г. Пермь |
|
13 ноября 2007 г. |
Дело N А50-7783/2007-А14 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Щеклеиной Л.Ю., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя - Администрации Коми-Пермяцкого округа Пермского края: Тотьмянина Н.В., паспорт, доверенность от 09.10.2007 г.
от ответчика - Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Долматова Н.М., удостоверение, доверенность от 11.04.2007 г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 августа 2007 года
по делу N А50-7783/2007-А14,
принятое судьей Ситниковой Н.А.
по заявлению Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края
к Государственному учреждению - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным ненормативного правового акта
установил:
Администрация Коми-Пермяцкого округа Пермского края (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом дополнения) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Учреждение) от 18.05.2007 г. N 326ш/107/94 о привлечении страхователя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб. на основании ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ) за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением арбитражного суда от 13.08.2007 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что изменение порядка регистрации страхователей - юридических лиц с 01.01.2004 г. не освободило от обязанности по регистрации в качестве страхователей те юридические лица, которые уже были созданы и прошли государственную регистрацию до 01.01.2004 г., но еще не зарегистрированны в качестве страхователей; уклонение от регистрации характеризуется непрерывным осуществлением состава правонарушения, то есть правонарушение является длящимся; привлечение к ответственности должно производиться по правилам, действующим на момент совершения правонарушения, то есть на момент окончания его совершения - 07.02.2007 г.; в рассматриваемой ситуации юридическое лицо уклонялось от регистрации в качестве страхователя более семи лет; вывод суда об отсутствии оснований для привлечения таких юридических лиц к ответственности, предусмотренной за нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика, неверен; действие Закона N 125-ФЗ распространяется не только на тех юридических лиц, которые были созданы после вступления его в силу, но и на уже созданные к этому моменту юридические лица, а права и обязанности этих двух категорий юридических лиц абсолютно одинаковы. Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация представила письменный отзыв, с доводами жалобы не согласна, считает судебный акт законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва, ссылаясь на пропуск Учреждением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения; отсутствие оснований для привлечения заявителя к ответственности, так как заявитель был зарегистрирован в качестве юридического лица до вступления в силу закона, обязывающего юридическое лицо проходить регистрацию в качестве страхователя в органе Фонда социального страхования. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва, пояснил, что регистрация Администрации Коми-Пермяцкого округа Пермского края в качестве страхователя была произведена Учреждением еще в 2001 г.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной в отношении Администрации Коми-Пермяцкого округа Пермского края проверки, Учреждением составлен акт от 13.04.2007 г. и принято решение от 18.05.2007 г. N 326ш/107/94 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужил вывод Учреждения о нарушении заявителем предусмотренного ст. 6 Закона срока регистрации в качестве страхователя более чем на 90 дней.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, Администрация обратилась с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, поскольку истец был зарегистрирован в качестве юридического лица до вступления в силу закона, обязывающего юридическое лицо проходить регистрацию в качестве страхователя в органе Фонда социального страхования и предусматривающего ответственность за нарушение срока такой регистрации, а в соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации Федеральный закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Такой вывод суда является правильным, соответствует законодательству и материалам дела.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регистрация страхователей - юридических лиц страховщиком производится в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.
За нарушение страхователями сроков регистрации статьей 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб., а за нарушение установленного статьей 6 названного Закона срока более чем на 90 дней - штрафа в размере 10 000 руб.
Вместе с тем, Федеральным законом от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменена редакция статьи 6 Закона N 125-ФЗ.
Согласно названной норме с 01.01.2004 г. регистрация юридических лиц в Фонде социального страхования в качестве страхователей осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальный орган страховщика органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию, соответствующих сведений.
Следовательно, после 01.01.2004 г. обязанность юридических лиц непосредственно самим обращаться в ФСС с заявлением о регистрации, отменена. Соответственно, в отношении них не действуют меры ответственности, предусмотренные статьей 19 Закона N 125-ФЗ.
Кроме того, пунктом 74 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2003 г. N 134 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" также разъяснено, что в связи с тем, что регистрация в качестве страхователей юридических лиц осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые представляются в отделение Фонда соответствующим регистрирующим органом (инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам) в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации, штрафные санкции за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда к юридическим лицам не применяются.
Из материалов дела следует, что Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица 22.08.1991 г. Указом Президента Российской Федерации. С заявлением о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган страховщика заявитель обратился 07.02.2007 г. Довод Администрации о ее регистрации в качестве страхователя в 2001 году документально не подтвержден.
Поскольку на момент рассмотрения спора в суде в действиях Администрации отсутствовал состав правонарушения, за который предусмотрена ответственность по ст. 19 Закона N 125-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением Учреждения.
Арбитражный апелляционный суд также считает необходимым отметить, что оспариваемое заявителем решение является незаконным, поскольку Учреждением пропущен срок для привлечения к указанной ответственности, исчисляемый по правилам ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, с учетом принятия Учреждением оспариваемого решения 18.05.2007 г. пропущен.
Довод заявителя жалобы о длящемся характере совершенного Администрацией правонарушения арбитражным апелляционным судом отклоняется, так как законом установлен конкретный срок регистрации страхователей, а невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением.
Таким образом, решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 августа 2007 года по делу N А50-7783/2007-А14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственно учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е. Ю. Ясикова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7783/2007
Истец: Администрация Коми-Пермяцкого округа Пермского края
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6989/07