г. Москва |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А40-118523/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Седова С.П.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.01.2013 г.
по делу N А40-118523/12, принятое судьей Чекмаревым Г.С. (шифр судьи 151-905),
по иску Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 111141, г. Москва, ул. Электродная, д.4-А)
к Департаменту имущества города Москвы
(ОГРН 1027700149410, 103006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2/1)
третьи лица: 1) Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования "Московский институт медико-социальной реабилитологии"
(ОГРН 1027739406210, 125367, г. Москва, ул. Габричевского, д. 5, корп. 3),
2) Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа"
(ОГРН 1087746250184, 107023, г. Москва, ул. Буженинова, д. 12, стр.1),
3) Департамент финансов города Москвы
(ОГРН 1027700505348,125047, г. Москва, Миусская пл., д. 2)
о взыскании задолженности,
при участии представителей:
от истца: Драголя О.А. по доверенности от 06.12.2012 г.;
от ответчика: Медушевская Т.В. по доверенности от 20.12.2012 г.;
от третьих лиц: от Негосударственного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования "Московский институт медико-социальной реабилитологии" не явился, извещен;
от Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" -не явился, извещен;
от Департамента финансов города Москвы - Яковлева И.Г. по доверенности N 30-19-119 от 25.12.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Департамента имущества г. Москвы за счет казны г. Москвы (далее - ответчик) задолженности за тепловую энергию в размере 316.675,97 руб.
Основанием для обращения в суд послужила поставка тепловой энергии в период с октября 2009 г. по декабрь 2011 года в размере 203,32 Гкал на сумму 316.675 руб. 97 коп. в нежилое помещение расположенное по адресу: г. Москва, ул. Габричевского д. 5 корп. 3 собственником которого являлся город Москвы. Оплата тепловой энергии за спорный период не производилась.
Третьими лицами в деле участвуют Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования "Московский институт медико-социальной реабилитологии", Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" и Департамент финансов города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 января 2013 года исковые требования удовлетворены. Однако суд взыскал задолженность не за счет казны публично-правового образования, а за счет его органа.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. Как указано в жалобе, Департамент имущества города Москвы является не надлежащим представителем города Москвы. Оплачивать тепловую энергию должно третье лицо, у которого заключен договор с истцом. Обязанность по оплате содержания нераспределенных жилых и нежилых помещений возложена на ГУ "ИС ВАО" и Префектуру Восточного административного округа.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик поддержал доводы жалобы, истец возражал против ее удовлетворения, просил оставить решение без изменения. Представитель Департамента финансов города Москвы также просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие третьи лица, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 24 января 2013 года подлежит изменению в связи неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
ОАО "МОЭК" поставило тепловую энергию через присоединенную сеть в помещение, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Первомайская, д.28/24, собственником которого является Департамент имущества города Москвы.
Договор энергоснабжения между сторонами не заключен, тем самым, между сторонами сложились отношения, регулируемые ст. ст. 539-546 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из содержания п. 2 ст. 421, ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ принуждать потребителя к заключению договора энергоснабжения теплоснабжающая организация не вправе. В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, однако от заключения договора уклоняется, фактическое пользование абонентом тепловой энергией расценивается в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты. Согласно Информационному письму президиума ВАС РФ от 05.05.97 N 14, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Ранее данное помещение занимало НОУ "Московский институт медико-социальной реабилитологии" на основании договора аренды помещения с ответчиком.
Между ОАО "МОЭК" и НОУ "Московский институт медико-социальной реабилитологии" был заключен договор энергоснабжения N 21188 от 01.10.2001 г.
В соответствии с п. 2.2.6 договора в случае прекращения деятельности, Абонент обязан за 30 дней письменно проинформировать Энергоснабжающую организацию о расторжении настоящего Договора. Однако, ни Абонент, ни ДИГМ не уведомили ОАО "МОЭК" о прекращении договорных отношений, в связи с чем начисления и выставление платежных документов продолжали производиться на НОУ "Московский институт медико-социальной реабилитологии".
За период с октября 2009 года по декабрь 2011 года, ОАО "МОЭК" отпустило ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию на сумму 316.675 руб. 97 коп. Поставка и объем поставленной тепловой энергии в спорный период подтверждается ведомостями учета параметров теплопотребления (приобщены к материалам дела).
В соответствии с п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения, -отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу Постановления Правительства Москвы от 01.04.2008 г. N 255-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы" Департамент имущества города Москвы является органом, осуществляющим правомочия собственника по распоряжению спорным помещением, а Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московская имущественная казна" создано согласно распоряжению Правительства Москвы от 01.11.2008 г. N 2575-ПП для технического обеспечения учета и содержания движимого и недвижимого имущества, составляющего имущественную казну города Москвы.
