Комментарий к письму Минфина РФ
от 7 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/85
Данное письмо посвящено затратам на питание вахтовых работников. В нем Минфин высказал свою точку зрения относительно того, в состав каких расходов их включать и в каком размере. В комментарии рассмотрен альтернативный вариант.
Особенность вахтового метода работы
Данный метод применяется в случае, когда компания для ведения своей деятельности привлекает работников издалека. При этом они не имеют возможности каждый день возвращаться к месту своего постоянного проживания. В таких случаях для них фирма организует вахтовые или временные поселки с объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, а также подсобными хозяйствами и иными аналогичными службами. То есть иногородним работникам создаются необходимые для проживания условия, которые существенно облегчают их существование и избавляют от бытовых проблем. Ведь вахтовый метод организации труда используется, например, для строительства, ремонта или реконструкции производственных или социальных объектов в необжитых, отдаленных районах или в местах с особыми природными условиями. Цель данного метода - сокращение сроков выполнения работ.
Признание затрат по нормам
О том, что фирма, использующая вахтовый метод работы, должна обеспечить задействованным в соответствующей деятельности специалистам ежедневное трехразовое питание, говорится в пункте 6.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ*(1).
Затраты на трехразовое питание работников, проживающих в вахтовых (временных) поселках, Минфин приравнивает к расходам на содержание данных мест жительства. Это следует из опубликованного письма. Также об этом говорится в письме Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/328. Кроме того, согласно последнему письму, пункты питания трудящихся вахтовым методом относятся к объектам социально-бытового назначения в созданных компанией поселках. Таким образом, затраты на содержание этих объектов следует отражать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Этой же позиции придерживаются и судьи. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 N Ф04-5746/2006 (26157-А67-15) по делу N А67-9272/05 рассматривается ситуация, в которой налоговый орган был не согласен с включением фирмой расходов на питание вахтовых работников в налоговую себестоимость. По мнению ФНС, в состав прочих могут включаться затраты только на содержание объектов общественного питания. Суд же посчитал правомерным факт отнесения спорных сумм к прочим расходам.
Итак, оплата питания вахтовых сотрудников должна признаваться в расходах на содержание временных поселков, в частности на содержание пункта питания. Но не надо забывать, что при этом следует принимать во внимание нормативы на содержание аналогичных служб, утвержденные органами местного самоуправления. В случае же их отсутствия лимиты таких затрат определяются в порядке, который применяется на аналогичных объектах, расположенных на данной территории и подведомственных указанным органам.
Если орган местного самоуправления не утвердил эти нормативы и если не установлены они и для объектов, подведомственных организациям, которые решают вопросы местного значения, то фирма не сможет уменьшить свои налогооблагаемые доходы на расходы, в частности, по содержанию социально-бытовых структур. Такой вывод следует из письма Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/4/81, в котором приводятся разъяснения относительно затрат на оплату проживания вахтового персонала в местных общежитиях и гостиницах.
Обратите внимание: по смыслу нормы подпункта 32 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для отнесения затрат к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, необходимы три условия. А именно: осуществление на предприятии деятельности вахтовым методом (способом); утверждение местными органами власти нормативов затрат; нахождение на балансе налогоплательщика вахтового или временного поселка (см. постановление ФАС Московского округа от 04.12.2006, 05.12.2006 N КА-А40/11827-06).
Если нормативы не утверждены
При отсутствии утвержденных норм на организацию трехразового питания компания, вопреки разъяснениям чиновников, может уменьшить налогооблагаемые доходы на соответствующие издержки, основываясь на положениях статьи 252 Налогового кодекса. Ведь пунктом 1 этой статьи установлено, что для целей обложения налогом на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы. Под обоснованными же понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Кроме того, расходами признаются любые издержки при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому затраты на трехразовое питание работников, проживающих в вахтовых (временных) поселках, могут быть учтены фирмой при определении базы по налогу на прибыль. Причем в полной сумме в составе прочих расходов на основании подпункта 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
В подтверждение этой позиции существует положительная арбитражная практика. Так, в вышеупомянутом постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 N Ф04-5746/ 2006(26157-А67-15) суд принял сторону налогоплательщика, который включил услуги на создание условий для организации общественного питания работников, участвующих непосредственно в производственном процессе предприятия, в состав прочих расходов в полной сумме. Ведь подпункт 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса не содержит закрытого перечня затрат на организацию питания.
Кроме того, по мнению судей, пунктом 4 статьи 252 Налогового кодекса налогоплательщику предоставлено право самостоятельно решать, к какой группе расходов отнести затраты. А именно к нормируемым расходам на содержание вахтовых и временных поселков (подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ) или к расходам, связанным с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Итак, затраты на создание условий для организации ежедневного трехразового питания иногородних сотрудников (собственными силами или с привлечением третьих лиц) фирмы должны признавать в расходах на содержание вахтовых поселков, в частности столовой. При этом им необходимо учитывать нормативы на содержание аналогичных служб, утвержденные органами местного самоуправления.
В случае признания этих затрат в полной сумме при отсутствии вышеназванных утвержденных ограничений в расходах, связанных с содержанием помещений объектов общественного питания, которые обслуживают трудовые коллективы, предприятию придется защищать свою позицию.
Д.Г. Николаев,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 5, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 N 794/33-82.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.