позднее 3-х рабочих дней письменно уведомляет заказчика об образовавшемся остатке товара (пункт 4.16 контракта). Не позднее пяти рабочих дней со дня получения письменного уведомления заказчик производит инвентаризацию для определения остатков товара, по итогам которой оформляется Акт инвентаризации, подписываемый сторонами. В срок не позднее 3-х дней с момента подписания Акта инвентаризации исполнитель по письменному указанию государственного заказчика передает последнему или уполномоченному на оказание услуг аптечного склада лицу остаток товара по товарным накладным по форме ТОРГ-12 и Акту приема передачи товара.
Пунктом 4.12 государственного контракта N 190 предусмотрена обязанность исполнителя (ЗАО "Империя-Фарма") в срок до 10.01.2011 произвести инвентаризацию для определения остатков товара. По итогам инвентаризации составляется Акт инвентаризации товара, подписываемый сторонами. Передача остатков товара производится исполнителем в срок не позднее 3-х дней с момента подписания Акта инвентаризации (пункт 4.13).
Аналогичные обязанности истца в части срока проведения инвентаризации остатков товара и составления Акта предусмотрены и всеми остальными вышеперечисленными государственными контрактами.
Между тем, доказательства исполнения указанных условий государственных контрактов истцом не представлены.
В судебном заседании представитель общества не отрицал, что инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей по каждому государственному контракту обществом не проводилась, учет остатков в разрезе контрактов не осуществлялся.
Из материалов дела следует, что инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей составлены обществом только в январе 2012 года (т.14 л.д.94-106, т.13 л.д.77-165).
Истец настаивает, что хранение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по государственным контрактам с Комитетом по здравоохранению осуществлялось им отдельно от остальных, находящихся на складе общества товарно-материальных ценностей.
Однако, как видно из Актов о приеме-передаче товарно-материальных ценностей (том 15), строка "номер места хранения" в Актах не заполнена.
Кроме того, как обоснованно отмечено ответчиком, Акты приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение по государственным контрактам N N 234, 190, 44, 46, 48, 49 истцом не представлены.
Из направленного ответчиком с отзывом на апелляционную жалобу Акта приема-передачи остатков лекарственных средств и изделий медицинского назначения по состоянию на 01.01.2011 видно, что третьим лицом принято от истца материальных ценностей на общую сумму 1 025 349 583,45 руб.
В январе 2012 года третьим лицом по Актам о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, приняты лекарственные препараты по фактическому наличию (т.14).
При изложенных обстоятельствах утверждение ответчика о принятии им всех принадлежащих Санкт-Петербургу остатков товарно-материальных ценностей, поставленных в рамках вышеуказанных государственных контрактов, признается апелляционным судом доказанным материалами дела.
В соответствии со статей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для предъявления иска, лежит на ЗАО "Империя-Фарма".
Принимая во внимание положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом принадлежности перечисленных в приложении N 3 к исковому заявлению лекарственных средств городу Санкт-Петербургу.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 ноября 2012 года по делу N А56-38753/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Империя-Фарма" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38753/2012
Истец: ЗАО "Империя-Фарма"
Ответчик: Комитет по здравоохранению
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр"
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13025/13
04.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13025/13
29.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4728/13
09.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2055/13
29.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38753/12