Статья 544 ГК РФ обязывает абонента оплачивать фактически принятое и потребленное количество энергии в соответствии с данными учета.
Принятую тепловую энергию ответчик не оплатил в полном объеме. Сумма задолженности за вышеуказанный период составляет 316.675 руб. 97 коп.
Расчет за поставленную тепловую энергию с ответчиком производился истцом по тарифам соответствующих групп потребителей, установленным органом, осуществляющим государственное регулирование (Региональная энергетическая комиссия при Правительстве г.Москвы).
Собственником нежилого помещения находящегося по адресу ул. Габричевского д. 5 корп. 3. является город Москва.
В соответствии п. 5 ст. 13 Устава города Москвы, к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится управление и распоряжение собственностью города Москвы.
Согласно п. 3 ст. 20 от имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 4 ст. 5. Устава города Москвы исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
Согласно положению о Департаменте имущества города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП, Департамент имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами собственности города Москвы, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере имущественных интересов города Москвы, в связи с чем иск заявлен в отношении ответчика.
Департамент имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу пунктов 1, 33.3, 35 Положения о Департаменте, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
В связи с чем, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Применительно к положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, в отношении жилых помещений - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств в пределах своей компетенции.
В данном случае орган, имеющий право как главный распорядитель бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования - города Москвы, участвует в качестве ответчика.
Ссылка ответчика на постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП, Распоряжение Правительства Москвы от 09.08.2011 N 606-РП, согласно которым, по мнению ДИгМ надлежащими ответчиками являются Префектура ВАО г. Москвы и ГКУ г. Москвы "ДЖКХиБ Восточного административного округа" правильно не принята судом первой инстанции.
П. 2.1.4.4. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП действительно установлено, что на ГУ ИС АО ГКУ, а с 01.01.2010 г. на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО (п. 3.4. Постановления Правительства от 08.12.2009 N 1357-ПП) возложена функция получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - бюджетные субсидии) управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК).
П. 16.2 данного постановления также установлено, что функции главного распорядителя бюджетный средств по указанным выше расходам возложены на префектуры административных округов.
П. 5.3.3. Распоряжения Правительства Москвы от 09.08.2011 N 606 РП на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО возложено выполнение функций уполномоченной организации по предоставлению субсидий, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению, субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, теплоснабжающим организациям (далее - субсидии), в том числе функций в том числе получателя бюджетных средств на указанные цели.
Однако, получение бюджетных средств по статье "бюджетные субсидии" тем или иным учреждением не исключает обязанностей Департамента имущества г. Москвы, возложенных на него ввиду осуществления им полномочий собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы в части нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города (п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 г. N 299-ПП).
Кроме этого п.п. 2.1.4.4. и 5.3.3. вышеуказанных постановлений предусмотрено предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК. ОАО "МОЭК" является энергоснабжающей компанией, а не управляющей организацией, деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда не осуществляет. Соответственно нормы данного Постановления возмещение затрат энергоснабжающей организации, осуществившей поставку тепловой энергии в нежилое помещение, не регулирует. Выплата субсидий на содержание нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы ОАО "МОЭК" законодательными актами РФ не предусмотрена.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, требования истца о взыскании задолженности за потребленную энергию в размере 316.675 руб. 97 коп. подлежит удовлетворению.
Вместе с этим по искам к городу Москве Департамент имущества города Москвы, являясь представителем, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Департамент имущества города Москвы участвовал в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города Москвы и, являясь надлежащим представителем ответчика, представляло не интересы собственно Департамента, а интересы города Москвы в указанном споре.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Исковые требования были сформулированы с учетом этих положений закона.
Следовательно, при удовлетворении иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования - города Москвы, а не с государственного органа. При этом в данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку суд первой инстанции, в нарушение разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", не учел, что должником в данном случае является публично-правовое образование, а не его органы, и не указал в резолютивной части о проведении взыскания за счет казны Города Москвы, резолютивная часть судебного акта подлежит частичному изменению.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2013 года по делу N А40-118523/12 изменить.
Взыскать с Департамента имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410) за счет казны города Москвы в пользу Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092) задолженность за тепловую энергию в сумме 316.675 (триста шестнадцать тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей 97 коп. и расходы по государственной пошлины в сумме 9.333 (девять тысяч триста тридцать три) рубля 52 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118523/2012
Истец: ОАО "Московская объединенная Энергетическая компания" (ОАО "МОЭК"), ОАО "МОЭК"
Ответчик: Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа", Департамент финансов города Москвы, НОУ "Московский институт медико-социальной реабилитологии", НОУ ВПО "Московский институт медико-социальной реабилитологии"